РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 3 страница
У Декарта есть сочинение «Страсти души». «Страсть – это страдательные состояния души, когда в мозг по неким трубкам приносятся животные духи». Декарт набросал проект «машины тела», к функциям которой он отнес восприятие, запечатление идей, удержание их в памяти, внутренние стремления. В трактате он доказал, что телесные устройства и без души способны справляться с обработкой психического материала. Но при таком подходе Декарт не только не лишает души ее роли, но возводит ее в степень субстанции, т.е. сущности, не зависящей ни от чего другого, равноправной с великой субстанцией природы.
Душа может иметь отношение к достоверному знанию человека о своих состояниях. Такое понимание души открыло новый подход к предмету психологии. Теперь предметом психологии становится сознание.
Сознание, по Декарту, - это начало всех начал в науке. Его известное суждение: «Я мыслю, следовательно, я существую», - утверждает, что существо, носитель суждения – мыслящий субъект. Еще один афоризм Декарта гласит: «Людей ведет разум». Мышление – единственный атрибут души, следовательно, душа всегда знает о своем содержании, она всегда мыслит, думает. Бессознательной психики не существует. «Внутреннее зрение» стали называть интроспекцией, т.е. видением внутри психических объектов – образов, умственных действий, волевых актов. Концепцию Декарта о сознании считают интроспективной. В содержание сознания, по Декарту входит три вида идей:
1. Порожденный самим человеком;
2. Приобретенных;
3. Врожденных идей.
Первые связаны с чувственным опытом человека, но при этом эти идеи не помогают познать объективные законы мира.
Вторые – это обобщенный опыт разных людей.
Третьи дают знания о законах развития окружающего мира.
Такой подход к познанию получил название рационализма (направление в теории познания, признающее (в противоп. эмпиризму) разум решающим или даже единственным источником истинного знания), а способ открытия того, что содержат врожденные идеи, стали называть рациональной интуицией, т.е. «понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что нет никакого сомнения в том, что мы мыслим».
Влияние тела на душу и наоборот было названо психофизическим взаимодействием. Орган, с помощью которого душа и тело могли бы общаться – это одна из желез внутренней секреции – эпифиз. Эта мысль Декарта не была воспринята всерьез.
У Декарта тело освобождалось от души, и наоборот. При этом тело может только двигаться, а душа может только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс, принцип работы души – рефлексия (от лат. обращение назад). При рефлексе мозг отражает внешние толчки, а при рефлексии сознание отражает собственные мысли и идеи. Через всю историю психологии проходит контраверза (противопоставление) души и тела. Но Декарт создал новую форму дуализма: и тело, и душа приобретали содержание, которое у других исследователей не описано.
В XVII веке было множество попыток опровергнуть дуализм Декарта. Одним из первых оппонентов его стал голландский мыслитель Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Спиноза учил, что есть единая вечная субстанция (первооснова, сущность чего-нибудь) – Природа – с бесконечным множеством атрибутов, т.е. необъемлемых свойств. Из всех них разуму человека открыты всего две – протяженность и мышление. Следовательно, не смысла считать человека местом встречи двух субстанций – тела и души, как это делает Декарт. Человек – это целостное телесно-духовное существо. Как и Декарт, Спиноза был убежден, что именно интуиция дает возможность приникнуть в сущность вещей, познать не отдельные их свойства, а общие понятия. Кроме того, интуиция дает безграничные возможности для самопознания. Доказывая познаваемость мира, Спиноза подчеркивал: порядок и связь идей – такие же, какие порядок и связь вещей, так как идея и вещь – это разные стороны одной субстанции – природы. Никто так, как Спиноза не понимал, что дуализм Декарта основывается во взгляде на организм как машину. Механический детерминизм, приводил к принципу, ограничивающему возможности влияния тела на психические процессы. Труд Спинозы – «Этика» - попытка создать учение о человеке, как целостном существе. Он пытается объяснить чувства («аффекты») как побудительные силы человеческого поведения «геометрическим способом». Рационализм Спинозы ведет к попытке объяснить эмоции, связав их с волей. Он дает определение свободы как познанной необходимости, открыв, таким образом, изучение предела волевой активности человека. Свобода есть познанная необходимость. Спиноза.
