Глава 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ (ІХ — начало ХІІІ в.). 1 страница
Характер и особенности развития культуры Древней Руси.Истоки культуры древнерусского общества — в индоевропейском единстве. Многие столетия у предков славян формировались представления о внешнем мире, о природных и социальных процессах. Расселившись на просторах Восточной Европы славяне оказались в зоне интенсивных и разнообразных контактов, на перекрестке цивилизаций. Торговля и обмен, военные столкновения и выплата дани способствовало развитию культурных обменов с соседями, с местными народами — балтскими, финно-угорскими, частично ираноязычными и тюркскими. Рано обозначился и скандинавский фактор, в том числе форме культурного воздействия (например, на лексику восточных славян). Взаимодействие с тюркским кочевым миром продолжалось на всем протяжении древнерусской истории. Таким образом, происходило становление своеобразной духовной и материальной культуры древнерусской цивилизации, что затрудняло ее включение в уже сформировавшиеся цивилизации Запада и Востока. Образование Древнерусского государства дало импульс развитию культуры восточных славян, формированию их этнической общности, границ этнической территории, культурному взаимодействию и консолидации. Даже в период политической раздробленности культурные контакты не ослабевали и продолжалась нивелировка языковых особенностей восточнославянского населения.
На протяжении многих веков в славянском обществе происходило формирование своеобразных религиозных представлений, комплекса магических ритуалов, праздников, приуроченных к циклу хозяйственных работ. Это обусловило глубокое проникновение языческих представлений и обрядности в повседневную жизнь. Воля верховного правителя не могла в одночасье заставить людей поменять свои религиозные представления. Тем не менее Русь довольно быстро стала христианским государством благодаря определенному копромису между христианством и язычеством, когда функции прежних богов были переданы христианским святым, а церковные праздники приурочили к традиционным. Однако христианство, церковные регламентации проникало с трудом в повседневную семейную жизнь. Поэтому в этой сфере долгое время сохранялись языческие обычаи и древний строй жизни. Христианство так и не победило язычество, уничтожив славянское многобожие: в представлениях людей сохранялась низшая мифология, верования магического типа. Например, долгое время восточные славяне по-прежнему хоронили умерших в курганах и в погребениях оставляли украшения с языческой символикой. Такое соединение христианства с язычеством получило название двоеверия.
Важнейшим следствием принятия христианства в Древнерусском государстве стало его вхождение в круг европейских государств, с которыми устанавливались дипломатические отношения, заключались матримониальные союзы и др. То есть выбор религии оказался связанным и с выбором политической ориентации. Значительными были последствия этого шага и для культурного развития Руси. Через византийскую культуру Русь получила возможность в опосредованной форме ознакомиться с традициями античной культуры. Греческая церковь располагала богослужебной, богословской, исторической литературой и высокоразвитым искусством. В Болгарии, близкой по языку и происхождению населения, ко времени принятия христианства на Руси уже велось христианское богослужение на славянском языке, имелись переводы христианской литературы. Это упростило проникновение религиозной литературы на Русь. С принятием христианства началось строительство церквей, монастырей. Христианство дало мощный импульс культурному развитию Руси.
В процессе формирования древнерусской культуры происходило объединение не только языческой восточнославянской традиции с особенностями христианского мировосприятия, но важную роль играла давняя народная и новая городская культура, которая была самобытной.
Культура материального производства.Сельское хозяйство восточных славян относилось к числу наименее подверженных переменам сфере деятельности. Аграрная культура была крайне примитивной и на протяжении нескольких столетий не претерпела изменений. Среди характерных особенностей труда земледельцев можно отметить высокие темпы работ, крайнее напряжение сил, удлинение рабочего дня, использование детского труда и труда стариков. Обусловлено это было краткосрочностью цикла земледельческих работ (с середины апреля до середины сентября) и преобладанием малоплодородных почв. Поэтому требовалась максимальная концентрация труда в небольшой отрезок времени, чтобы удовлетворить потребности в продовольствии сельского и городского населения. Этим объясняется и длительное сохранение у восточных славян значительной роли общины (в условиях Западной Европы формировались индивидуальные крестьянские хозяйства, частная собственность на землю, крупная феодальная земельная собственность).
