РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 5 страница

В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы, принятой тогда в экспериментальной психологической модели с двумя переменными: 1) раздражителем, воздействующим на испытуемого; 2) ответной реакции на испытуемого. Они вводят третью особую переменную: это то состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя. Эксперименты доказали, что во время получения инструкции у испытуемого возникает установка на решение задачи. Перед восприятием раздражителя (например, какого-либо слова, на которое нужно быстро ответить другим словом). Эта установка регулирует ход процесса, но, она не осознается. Чувственные образы в этом процессе на решение задачи не влияют.

Кроме этого положения Вюрцбургская школа стала изучать психологию мышления, вводя новые переменные: установку (мотивационную переменную); задачу (или цель), процесс (т.е. смену поисковых ситуаций), несенсорные компоненты в составе сознания (т.е. умственные, а не чувственные образы). Такая схема противостояла традиционному ассоцианистскому подходу.

Кроме того, Вюрцбургская школа разработала категорию психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив, цель), операционно-аффективную динамику и состав.

Представителем Вюрцбургской школы был Нарцисс Ах (ум. 1946 г.). Он реализовал идею О.Кюльпе о том, что испытуемый «преднастроен» на выполнение задачи (установка сознания); внес в лексикон школы термин «сознанность» как несенсорное содержание сознания. Основная работа 1905 г. «О волевой деятельности и мышлении».

К.Бюлер (1879-1963) проработал в Вюрцбургской школе всего два года. Ввел экспериментальную психологическую методику: перед испытуемым ставили проблему, он, не используя хроноскопа, описывал, что происходит в его сознании в процессе решения проблемы.

Отто Зельц (ум.1944?) изучал мышление, экспериментально проанализировал зависимость мышления от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие «антиципаторной схемы» для изучения роли установки и мыслительной задачи, о возможности предвидеть результат уже в начале мыслительной деятельности.

Следует отметить, что после Вюрцбургской школы мышление в науке изучали вне ее традиций.

18. Функционализм в американской психологии

В начале XX века в американской психологии господствует функционализм. Во главе его становится австрийский психолог Франц Брентано (1838 – 1917). Он предложил новую программу развития психологии как самостоятельной науки в противовес программы В.Вундта. Главной проблемой психологии он считал проблему сознания.

По Вундту, сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений. А Брентано считал, что такое определение игнорирует активность сознанная, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого признака сознания Ф.Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция – это не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда существует какой-либо объект. По Брентано, надо говорить не о представлении, а о «представливании», т.е. о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Брентано разграничивает акт сознания и содержание. Только тогда, считает он, ясно, что психология это наука об актах сознания (= интенциональных актах).

Он считал, что существуют три основные формы этих актов: 1) акты представливания чего-либо; 2) акты суждение о чем-либо; 3) акты эмоциональной оценки чего-либо как желаемого или отвергаемого.

Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, может возникнуть только при направленности на объект. Например, понимание значения слова – это акт; следовательно, это психическое явление. Он разрушается, если брать отдельно звук и обозначить им вещь. Раздражитель и вещь сами по себе не относятся к области психологии. Брентано считал очевидными только психические явления, данные нам во внутреннем опыте, ведь знания о внешнем мире – вероятностны.

Утвердив принцип активности сознания, Брентано стал родоначальником европейского функционализма, противоположного вундтовскому структурализму.

Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и вюрцбургскую школу. (Среди его учеников как философа был Зигмунд Фрейд). В его учении интенция преобразовалась в прикованность психической энергии к внешнему объекту.

В развитии западноевропейского функционализма определенную роль сыграл немецкий психолог Карл Штумпф (1848 - 1936). С 1894 года работал в берлинском университете. Он считал предметом психологии психические акты или функции восприятия, понимания, хотения, он отличал их от феноменов.

Изучение феноменов Штумпф относил к области феноменологии и связывал ее с философией, а не с психологией. Собственным же предметом психологии он считал функции или акты: исследованию подлежит не красный цвет объекта (т.е. феномен или явление), а акт или действие субъекта, благодаря которому человек осознает и отличает его от других. Среди функций он различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

Очень известен Штумпф как автор двухтомника «Психология тонов», в которой он изучал восприятие музыкальных тонов. Ему удалось создать архив фонограмм с 10000 записями примитивной музыки разных народов. Он занимался и исследованиями по детской психологии.

Несмотря на активное развитие функционализма в Европе, ведущим психологическим направлением функционализм стал в США. Задачей функционализма было изучение способов приспособления индивида к изменчивой среде через и с помощью психических функций.

В Америке это направление связано, прежде всего, с именем Уильяма Джеймса (1842 — 1910). Джемс получил образование медицинское и художественное в Гарварде. В его работах – целый набор концепций, вошедших в основу разных подходов в психологии – от бихевиоризма до гуманистической психологии.