Спиноза выделил три главных силы, которые правят людьми, из которых можно вывести все многообразие чувств: это влечение («самая сущность человека»), это радость и печаль. Из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния: радость увеличивает способность к действию тела, печаль уменьшает действие тела (уменьшает способность тела действовать). Этот вывод не равен идее Декарта о разделении чувств на коренящиеся в организме и интеллекте. Дихотомия (разделение надвое) Декарта привела в XX веке к концепции двух психологий – объяснительной (объясняет причины функций организма) и описательной (Декарт считал, что тело мы объясняем, а душу - понимаем).
Следующим в ряду философов-рационалистов был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), немецкий философ, физик, языковед. Он был энциклопедистом, математиком, открывшим дифференциальное и интегральное исчисление. Лейбниц выступал за целостный подход к человеку, но о единстве тела и души у него было особое мнение. В основе этого единства лежит духовное начало. Весь мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. монос - единое). Каждая из этих монад психична, он наделена способностью воспринимать все, что происходит во вселенной. Но эта идея не есть Декартова идея равенства психики и сознания.
Лейбниц выделил в душе несколько областей, которые отличаются степенью осознанности знаний, эти области называются:
- область отчетливого знания;
- область смутного знания;
- область бессознательного в душе.
Лейбниц обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывал объективность с познавательной активностью. На вопрос о соотношении духовного и телесного в человеке, Лейбниц ответил формулой, получившей название «психофизического параллелизма», утверждавшего, что зависимость психики от воздействий на нее тела – это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно, автоматически, но между ними есть предопределенная свыше гармония.
Эти идеи Лейбница расширили представление о психическом. Другое направление в критике дуализма Декарта связано с английской философией, именем сенсуалиста (направление, признававшее чувства выше разума) Томаса Гоббса (1588 – 1679). Он отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытых Галилеем, по утверждению Т.Гоббса. Материальные вещи, воздействия на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, от них цепи мысли, следующих в том же порядке, что и ощущения. Такая связь впоследствии была названа ассоциацией. Декарт, Спиноза и Лейбниц считали ассоциации одним из основных психических феноменов, но низшей формой познания в сравнении с высшими – мышлением и волей. Гоббс впервые придал ассоциациям силу универсального закона психологии. Он провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Таким образом, рационализму был противопоставлен эмпиризм (философское учение, признающее (в противоположность рационализму 1) чувственный опыт единственным источником знаний. 2. Склонность к практической деятельности, к получению каких-н. результатов путем опыта. Эмпирический — 1) относящийся к эмпиризму1; 2) основанный на опыте). В разработке этого направления видная роль принадлежит Джону Локку (1632 – 1704). Главная его книга называется «Опыт о человеческом разуме». Как и Гоббс, Локк проповедовал происхождение знаний из опыта. Постулат Локка гласит « В сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Потому психика ребенка формируется в процессе его жизни. Если бы идеи были врожденными, люди в обществе придерживались одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого вы нигде не найдете. Поэтому психика «душа ребенка» – это «чистая доска», на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, знания и идеалы не даны нам в готовом виде, он результат воспитания, которое и формирует сознательного взрослого человека. В познавательном развитии следует использовать любопытство детей, как механизм, из которого вырастает стремление к знаниям.
В опыте Локк выделил 2 источника – ощущения и рефлексию. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Это определение Дж. Локка лежит в основе интроспективной психологии (изучение психических процессов (сознания, мышления) самим индивидом, переживающим эти процессы, самонаблюдение). Объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (т.е. образы, представления, чувства), которые предстают перед внутренним взором субъекта. Из этого постулата Дж. Локка и возникло понимание предмета психологии.
Механический детерминизм и обращенность ко внутреннему опыту сознания – вот два отличительных признака психологии Нового времени от всех предшествующих эпох.
Теперь активность души выводилась из законов телесного земного мира, а знание законов природы шло не из опыта собственного сознания, а из общественного исторического опыта, зафиксированного в философских и психологических теориях Нового времени.
11. Психологические идем эпохи Просвещения
Мыслители XVIII века – эпохи Просвещения – считали главной причиной всех человеческих бед – невежество и фанатизм; они требовали утвердить в умах людей знания, проверенные опытом и разумом.