В подобных условиях значительного прогресса достигло древнерусское ремесло, сосредоточенное преимущественно в городах, где оно имело множество специальностей. В сельской местности также трудились ремесленники (кузнецы, гончары, бондари и др.), но они изготавливали только самые необходимые в быту и для сельскохозяйственных работ вещи. Изделия на заказ, а со временем все больше на рынок, изготавливались в больших масштабах и ассортименте именно в городах. Так, кузнечным ремеслом к XII в. в городах занимались оружейники, щитники, гвоздочники, домники (они «варили» железо). Новгородские мастера в конце XII — XIII в. изготавливали сложные (до 40 деталей) пружинные навесные замки, которые пользовались большим спросом даже в Западной Европе. Мечи, кольчуги, щиты и шлемы древнерусских оружейников высоко ценились в Дании, Швеции, других европейских странах. Продукция ремесленников шла на рынок Руси, стран Запада и Востока.
Виртуозным мастерством владели мастера-ювелиры — «кузнецы меди и серебру», отделившиеся от «кузнецов железу». Их мастерские найдены археологами в Киеве, Новгороде, Старой Руссе, Пскове, Новогрудке, Вышгороде, Путивле, Новгород-Северском, Белоозере, Менске, Рязани и др. Среди находок часто встречаются такие ювелирные изделия, как колты, бусы, кресты, перстни, браслеты, височные кольца, серьги, а также и ювелирные инструменты — молоточки, зубильца, клещи-кусачки, ножницы и др. Древнерусские ювелиры освоили тончайшую технику зерни, черни, скани, фигурного литья и сложнейшую из всех — технику перегородчатой эмали.
Повсюду человека в Древней Руси окружали изделия из дерева, из которого строились дома, укладывались мостовые, изготавливалась всевозможная утварь и др. Существовало несколько специальностей мастеров: плотники («древодели»), столяры («тесляры»), специалисты по крепостным постройкам («городники») и др. Археологи обнаружили в древнерусских городах, в том числе и на территории Беларуси, остатки стеклоделательных мастерских. Городские ремесленники занимались ткачеством, обработкой кости, камня, кожи (всего насчитывают более 40 городских ремесленных специальностей). Своеобразными видами деятельности занимались пекари, извозчики, скоморохи, гусляры, лекари и др.
Повсеместно в местах расселения восточных славян велась обработка кости, из которой делались бытовые предметы и орудия труда: проколки, рукоятки ножей, пуговицы, шахматы, гребни. В основном это было домашнее ремесло, но в ряде городов (Новгороде, Пскове, Ярополч-Залесском, Белоозере, Звенигороде, Друцке, Дрогичине) обнаружены остатки косторезных мастерских. Так, в Новгороде археологами вскрыто 15 мастерских косторезов с большим количеством заготовок и отходов производства. Увеличивающаяся потребность населения в глиняной посуде для хранения и приготовления различных продуктов обусловила процветание гончарного производства, которое присутствовало по всех городах. В XI в. на Руси появился гончарный круг, обжиг посуды производился в специальных гончарных горнах, располагавшихся обычно за пределами жилых кварталов. Гончарные горны были обнаружены в Вышгороде, Василеве, Вщиже. В XII в. отмечается появление производства поливной (покрытой глазурью) керамики в Киеве, Великом Новгороде, Любече, Изяславле, Турове, Пинске, Мстиславле. К гончарному ремеслу причисляют и «плинфоделание» — изготовление кирпичей. Гончары изготавливали и детские игрушки: свистульки-птички, погремушки в виде шариков, глиняные колокольчики, которые помимо прочего призваны были отгонять злых духов. Особую категорию глиняных изделий составляли пряслица — специальные грузила для веретен. Наиболее ценились изготовленные из розового сланца т. н. шиферные пряслица (их делали в районе на Волыне, где находилось месторождение розового сланца).
В конце X в. на Руси появилось стеклодельное ремесло. Первая мастерская по производству стеклянных изделий известна в Киеве: ее открыли приглашенные из Византии мастера. Со временем на Руси возникла собственная традиция стеклодельного производства — в Смоленске, Старой Рязани, Новгороде, Полоцке. Ассортимент изделий из стекла был широк: стеклянные браслеты, перстни, бусы, вставки, пуговицы, посуда.