У. Джеймс – создатель первой американской психологической лаборатории (1875), президент Американской психологической ассоциации (1894 - 1895).

Один из главных вопросов, занимавших Джеймса – это исследование сознания. Ему принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызываемую частично бессознательными психическими процессами.

Непрерывность сознания, мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы сознания. Поэтому просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он».

Джеймс подчеркивал и постоянную изменчивость сознания, его динамизм. Сознание не только неразрывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, т.к. в нем всегда идет выбор одних предметов и отвержение других.

По Джеймсу, исследование законов, по которым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе и была главная причина разногласий между Джеймсом и его школой функционализма и структурализмом. В отличие от Титченера для Джеймса первичным являлся не отдельный элемент сознания, но его поток как динамичная целостность. При этом Джеймс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант (причин) – внимания и привычки.

Взгляды Джеймса-психолога переплетались с его философской теорией функционализма. Большое внимание он уделял прикладной психологии, о связи психологии с педагогикой написал в книге «Беседа с учителями о психологии».

Своеобразие его позиции в психологии проявилось и в определении им личности как интегративного целого, для начала XX века такой подход был новым. Он выделил в личности познаваемый и познающий элементы, говоря о том, что познаваемый элемент – это наше эмпирическое «Я», которое мы осознаем как нашу личность, в то время как познающих элемент – это наше чистое «Я».

Из эмоциональной структуры личности Джеймс описал самооценку (самодовольство – недовольство собой); он первым заговорил о самооценке и вывел формулу самоуважения:

Самоуважение =

Эта формула лежит в основе иерархии личностей, стремления человека к самосовершенствованию и успеху, болезней и неврозов, оценки себя и испытываемых людьми эмоций.

Одновременно с датским психологом Ланге, Джеймс разработал теорию эмоций, которая указывала на связь между эмоциями и физиологическими изменениями: доказывал, что физиологические изменения первичны по отношению к эмоциональным («Мы опечалены, потому, что плачем, боимся потому, что дрожим»; на самом деле, следствие и причина «должны поменяться местами»).

Итак, У.Джеймс придал трактовке сознания новую ориентацию. Идея его о личности как созидающей себя «из ничего» была близка экзистенционалистам (иррационалистическое направление в западноевропейской философии и литературе, ставящее в центр изучения и изображения человеческое существование (экзистенцию) и утверждающее интуицию как основной метод постижения действительности). Он много сделал для отделения психологии от медицины и философии.

Наряду с У.Джеймсом родоначальником функционализма принято считать Джона Дьюи (1859-1952) (Американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории — лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. н. педоцентрической теории и методики обучения), философа и педагога, начинавшего с психологии: его учебник 1886 г. «Психология» был первым в США. В одной из своих статей он выступил против того, чтобы единицами поведения считать рефлекторные дуги. Дьюи требовал признать новый предмет психологии – целостный организм в его активности, способный адаптироваться к среде. А сознание он считал всего лишь одним из моментов в этом континууме (непрерывность, неразрывность явлений, процессов). Оно, якобы, возникает при нарушении координации между организмом и средой.

В 1894 году Дьюи приглашен в Чикагский университет, где вокруг него объединилась группа психологов, объявивших себя функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869 – 1949) в своей речи в адрес Американской психологической ассоциации в 1906 году. В ней он писал, что функционализм исследует психические операции, выполняющие роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания, с этой точки зрения, состоит в понимании тех изменений, которые происходят в новой, все более усложняющейся среде. Организм действует, используя свои функции – внимание, память, мышление – как единое психофизическое целое. Т.е. фактической разницы между сознанием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации организма к среде, нет. Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо использовать и наблюдение, и генетический метод. Поэтому в работах Энджелла и его школы большое внимание уделялось исследованию мышечной адаптации и развитию потребностей.

После Энджелла во главе Чикагской школы стал психолог Г.Кэрр (1873 – 1954), впервые назвавший психологию наукой о психической деятельности (а деятельность для него – это восприятие, воображение, память, мышление, чувства, воля).

В целом, функционализм оказался не продуктивным направлением в психологии, как и понятие функции. Ему на смену пришел бихевиоризм.

19. Бихевиоризм как направление современной психологии

В XX веке облик американской психологии несомненно определяется бихевиоризмом. Она радикально изменил, преобразовал всю систему представлений о психике. Прежде всего, это касалось предмета психологии как науки. Согласно бихевиоризму, предметом психологии не является сознание, а является поведение. Одним из начинателей бихевиоризма как направления психологии стал Эдуард Ли Торндайк (1874-1949). Именно его работы стали первыми в русле этого направления. Он называл себя коннекционистом, а психологию которой он занимался - коннекционизмом.