В Англии главным идеологом просвещения стал Дж. Локк, а позже и Исаак Ньютон (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, как идеала точного знания.
В Англии Д. Гартли (1705 – 1757). В основу своей теории Д. Гартли положил идею Дж. Локка об опытном характере знаний и принципы механики И.Ньютона. Учение об ассоциации Гартли базировал на учении о вибрации внешнего эфира, которая вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц, мозга.
В структуре психики, по Гартли, есть два круга – большой и малый. По сути «работает» рефлекторная дуга: если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой жизни, основой процесса познания. Исчезая в большом круге, вибрация оставляет следы – основа памяти человека.
Одна из идей Гартли такова: от силы этих следов зависит степень из осознанности человеком. Гартли создал первую материалистическую теорию бессознательного. Психика якобы состоит из нескольких элементов: ощущений (вибрация органов чувств), представлений (вибраций следов в белом веществе мозга при отсутствии реального объекта) и чувств (они отражают силу вибраций).
Ассоциации лежат в основе психических процессов, но они вторичны, а реальные связи находятся между двумя очагами вибраций в малом круге. В основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом, а в основе воли – ассоциация слова и движения. По Гартли, возможно формирование идеального человека по нравственным законам, нужно только вовремя подкреплять нужные рефлексы. Таким образом, теория идеального человека была связана в XVIII веке с механистическим пониманием психической жизни.
Англичане Джордж Беркли (1685 - 1753) Давид Юм (1711 – 1776), субъективные идеалисты, иначе истолковывали принцип ассоциации. Они считали, что источник знания – это образуемый ассоциациями чувственный опыт.
Опыт, по Беркли, - это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные. Беркли считал: «Быть значит быть в восприятии». Это вело к солипсизму (крайняя степень субъективного идеализма: признание единственной реальностью только своего «я», индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира), т.е. к отрицанию любого бытия, кроме собственного сознания. Чтобы выбраться из этой ловушки он оппонировал к божественному сознанию, которым наделены все люди. Беркли принимает идею об участии осязательных ощущений в сознании трехмерного пространства при двухмерном образе на сетчатке глаза.
Д.Юм занял иную позицию, считая, что учение о причинности – не более, чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (причиной) появится другое (следствие). На самом деле, это прочная ассоциация представлений возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект, по Юму, - это лишь сменяющие друг друга «пучки впечатлений и ассоциаций». Скептицизм Юма привел к пересмотру взглядов на душу и причинность, которые до него просто принимались на веру. И если Беркли отрицал как материальную субстанцию душу, то Юм считал душу чем-то вроде театральных подмостков, по которым идут сцепленные между собой сцены.
Эти описанные выше учения об ассоцианизме английских философов XVIII века, как в материальном, так и в идеалистическом вариантах, направляли поиски психологов следующих двух веков. Например, в XIX веке взгляд на психику Гартли (рефлекторный принцип) вошел в объяснение психики в переработанном варианте, который дал И.М.Сеченов. А идеи Беркли и Юма и в философии, и в психологии были продолжены позитивистами (позитивизм - направление в современной философии, придающее первостепенное значение науке как источнику истинного и при этом положительного (позитивного) знания о мире). В 30-е гг. XIX века Огюст Конт (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии, считал, что конкретное знание позитивно тогда, когда получено не описательной психологией, а конкретными исследованиями конкретных наук.
Но самыми мощными критиками всех учений, допускавшими влияние на человека и природу каких-либо сил, далеких от разума и опыта, стали французские энциклопедисты или просветители XVIII века.
В одном из самых знаменитых универсальных справочных изданий, памятнике французской культуры XVIII в., 35-томной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780), освещавшей последние научные достижения с позиций материализма, были представлены и вопросы психологии. Критиками метафизики и схоластики были Вольтер (1694-1778) и Э. Кондильяк (1715 – 1780). Последний предложил образ статуи. Неодушевленную статую он предлагал наделить единственной способностью – ощущать. При этом сначала возникает обоняние, затем постепенно другие ощущения – вкус, слух, зрение и, наконец, осязание. Через восприятие плотности у статуи возникает представление о внешнем мире, формируется сознание, а затем и самосознание, она оживает. А врач Жюльен Ламетри (1709 - 1751) предложил образ «человека - машины», причем в трактате он выводит идею о том, что наделять организм человека душой так же бессмысленно, как искать ее в действиях машины.