Издревле восточные славяне занимались прядением и ткачеством: даже в средневековой французской литературе Русь представлялась страной, богатой тканями. Ткани изготавливались из шерсти (сукно), льна (полотно), конопли (посконь), лыка (рогожа). О повсеместном распространении прядения свидетельствуют частые находки пряслиц (есть мнение, что они могли играть роль денег в безмонетный период). Процесс изготовления нити был трудоемким: в процессе изготовления ткани на его долю приходилось 75 % общих трудовых затрат.
В развитии древнерусского ремесла выделяют два основных этапа. До 20—30-х гг. XII в. преобладало производство изделий на заказ, рынок свободного сбыта был ограничен, основными потребителями качественной продукции являлись близкие к князю люди, верхи древнерусского общества. На втором этапе ассортимент продукции расширился и упростились технологические операции, появилось серийное производство с набором стандартов изделий. В это время произошла специализация и резкий подъем мелкотоварного производства. Ремесленная продукция стала ориентироваться на сбыт не только в городе, но и в сельской местности. И для первого, и для второго этапов было характерно развитие как вотчинного (в княжеских замках и боярских усадьбах), так и свободного ремесла. Но наиболее широко мастерские в боярских усадьбах представлены на втором этапе. Древнерусские ремесленники обеспечивали всем необходимым население, достигнув значительного уровня мастерства, возможного с применением примитивных орудий труда и технологий. Изделия их труда широко продавались на рынках соседних стран.
Архитектура древнерусских городов. Неповторимый облик древнерусским городам придавали деревянные строения срубной конструкции. В летописях выражение «построить город» передавалось словами «срубить город». Тем более эффектно на фоне деревянных сооружений выглядели немногочисленные каменные строения: храмы, реже княжеские дворцы и крепостные сооружения.
По различным подсчетам исследователей, к концу XII в. на Руси насчитывалось от 224 до 238 городов (без учета не упомянутых в летописях городских поселений, малых городов, погостов, феодальных замков). Ко времени монгольского нашествия уже было около 300 городов. Города ставились обычно с учетом оборонительных возможностей – на холме, на крутом берегу реки. С развитием ремесла и торговли город со временем спускался с «горы» в «подол», и укрепленный город-детинец обрастал незащищенным окольным городом, посадом.
К числу крупнейших городов Европы относился Киев, являвшийся мощным очагом культуры и образцом для подражания всеми городами Древнерусского государства. Посетивший Киев Адам Бременский называл его соперником Константинополя, «блестящим украшением Греции» (подразумевался весь православный Восток). Титмар Мерзебургский в начале XI в. насчитал в Киеве до 400 церквей и восемь рынков. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в результате опустошительного пожара 1124 г. в Киеве «церквий единех изгоре близь 6 сот». Невиданными размерами отличался крупнейший город на севере Руси — Великий Новгород. Его выгодное положение способствовало быстрому росту со времени возникновения во второй четверти X в. после объединения трех поселений. Крупнейшими городами становились центры княжеств-земель и волостей, в которых основывались княжеские резиденции: Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Полоцк, Ростов, Владимир-на-Клязьме, Старая Рязань и др.
Основными структурными элементами древнерусских городов были крепость, детинец (это и был собственно город) и прилегающий посад. О существовании около городов посадов можно говорить с конца X — начала XI в. В это время появился термин, обозначавший городское население: горожанин, гражанин, гражданин. Посад или его часть, охваченные своей линией укреплений, называлась окольным, внешним городом, острогом. Для обозначения поселений вокруг главной крепости в источниках помимо термина «посад» встречается также слово «предградие». Посад был значительно хуже укреплен, нежели детинец (чаще всего стеной из вертикально поставленных бревен — столпие, острог). Жители городов занимались огородничеством и животноводством, что требовало участков для усадьбы и хозяйственных построек. Поэтому территория посада могла быть довольно значительной и постоянно росла, что затрудняло возведение серьезных укреплений вокруг всего поселения.
