Догосударственный период истории восточных славян 7 страница
На социально-политической вершине в период раздробленности находились князья. Князь сохранял свой высокий социальный статус даже в тех землях, в которых были созданы свои органы власти, бравшие на себя выполнение традиционных княжеских прерогатив. Даже Новгородская боярская республика не мыслилась без князя, фактически или номинально осуществлявшего военные, судебные, административные функции, на свое имя собиравшего налоги-дани. Князю принадлежала вся полнота государственной власти: управление и суд, военная, законодательная и в некоторой степени религиозная власть. Во всех древнерусских землях князь имел право сбора налогов и распоряжения казной. Власть князя была священна и непререкаема: «Бог дает власть, — записал летописец, — ему же хощет, поставляет бо царя или князя вышний… понеже то глава есть земли». Поэтому князей древней Руси вполне можно считать верховными собственниками земли, а княжеские пожалования — основным путем появления частной собственности на землю (так называемый путь «сверху»). Возможно, землевладение вырастало из пожалования права на сбор дани. В Новгороде право распоряжаться государственной землей со второй трети XII в. получило вече. Князья являлись не только носителями верховной власти, но и собственниками своих имений — доменов. В отношении к ним и проживавшему здесь населению князь принципиально ничем не отличался от бояр.
Возможно, боярство уже в XII в. оформилось в сословие. Его характеризовало устойчивое правовое положение, обеспеченное рядом привилегий: правом владения землей и осуществлением суда и управления над зависимым населением; законодательным обеспечением защиты жизни, здоровья и личности; законодательным обеспечением защиты чести; особыми привилегиями в наследственном праве. Наиболее могущественные боярские роды сформировались в Галицко-Волынской земле. Здесь же отмечены и наиболее развитые феодальные отношения, что было связано с воздействием реалий соседних Польши, Чехии и Венгрии. Польские шляхтичи уже обладали т. н. «рыцарским правом» (jus militare), предполагавшим обладание землей как вечным владением, которое передавалось потомкам. Феодалы-рыцари освобождались от некоторых государственных повинностей и пользовались правом суда над сидящими на их земле людьми. Бояре Юго-Западной Руси обладали этими привилегиями. В первой половине XII в. в Галицкой земле существовала процедура посвящения в рыцарское звание.
Социальная группа бояр образовалась путем объединения служилой и местной неслужилой знати. Если прежде привилегированное положение получал высший слой близких к князю людей (княжие мужи), то теперь сословными привилегиями обладали лица, не принадлежавшие к княжеской служилой знати и даже противостоявшие княжеской власти. Не служба князю давала высокое положение и сословные привилегии, а знатность и особое имущественное состояние — богатство.
Дальнейшее развитие боярства, особенно Северо-Восточной Руси, было прервано нашествием войск Батыя в 1237—1241 гг. и последующими опустошительными ордынскими походами. Элитный боярский слой был практически полностью физически уничтожен. Из многочисленных боярских семей, окружавших московских князей, объединивших под своей властью Северо-Восточную Русь, только Воронцовых-Вельяминовых относят к домоногольской эпохе, а еще два-три рода брали начало в середине—второй половине XIII в. В конце XIII—XIV в. шло повторное «рождение» боярства как элитного слоя общества.
В новых общественно-политических условиях XII—XIII вв. продолжалось развитие дружины как высшего слоя служилых князю людей. Дружина была неоднородна по своему составу: ее верхушка традиционно называлась боярами (или княжими мужами), детские и отроки по-прежнему совмещали военные, административно-судебные и престижные по двору служебные функции. Из числа детских назначались посадники в города с волостями. Положение детских на социальной лестнице было ниже бояр. Неудачей окончилась отмеченная летописью попытка князя Владимира Мстиславича в 1169 г. превратить своих детских в бояр. В 1175 г. впервые в письменных источниках названы дворяне, и затем они постоянно упоминаются в Северо-Восточной Руси и в Новгородской земле. В Южной Руси их аналогом являлись слуги или слуги дворные. Они исполняли свои обязанности на княжеском дворе и подчинялись дворскому. Дворяне были лично свободными людьми, но от бояр и вольных слуг, выполнявших различные княжеские поручения, их отличало запрещение «отъезда» — перехода на службу к другому князю.