Гельвеций (1715 – 1771), Поль Гольбах (1723-89), и Д.Дидро (1713 – 1784) отстаивали принцип возникновения духовного мира из физического, а наделенного психикой «человека - машину» трактовали как продукт внешних воздействий естественной истории.
Французские просветители считали человека венцом природы, в котором заложены неисчерпаемые возможности совершенствования (вспомним идеи эпохи Возрождения).
Если человек – «дитя природы», то социальный порядок должен быть приведен в соответствие с теми потребностями и правами, которыми его наделила природа. Теория «естественного человека» посвящена проблеме соотношения между врожденными особенностями индивида и внешними условиями его жизни (гео-, климатическими условиями, социальной средой).
Главная и основная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов формирования человека. Поэтому обязанности по совершенствованию общества они возлагали на воспитателей и просвещенных законодателей. Эти идеи мы находим в сочинениях К. Гельвеция и Ж.Ж.Руссо(1712 – 1778).
Ж.Ж,Руссо утверждал, что человек от природы добр, но его испортила цивилизация. Взгляды на психическое развитие ребенка описаны в произведении Руссо «Эмиль, или О воспитании» (при том, что описано в этой книге, Руссо собственных детей сам не воспитывал, а отдавал в приют).
Ж.Ж.Руссо, как и Я.А.Коменский, исходя из теории естественного человека, писал о природосообразном обучении, т.е. о необходимости следовать естественному ходу развития ребенка, о необходимости внутренней гармонии в развитии человека. Руссо впервые создал развернутую периодизацию развития, но при этом деление детства на периоды опиралось не на факты, а на теоретические взгляды Руссо.
Еще одна проблема, затронутая энциклопедистами, это соотношение природы биологического и социального. Гельвеций и Дидро одни из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы психического развития; они связали среду и наследственность с проблемой способностей. Например, по Гельвецию, способности не являются врожденными, они приобретаются в процессе обучения. Этот подход связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей. Индивидуальное развитие он считал всего лишь результатом разного социального положения и воспитания. Но этот подход вел к фатализму, человек становился «игрушкой судьбы». Таким образом, Гельвеций возвел воспитание в силу, которая способна «лепить людей». По этому поводу ему возражал Д.Дидро: он предложил рассматривать психическое развитие индивида с широкой биологической и исторической точки зрения. Гельвеций признавал только внешний толчок причиной всего в этом мире. Его «концепция случая» гласит, что гениями и злодеями людей делают случайные обстоятельства. А Дидро считал, что «случай» - это лишь условие, эффект который зависит от возможностей «человека-машины», а конструкция этой машины зависит от естественной истории.
Завершают период французского материализма исследования врача П.Ж.Кабаниса (1757 – 1808), которому принадлежит формула «мышление – это функция мозга». Этот вывод он сделал из опытов во времена французской революции (он анатомировал людей, проводил опыты); а позже его формулировку использовали «вульгарные материалисты» (в философии середины 19 в.: течение, упрощающее материалистическое миропонимание и отождествляющее сознание с материей), считавшие, что мозг выделяет мысль, как печень желчь. К внешним продуктам деятельности мозга он относил выражение мысли словами и жестами, но считал, что за самой мыслью скрыт неизвестный нервный процесс.
В XVIII веке в науке возникает исторический подход – жизнь общества осмысливается уже не как механический, а как закономерный исторический процесс. Например, французский мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в книге «О духе законов» утверждал, что людьми правят законы, зависящие от условий жизни общества (географических, этнических и др.).
Таким образом, материалисты эпохи Просвещения сыграли огромную позитивную роль в интеллектуальной жизни Европы: они отстаивали идею целостности человека; связи телеснодуховной жизни человека с окружающей средой, природной и социальной; утверждали способность чувственного опыта быть основой рационального знания о внешнем мире; говорили о неразделимости психических явлений и нервного субстрата (основания), их производящего; доказали необходимость эмпирического исследования; проводили исследования корней явлений не в бестелесной душе, а в нервной ткани.