Собственно город — детинец — укреплялся максимально мощно. Городские стены состояли из деревянных срубов, приставленных друг к другу так, что они образовывали кольцо укреплений. Внутри срубы заполнялись землей (до XVI в. дерево-земляные крепости доминировали). Только в исключительных случаях крепости сооружались из камня (Ладога и Изборск). В город вели укрепленные ворота, число которых зависело от протяженности городских стен. Летописи свидетельствуют, что предвратные мосты были «переметными», т. е. подъемными. Главные ворота города было принято называть Золотыми, вторые по важности — Серебряными. Через Золотые ворота въезжали самые почетные гости, через них же стремились ворваться в город и враги. Ворота наряду с башнями являлись важнейшими узлами обороны крепости. Башни древнерусских городов делятся на два вида: воротные и сторожевые (дозорные). Башни могли быть и каменными.
Строительство крепостей требовало профессиональных знаний в различных областях: архитектуре, военно-инженерной и др. Поэтому им занимались специализированные артели ремесленников — «градники», «огородники», «горододельцы» (сохранились имена двух таких мастеров XI в. — Миронега и Ждана, известных также строительством деревянных храмов в честь первых древнерусских святых Бориса и Глеба).
В ряде случаев (причем это относится к крупнейшим городам) княжеская резиденция располагалась вне стен центральной крепости: в Смоленске, Галиче, Полоцке, Новгороде, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Старой Рязани. Поэтому, возможно, крепость могла быть лишь местом хранения запасов и ценностей членов общины, местом обитания воинов-дружинников. В некоторых городах исследования археологов не дают возможность сделать вывод о привилегированном облике внутренней крепости. Так, при раскопках Новогрудка в окольном городе обнаружены богатые боярские дома, а в о внутренней крепости — в основном хозяйственные постройки; в крепости Мстиславля обнаружены клети и т. д. Таким образом, наиболее укрепленная центральная крепость служила в качестве склада и укрытия на время опасности. Только в XII—XIII вв. в большинстве древнерусских городов в центральной их части стали воздвигать княжеские дворцы и храмы. Возможно, прежнее значение города нашло косвенное отражение в названии центральной крепости — «детинец». Новые постройки также опоясывались стеной, и этот комплекс получил название «детинец» в значении вторичный, сыновий город. Существуют и другие версии этимологии слова «детинец». Позднее за ним закрепится название «кремник», «кремль».
Основны элементом застройки древнерусских городов был двор, под которым понимались не только границы семейного владения, но и общественные и государственные структуры — «княж двор», «владычен двор», «гостиный двор» и т. д. В крупнейших городах находились торговые подворья объединений купцов. Свой двор с церковью имели в Киеве, Переяславле и других городах новгородские купцы. В самом Новгороде существовали дворы иноземных купеческих объединений.
Своими размерами и убранством в городах отличался «княж двор». В Киеве наряду с двором киевского великого князя были дворы других князей (в летописи упоминаются «двор Брячеславль» и «двор Мстиславль»). Рядом с официальной резиденцией киевского князя в конце X в. появилось здание гридницы для проведения пиров и совещаний. Некоторые постройки княжеского двора были каменными. Дворы древнерусских бояр напоминали укрепленные замки и включали наряду с жилыми постройками («хоромами») множество хозяйственных и бытовых сооружений: баня, ледник, навесы для скота, ямы для хранения запасов, ремесленные мастерские. Дворы простых людей были меньшими по размеру при минимальном числе построек. Существовали в городах и полностью производственные дворы, а также административные здания: мытарница (таможня), стражище (дом для стражи), гридницы, «поруб» (тюрьма). На рыночных площадях стояли торговые лавки и корчмы.
Благодаря сенсационным находкам археологов в Новгороде можно говорить о значительном уровне благоустройства древнерусских городов. Уже в X в. в Новгороде появились улицы, мощенные деревом (где-то каждые 20 лет настилалась новая мостовая), с XI в. существовал водопровод. Водопроводные трубы изготавливались из сосновых бревен, выдолбленных посередине. С помощью водопровода вода подавалась не только на княжеский двор, но и в другие районы города.