Древнерусское общество XII—XIII вв.: низы.В период политической раздробленности древней Руси можно отметить процесс нивелировки различных социальных групп, их права и обязанности становились все более близкими. Описывая смуту в Галицко-Волынской Руси в 1221 г,. летописец отмети: «… и вся земля попленена бысть: боярин боярина пленившю, смерд смерда, град града, якоже не остатися ни единои вси пленении». Таким образом, выделены в один общественный слой и бояре, и крестьяне-смерды, и торгово-ремесленное население городов. Термином «смерды» на всей территории Руси прежде называлось сельское население, независимо от правового положения: и свободное, и зависимое. Развитие феодальных отношений, показателем которого являлся рост частного, вотчинного землевладения, предполагал постепенное попадание в зависимость все большего числа свободных общинников. Насколько далеко зашел этот процесс в домонгольской Руси — вопрос дискуссионный. В Галицко-Волынской Руси, социально-экономическое развитие которой шло более быстрыми темпами, вполне определенно смердами назывались феодально-зависимые люди, попавшие под власть бояр-вотчинников. В Северо-Восточной Руси смерды последний раз упоминались под 1177 г. и под ними подразумевались люди несвободные, низшая категория населения. Новгородский материал XIII в. дает представление о смердах, как о тяглом сельском населении, организованном в общины-погосты. Сельское население здесь позднее обозначалось и другими равнозначными терминами: сирота, крестьянин, селянин, мирянин.
Считается, что вотчины на Руси с момента возникновения и еще достаточно долгий период не имели феодального характера. В основном в них использовался труд совершенно бесправной категории населения — челяди, холопов, которых их господа принуждали осуществлять сельскохозяйственную работу. Для периода политической раздробленности характерны, во-первых, охват боярским, монастырским и княжеским землевладением все большего числа свободных общинников, а во-вторых, наделение челяди землей и перевод ее на оброк. Тем самым происходило улучшение положения самой бесправной категории древнерусских людей и сближение положения различных категорий сельского населения. Показательно исчезновение термина «смерды»: сближение правового положения различных категорий сельского населения вытесняло это изжившее свой век понятие.
Наряду с холопами в вотчинах Новгородской земли упоминались закладники. Это не отдельная категория населения, а состояние, в котором при определенных условиях мог оказаться и сельский житель (как правило, смерды), и горожанин («купчина»). В закладничестве историки видят подданство в феодальном смысле: попадая под покровительство лица, занимавшего более высокое положение, закладник чувствовал себя более защищенным и получал некоторые экономические выгоды. В XIII в. в Новгородчине появились половники. Считается, что половники — земледельцы (обедневшие смерды), арендовавшие землю у более зажиточных крестьян за плату в виде половины общего ежегодного дохода.
Однако в XII—XIII вв. на всей территории Руси еще преобладали территории, население которых было обязано только выплатами правителю государства (князю). Точно не известно, как назывались свободные общинники в Северо-Восточной Руси: возможно, просто «людьми» или «сиротами». Позднее это население получит наименование «черные люди» или «черносошные крестьяне». Территории, находившиеся в частном владении (вотчинное землевладение), были более распространены в Южной Руси, чем в Северо-Восточной. Общая тенденция социально-экономического развития древнерусских земель приводила к постепенному расширению боярского и церковного землевладения. К концу XV в. в Новгородской земле черное (общинное) землевладение составляло уже менее 10 %. С конца XIV в. по отношению ко всему сельскому населению — и зависимому от феодалов, и свободному — распространяется наименование крестьяне (от «христиане»).
В древней Руси можно обнаружить и людей, относившихся к высшему слою, но происходивших не из бояр и не из служилых князю. Это верхушка городского торгово-ремесленного населения, чье богатство и высокий статус были приобретены вне аграрной сферы, а в торговле, ростовщичестве. В Новгородской земле такие люди в XIV в. назывались «житьи люди». В целом население древнерусских городов называлось нейтрально «люди», «город (град) весь» или по топониму — «новгородцы», «суждальцы», «ростовцы», «кыяне» и др. В конец XIII в. в Галицкой земле появился термин «местичи», обозначавший городское население в противоположность сельскому.
Для древнерусских городов период политической раздробленности до ордынского нашествия — время расцвета. Во второй половине XII — первых десятилетиях XIII в. увеличивалась городская территория, шло строительство новых оборонительных сооружений, культовых зданий, расширялось ремесленное производство и его специализация. Но городское население не обрело своих корпоративных прав и в большинстве регионов не сформировало органов самоуправления. Вольность городов была стеснена постоянным пребыванием в них княжеских и боярских дружин. Пристально следил за горожанами представитель Церкви, которая располагала внушительной силой городских монастырей. Купечество было ограничено в своих правах. Городская верхушка, как правило, делилась на враждующие партии, выступавшие на стороне различных коалиций князей с их междоусобицами.
В целом древнерусское общество нельзя назвать сословным, несмотря на наличие некоторых признаков сословности у его высшего слоя — боярства. Хотя различные группы населения отличались своим социальным статусом, но юридически он не был закреплен.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 508;