Итак, материалисты XVIII века смогли создать научную базу для множества дальнейших исследований.
12.Зарождение психологии как науки
К началу XIX века сложились новые подходы к психике, т.к. появились естественнонаучные предпосылки: например, физиология уже пользовалась только опытными данными. Чешский врач Й. Прохазка, француз Ф. Мажанди и англичанин Ч.Белл открыли различия между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Тогда и рефлекторная дуга Декарта оказалась правдоподобной. Механизм связи нервов через рефлекторную дугу, опытным путем доказанная зависимость функций организма и его поведения во внешней среде от сознания (души), стала первым открытием к началу XIX века.
Второе открытие, подорвавшее версию о существовании души было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний: какими бы стимулами на нервы не воздействовать результат будет одним и тем же – специфический для каждого из нервов эффект. Например, любое раздражение зрительного нерва дает ощущение вспышки света.
На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал «закон специальной энергии органов чувств»: никакой энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Т.е., И.Мюллер показал зависимость ощущений от объективных материальных факторов – внешнего раздражителя и свойств нервов.
Следующее открытие, подтвердившее зависимость психики от анатомии ЦНС легло в основу очень популярной науки френологии (теория связи между формой черепа и умственными способностями, а также моральными качествами человека). Австрийский анатом Франц Йозеф Галль (1758-1828), австрийский врач, создатель френологии, предложил (1810-19) теорию локализации психических функций в коре больших полушарий головного мозга. Он разработал карту головного мозга, на которой различные способности размещаются в определенных участках мозга, а по шишкам на черепе определяли развитость психических процессов. При всей фантастичности френология привела ученых к экспериментальному изучению локализации психических фиукций в головном мозге. На самом деле, френология не выдержала экспериментальной проверки временем.
В ту пору в психологии доминировало учение об ассоциации, оно оставалось единственным направлением, которое не только описывало, но и объясняло факты. В Англии в этом направлении работали отец и сын Милли. Историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836), английский философ, историк и экономист, последователь философии Д. Юма, вернулся к идее о сознании как психической машине, работающей на основе ассоциаций. Он пытался доказать, что никаких врожденных идей не существует. Джон Стюарт Милль (1806-1873), английский философ и экономист, идеолог либерализма, сын Дж. Милля, основатель английского позитивизма, последователь О. Конта, находился под влиянием активно развивающейся химии и говорил о возникновении из простейших элементов сознания новых структур сознания. Ассоциация трактовалась им как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам. Работы Г.Гельмгольца шли в русле логики Джона Милля.
Следующим ученым – позитивистом, опиравшимся на достижения физиологии, стал Александер Бэн (1818-1903), английский психолог, представитель ассоциативной психологии. (Основал журнал «Майнд» (1876). Выдвинул понятие о механизме проб и ошибок для объяснения новых форм двигательной активности. Способствовал развитию экспериментальной психологии). Он уделял внимание уровням психической деятельности, связанным с телом, но мало зависящим от сознания, т.е. рефлексам, инстинктам («Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля»). А.Бэн выдвинул идею о «пробах и ошибках» как главном принципе организации поведения. Этому принципу он подчинял внешне-двигательную и внутри-мыслительную активность.
Английский философ и психолог Г.Спенсер (1820-1903), один из основателей философии позитивизма, считал, что психология должна развиваться на основе теории эволюции, т.е. в русле позитивизма. В позитивной психологии теория эволюции переплеталась с ассоцианизмом. Так, Спенсер пересмотрел предмет психологии: это соотношение внешних форм с внутренними , это ассоциации между внешним и внутренним, это связь сознания с внешним миром. Спенсер выделил этапы развития психики, исходя из того, что психика человека это высшая ступень психического развития.
Рассматривая каждый этап психического развития, Спенсер подчеркнул: значение разума состоит в том, что обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Идея связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для психологии начала XX века. Распространив законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, Спенсер создал органическую теорию общества: он проанализировал разницу в психическом развитии людей из разных народов и времени и пришел к выводу, что часто повторяющиеся ассоциации закрепляются в мозге и передаются по наследству.