Культовое зодчество.Вместе с принятием христианства в Древнерусском государстве широко распространилось строительство церквей. Первые церкви на Руси за редким исключением были деревянными, и они не сохранились. Культовая деревянная архитектура была самобытной, на нее оказывали воздействие и народные традиции, и каменное византийское зодчество. В XI—XII вв. строились ярусные шатровые храмы с теремцами наверху, т. н. «храмы о двадцати стенах», на основе которых позднее возникли трехшатровые и пятишатровые храмы. Возможно, некоторые деревянные храмы извне были раскрашены и расписаны.
К числу наиболее ранних из известных каменных (из уплощенного кирпича — плинфы) культовых построек на Руси относится церковь Богородицы, обычно называемая Десятинной, построенная в Киеве в 989—996 гг. артелью византийских мастеров (разрушена монголами в 1240 г.). Древнейшим из дошедших до наших дней древнерусским храмом является киевский Софийский собор. Его по инициативе Ярослава Мудрого построили либо в 1017—1022 гг., либо до 1037 г. Изначально это был крестово-купольный храм, обнесенный с трех сторон открытой галереей, поверх которой находился балкон — гульбище. Софийский собор задумывался как главный христианский храм на Руси и не случайно был посвящен Святой Софии: Древнерусское государство символически ставило себя на один уровень с Византийской империей. В этом храме совершались и светские церемонии: вступление князя на престол и др. Здесь имелась первая на Руси библиотека, здесь хоронили киевских князей.
Вскоре после строительства Софийского собора в Киеве был построен храм с тем же посвящением в Новгороде (1045—1050 гг.), который имел пять нефов и три широкие двухэтажные галереи и как и киевский собор представлял собой крестово-купольный храм, характерный только для XI в. София стала символом Великого Новгорода, и существовала поговорка: «Къде святая София, ту Новгород». Возможно, новгородский Софийский собор мог быть построен славянскими мастерами. По другой же версии все три храма Святой Софии, включая и Полоцкий, построила артель греческих зодчих. Полоцкая София, построенная после Новгородской в 50-е гг. XI в., немногое сохранила из своего первоначального облика. Первоначально этот собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью, с прилегающими пристройками (крещальня и лестничная башня на княжеские хоры). Он имел 7 или 5 глав и в отличие от Киевской и Новгородской Софии не имел галерей. Все три Софии должны были демонстрировать вхождение земель Руси во Вселенскую церковь, их могущество и силу княжеской власти.
Среди других древнейших культовых сооружений частично сохранились до наших дней Успенский собор (1073—1089) и Троицкая церковь (ок. 1106 г.) Киево-Печерского монастыря, церковь Архангела Михаила (1070—1088) Выдубицкого монастыря, черниговские Спасо-Преображенский собор (первая половина XI в.) и собор Бориса и Глеба (конец XI — начало XII в.).
Политическая раздробленность Древней Руси, несмотря на все ее негативные стороны, способствовала расцвету культуры отдельных земель. Князья не жалели средств, чтобы украсить свои города и тем самым превзойти соседей. Наряду с развитием старых центров культуры появились новые, куда приглашались известные в то время мастера-зодчие. Так, основателем гродненской архитектурной школы считается Петр Милонег, упомянутый в Ипатьевской летописи. Предполагают, что он работал в Киеве, затем в 1170-е гг. в Луцке и Турове, а после 1180 г. — в Гродно. Предполагают также, что Петр Милонег в конце XII в. строил церковь св. Василия в Овруче и церковь Апостолов в Белгороде, а также Пятницкую церковь в Чернигове.
При сохранении общих черт в архитектуре древнерусских земель углублялись местные особенности, формировались свои архитектурные школы. Новгородский архитектурный стиль в XII—XIII вв. отличала монументальная строгость и простота форм, скромность в украшениях. В начале XII в. зодчим Петром были воздвигнуты соборы в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь Николы на Ярославовом дворище. Кроме мощных монастырских и княжеских церквей в Новгороде строились и небольшие уличные храмы (например, церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная в 1185—1192 гг.). К шедеврам древнерусской архитектуры относится скромный и изящный храм Спаса на Нередице, построенный в 1198 г. князем Ярославом Владимировичем (он был славен уникальными фресковыми росписями, выполненными выходцем из Византии, новгородским священником Олисеем Гречином).
Иные черты характеризуют культовую архитектуру, сложившуюся во Владимиро-Суздальской земле. Здесь были характерны четкость архитектурных форм и линий, декоративность. Если в Новгородской земле при строительстве использовался кирпич, то во Владимиро-Суздальской земле известняк (белый камень), который легко поддавался резьбе. Из ранних построек известна построенная при Юрии Долгоруком в селе Кидекше рядом с Суздалем церковь Бориса и Глеба (1152—1157), имевшая еще суровый, монументальный характер. Но уже во времена Андрея Боголюбского в архитектуре проявились новые черты. В 1158—1160 гг. в новом стольном городе Владимире был возведен величественный Успенский собор, ставший образцом для многих позднейших храмов. По своей высоте он превзошел и Киевскую, и Новгородскую Софию. Первоначально собор был украшен скульптурным декором, но он не сохранился после перестройки храма во второй половине 1180-х гг. Неподалеку от Владимира в Боголюбове по распоряжению князя был построен княжеский замок, также превосходно декорированный. До наших дней сохранилась церковь Покрова на Нерли, возведенная в 1165—1166 гг. вблизи Боголюбова. По замыслу князя, этот храм должен был олицетворять идею божественного покровительства Владимиро-Суздальской земли и «богоизбранности» ее князей.
При князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо строившиеся церкви становятся еще более пышными и декоративными. Типичным образцом культового зодчества этого времени является Дмитровский собор, построенный на княжеском дворе во Владимире в конце XII в. Верхняя половина храма была покрыта затейливой резьбой, при этом из 566 резных камней только 46 изображений были связаны с христианской тематикой. В местном архитектурном стиле заметны черты господствовавшего в то время в Западной Европе романского стиля.
В период политической раздробленности своеобразные архитектурные школы сложились также в Полоцкой, Галицко-Волынской, Чернигово-Северской и других землях Руси.
Культовая живопись.Изобразительное искусство Древней Руси нашло отражение, главным образом, в украшении храмов. Каждый храм был обязательно украшен фресками и иконами, а самые богатые храмы имели и мозаику. При монастырях, княжеских и боярских дворах существовали мастерские, где для заказчиков рисовали и богато украшали разнообразные иконы. Техника и манера письма были перенесены на Русь из Византии.
В храмах украшался не только интерьер. Так, обнаружено, что новгородские храмы имели полихромную живопись в нишах на фасадах, а также декоративную роспись, имитирующую кирпич, которая украшала завершения ниш и оконных проемов. Расписаны были также фасады храмов в Киеве и Чернигове. Но все же наибольшее значение придавалось украшению интерьеров. Примером тому может служить киевский Софийский собор. В середине XIX в. в одном из приделов храма отвалилась штукатурка и была обнаружена древняя фресковая живопись. Многие изображения были посвящены светским сюжетам: групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, развлечения (кулачный бой, цирковые состязания, скоморохи и ряженые, княжеская охота и т. д.). До наших дней прекрасно сохранились мозаики на стенах и полу Софийского собора. Средневековые мастера достигли высокого мастерства в составлении мозаики, создавая разнообразнейшие оттенки одного и того же цвета (зеленый цвет имел 25 оттенков, коричневый — 23, красный —– 13 и т. д.) и располагая отдельные фрагменты смальты под различными углами. Великолепными фресками были украшены церковь св. Георгия в Старой Ладоге и храм Спаса на Нередице близ Новгорода, Дмитриевский собор во Владимире (сцены «Страшного Суда», созданные около 1197 г. византийскими и местными мастерами).