В учении следующего представителя ассоцианизма немецкого психолога и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), (немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мира — множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного — симметрия, пропорции, ритм и т. п.) принцип ассоцианизма соединился с идеей апперцепции, зависимости восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия, идеей об активности души, роли бессознательного.
Подчеркивая разницу внутреннего и внешнего мира, Гербарт заменяет термин ощущение термином представление. Он развил теорию Лейбница о структуре души и выделил в ней три слоя:
- апперцепцию (область ясного сознания);
- перцепцию (область смутного сознания);
- бессознательное.
Огромное значение имеет идея Гербарта о динамике представлений, которые должны иметь силу и заряд. Два параметра – сила и время – давали возможность применить к исследованию психических процессов математические способы обработки данных. Это было важно, например, для изучения порогов ощущения. Концепция Гербарта была названа им «теорией статики и динамики представлений» и имела значение для процесса обучения. Гербарт предложил четыре принципа обучения: ясность, ассоциация, система, метод.
В середине XIX века в науках о живой природе вместо механики восторжествовал биологических подход. Был открыт закон сохранения и превращения энергии, было покончено с витализмом (направление в биологии, представители которого объясняют явления жизни действием якобы находящегося в организмах особого нематериального начала «жизненной силы», т.е. представление о том, что регулятором биологических процессов являются витальные жизненные силы, не существующие в неорганической природе). Сложились новая картина организма, которая не подчинялась законам неорганических тел (механике).
Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) создал теорию об эволюции, о происхождении видов, их свойств и форм поведения. Ему удались впервые объединить данные многих наук и выявить механизмы филогенеза, обосновать учение о происхождении видов путем естественного отбора.
Факторы эволюции, по Дарвину, – это наследственность, изменчивость, отбор. В основе отбора – вымирание неприспособившихся и выживание приспособленных. Был отвергнут телеологический (учение, согласно которому всё в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей) взгляд на мир. Дарвин утверждал, что в неживой природе есть законы механической причинности, а биологической причинности присущи собственные факторы саморегуляции и развития жизни, в т.ч. и психической.
Два главных труда Дарвина – «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор» - утвердили в психологии окончательно и бесповоротно принцип развития.
13. Экспериментальная психология
К середине XIX века психология начинает отстаивать свое право на самостоятельность, при этом она опирается на математику и эксперимент. И.Ф.Гербарт разработал очень сложный аппарат описания статики и динамики представлений, но научных результатов не получил.
С открытиями физиологии, математики научились обобщать факты, которые можно было опытно проверить. Так возникла психофизика, предметом которой стали факты физиологии экспериментально проверенные математикой. Основоположником этой науки стал Густав Феодор Фехнер (1801 - 1887), но опирался он на труды физиолога Эрнста Генриха Вебера (1795-1878), который изучал физиологию органов чувств: слуха, зрения и кожную чувствительность. Именно Вебера заинтересовал вопрос насколько следует менять силу раздражителя для получения едва заметного ощущения. Таким образом, его интересовала зависимость ощущений от физических стимулов. Для слуховой чувствительности это отношение = 1/60 части, для ощущения веса = 1/30 части. Эти опыты были проведены им в 30-е гг. XIX века. Формула Вебера: , где J – исходный раздражитель, - отличие нового раздражителя от исходного, К – константа, зависящая от типа рецептора.
Профессор физики Лейпцигского университета, Фехнер, заметил, что ощущение разных модальностей уже изучено Вебером, который ввел понятие – «едва заметное различие между ощущениями». Таким образом, появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, изменяющей ощущения. Позже о разностном пороге (пороге различения) Фехнер приходит к выводу о следующей закономерности: интенсивность ощущения будет расти в арифметической прогрессии (2, 6, 10, 14, 18) тогда, когда идет возрастание величины стимула в геометрической прогрессии (2, 8, 32, 128). Это и была формулировка закона Вебера – Фехнера. Фехнер сам разработал техники экспериментов для определенных порогов ощущений, разностного порога, методы измерений ощущений. Его книга «Основы психофизики» стала базой для экспериментов в будущем.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 352;