Кроме фресок православные храмы всегда украшались иконами. Иконопись вместе с распространением христианства из Византии пришла в Болгарию, затем в Сербию и на Русь. В древнерусских храмах роль икон чрезвычайно возросла, только в них постепенно стали складываться многоярусные иконостасы. Иконопись предполагала создание священных изображений по строго определенным канонам, художник не был свободен и в выборе композиции. Но иконописцы всегда находили возможность продемонстрировать оригинальность и неповторимость своего стиля. К числу первых известных по имени древнерусских иконописцев принадлежал святой Алипий (Алимпий), живший в Киеве в начале XII в. Древнейшие иконы сохранились не в храмах Южной Руси, постоянно подвергавшихся ордынским разорениям, а на севере (в новгородском Софийском соборе). В меньшей степени представлена иконопись Северо-Восточной Руси домонгольского периода («Боголюбская Богоматерь» середины XII в., «Дмитрий Солунский» конца XII — начала XIII в.). Особая роль в истории и культуре восточных славян принадлежит Владимирской иконе Божией Матери. По мнению исследователей, икона была создана в 1130-е гг. византийский мастером. Владимирская икона Божьей Матери долгое время находилась в Успенском соборе Владимира, а в 1395 г. ее перенесли в Москву.
Развитие письменности.Представление об уровне грамотности населения Древней Руси менялось по мере расширения археологических исследований: сенсационные находки, особенно в Великом Новгороде, позволили сделать вывод о широком распространении умения писать и читать среди различных категорий восточнославянского общества. Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства в 988 г. Так, договор Олега с Византией (911) был написан одновременно на греческом и на славянском языках. Серединой X в. датируется первая кириллическая надпись на найденном во время раскопок в Гнёздово под Смоленском обломке горшка (возможно, «гороушна»). К началу XI в. относятся свидетельства грамотности князей и их дружинного окружения. Так, летописец отмечает, что князь Владимир собирал «у нарочитой чади» детей и «даяти нача на учение книжное»; Ярослав Мудрый сам «книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне». Хрестоматийным стал пример о грамотности дочери Ярослава Мудрого Анны, вышедшей замуж за неграмотного французского короля. Своеобразным гимном знанию является «Поучение», написанное князем Владимиром Мономахом, в котором князь убеждает своих детей не лениться, «тому ся учите», чего еще не умеют. Автор ставил в пример своего отца Всеволода Ярославича, который «дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от инех земель».
О распространении грамотности среди широких слоев населения Древней Руси свидетельствуют найденные археологами записи на шиферных пряслицах, гребнях, кувшинчиках, амфорах, различных ремесленных изделиях (владельческие клейма, клейма изготовителей), граффити на стенах соборов, надписи на монетах и, главное, берестяные грамоты. Открытие берестяных грамот в 1951 г. в ходе раскопок в Новгороде стало настоящей сенсацией, огромное значение которой с каждым годом становится все более очевидным. К настоящему времени в Новгороде найдено уже более 1000 берестяных грамот, и каждый год приносит новые открытия. Вслед за Новгородом тексты, записанные на бересте, найдены в Старой Руссе, Торжке, Смоленске, Пскове, Твери, Витебске, Мстиславле, Москве, Старой Рязани, Нижнем Новгороде и Звенигороде Галицком. Тексты берестяных грамот, как классифицирует их крупнейший исследователь В. Л. Янин, содержат хозяйственные распоряжения и политические донесения, судебные иски и бытовые просьбы, крестьянские жалобы и заказы ремесленникам, школьные упражнения детей и просьбы художнику об изготовлении икон, любовные записки и сообщения о смерти, ростовщические записи и списки недоимщиков, молитвы и заговоры против болезней и др.
Древнейшие берестяные грамоты относятся к XI в., этим же временем датируются и древнейшие дошедшие до нашего времени древнерусские книги. Книги на Руси высоко ценились и писали их на специально обработанных телячьих шкурах — пергамене, а переплеты изготавливались мастерами-ювелирами. Известно, что существовали и недорогие, несложные в изготовлении деревянные книги. На липовых дощечках делались специальные прямоугольные углубления, которые заливались воском. По воску писали специальными металлическими или костяными стержнями — писалами. Плоской лопаточкой можно было поправлять написанный текст или вовсе его удалять, чтобы написать новый. В 2000 г. археологами в Новгороде была найдена такая книга (Новгородская Псалтырь, или Новгородский кодекс), созданная в начале XI в. — древнейшая в славянском мире с написанным кириллицей текстом. Древнейшей же книгой на пергамене является Остромирово евангелие середины XI в. (названо по имени посадника Остромира, заказчика книги). Это первый памятник церковно-славянского языка древнерусского извода.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 533;