Сначала в Гарварде, у У. Джеймса, потом в Колумбийском университете у Кеттелла, он проводил исследования на животных. Он считал делом своей жизни педагогическую психологию и описал подход к научению животных. Им же сформулирована формула коннекционизма, «формула новой психологии»: S¦R S – стимул, R – реакция.

В 1898 году Э.Торндайк в докторской диссертации «Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» предложил основные положения психологии животных. Еще Гоббс доказал, что интеллект ассоциативен по природе. Спенсер доказал, что именно интеллект обеспечивает успешное приспособление организмов к природе, к среде. Но именно Торндайк в своих опытах (опубликовано 507 работ по психологии поведения) впервые показал, что интеллект можно изучать без обращения к сознанию. Торндайк считал, что ассоциация означает не связь между идеями (как у ассоцианистов), а связь между движениями и ситуациями. Весь процесс научения он описал через идею «проб и ошибок», вознаграждения и наказания. Он писал: «Эффективной частью ассоциаций является прямая связь между ситуацией и стимулом».

В. Келер (в 1925 г.) утверждал, что животных заставляло прибегать к методу слепых проб и ошибок сама конструкция «проблемных ящиков Торндайка», т.к. запертое животное (субъект опыта) не видело, как работает освобождающийся механизм, оно не могло «рассуждать» о своем пути на свободу. В своих опытах Торндайк «приводил» животных к примитивной стратегии проб и ошибок. Он разработал радикально упрощенную теорию научения, распространяя ее и на животных и на людей.

Торндайк считал, что целью психологии должен стать контроль над поведением. Связь между элементами формулы «S¦R», в отличие от рефлекса в механистической трактовке имела такие признаки: 1) проблемную ситуацию как исходный пункт; 2) противостояние ей организма как целого; 3) его действия в поисках выбора; 4) выучивание путем упражнения.

Прогрессивность подхода Торндайка была очевидна в сравнении с подходом Дьюи и чикагцев. Сферой психологии, по Торндайку, оказалось взаимодействие между организмом и средой.

Прежняя психология считала, что связи существуют между феноменами сознания. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Эти связи выражены рефлексами. По Э. Торндайку, коннексия – это связь между реакцией и ситуацией, т.е. это элемент поведения. Но термином поведения он не пользуется, а использует понятия «интеллект» и «научение».

Регуляция поведения человека идет иначе, чем у животных, т.е. совсем не так, как представлял себе это Э.Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие законы научения едиными, общими для животных и человека.

Таким образом, бихевиористы сводили общественно-исторические основы поведения человека к биологическому уровню детерминации. Парадоксально, что подготовив возникновение бихевиоризма Торндайк не считал себя бихевиористом, т.к. он использовал понятия из традиционной нейрофизиологии и психологии (например, понятие состояния организма удовлетворенности ли дискомфорта при воздействии внешних стимулов, двигательные реакции и др.). А бихевиоризм запрещал обращаться к моту, что испытывал субъект, т.е. к физиологическим факторам.

Э.Торндайк предложил два закона поведения человека и животных (По книге Т.Лихи). Первый закон – закон эффекта (открыт в 1911 году): «из нескольких ответов на одну и ту же ситуацию, те, которые сопровождаются удовлетворением желания животного или же те, вслед за которыми он немедленно происходит, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией, т.е. когда она повторяется, и ответы будут повторяться с большей вероятностью. С другой стороны, наказание, уменьшает силу связи. Чем больше вознаграждение или чем тяжелее наказание, тем сильнее изменяется связь». Второй закон – закон упражнения: «любой ответ на ситуацию будет, при прочих равных условиях, сильнее связан с ситуацией, пропорционально тому, сколько раз ответ был связан с ней, а также средней силе и продолжительности связи».

В серии лекций «Поведение человека» (1929) в Корнуэльском университете Торндайк применил коннекционизм к поведению человека, он представил психологию в рамках двучленной схемы S¦R, в которой множество стимулов связано со множеством ответов по иерархии ассоциаций «стимул - реакция».

Торндайк утверждал, что можно по формуле «S¦R» определить степень вероятности реакции (например, пища вызовет слюноотделение – вероятность близка к 1, а звук вызовет слюноотделение, вероятность близка к 0).

Но, как и в случае с животными, он свел разум человека к автоматизму и привычке. При этом Торндайк признавал беспокойство натуралистической психологии по поводу учета человеческого поведения в зависимости от значения стимула: человек реагирует на постигаемое им значение слов, а животное – нет.

Таким образом, возникает вопрос: был ли Торндайк бихевиористом. С одной стороны, он занимался чисто бихевиоризмом без примеси, физиологии ( как это делал И.П.Павлов), но с другой стороны, Торндайк выдвинул «принцип принадлежности», нарушающий выработку безусловных рефлексов, ведь те элементы, которые наиболее тесно ассоциируются во времени и пространстве, и будут связаны при научении. Т.Лихи признает, что Торндайк скорее стал бихевиористом-практиком, а не теоретиком.

А теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон (1878-1958). Его научная биография доказывает, как в становлении отдельного исследователя могут отразиться влияния всех основных идей целого направления в науке.

В начале XX века во время многочисленных дискуссий о предмете психологии Энджелл первым отметил, что предмет психологии изменился, но он не уверен, хорошо ли это. Его ученик Уотсон в 1913 году провозгласил манифест бихевиоризма, и психологи согласились с тем, что психология должна стать наукой объективной, а не субъективной, т.е. предметом ее исследования должно быть не сознание, а поведение.

О себе Уотсон писал, что идеи объективной психологии он развивал еще будучи студентом Чикагского университета. Но только в 1913 году в лекциях по психологии животных в Колумбийском университете он публично обнародовал свои взгляды в статье «Психология, какой ее видят бихевиористы». Эта статья и стала манифестом нового направления в психологии. Сам же Уотсон как и многие бихевиористы прежде чем стать представителем этого направления был зоопсихологом.

Программа бихевиоризма включала точкой отсчета такой факт: организмы, т.е. люди и животные, приспосабливаются к окружающей их среде, поэтому психология должна заниматься исследованием приспособительного поведения, а не содержания сознания. Описание поведения приводит к предсказанию поведения в понятиях «стимул» и «реакция». Следует отметить, что, хотя Дж.Уотсон не цитировал Канта, в его программе по описанию, предсказанию и контролю за наблюдаемым поведением явно прослеживается традиция позитивизма, для которой единственной формой объяснения были физико-химические термины.

Позиция Уотсона была крайне радикальной, как считает Т.Лихи, ведь Уотсон говорил: не только души не существует, но и кора головного мозга не делает ничего, кроме трансляции, соединения стимула и реакции (т.е. работу трансляционной станции). И душу, и мозг при описании предсказания и контроля поведения вполне можно игнорировать. Человек и его внутренний мир – это «черный ящик», не поддающийся исследованию.

Таким образом, девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Это понятие зародилось в русле физиологии. В трудах И.М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, которым удалось доказать, что область психического не исчерпывается сознанием субъекта, познаваемым с помощью интроспекции.

Эти ученые – новаторы в изучении связи организма со средой - опирались на объективные методы, трактуя организм в единстве внешних и внутренних проявлений. Изучив книгу В.М.Бехтерева «Объективная психология», Дж. Уотсон утвердился во мнении, что условный рефлекс (по Бехтереву – сочетательный рефлекс) должен стать главной единицей анализа поведения. А учение И.П.Павлова, об условном рефлексе вселило в Уотсона уверенность, что условный рефлекс и есть ключ к выработке навыков, сложных движений, к любым формам научения.

Единственно реальными Уотсон признавал разные формы телесных реакций, он заменил все традиционные представления о психических явлениях двигательными их эквивалентами: например, зависимость зрительного восприятия от движения глазных мышц; эмоций – от телесных изменений; мышления – от речевого аппарата. Такими примерами Дж.Уотсон доказывал, что, якобы, объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял даже развитие умственной активности человека «мыслительной деятельности мышцами».

Он утверждал, что всеми эмоциями и интеллектуальными реакциями можно управлять, ведь психическое развитие сводится к научению, т.е. приобретению знаний, умений, навыков.

Бихевиористы отвергали идею возрастной периодизации, считая, что нет общих закономерностей развития в данный возрастной период. Например, обучая читать и писать детей с двух и трех лет, они пытаются доказать: какова среда, таковы и закономерности развития ребенка. Но при этом они считали нужным создать функциональную периодизацию, которая устанавливала этапы научения и формирования какого-либо навыка.

С их точки зрения, этапы игры, обучения чтению и есть собственно функциональная периодизация.

Принцип управления поведением широко и прочно распространился в американской психологии.

Концепцию Уотсона стали называть «психология без психики». Его заслуга состояла в расширении сферы психического, в которую он включил действия и акты поведения животных и человека. Но при этом он отверг в предмете огромные пласты психики, которые нельзя свести к внешненаблюдаемому поведению.

Бихевиоризм стал антиподом субъективной (интроспективной) психологии, сводившей всю жизнь к «фактам сознания». Бихевиористы предпочли по-новому посмотреть на сознание, проще говоря, «разделаться с ним», не принимать его во внимание.

Т.Лихи пишет, что Уотсон дал бихевиоризму «гневный голос и имя бихевиоризм», но его манифест особого внимания к бихевиоризму не вызвал. Просто психологи успокоились, т.к. знали, что психология «перестала быть наукой о сознании».

Следует назвать еще два имени ученых, связанных с бихевиоризмом: это Уолтер Хантер (ум. 1954 г.) и ученик Дж. Уотсона Карл Лешли (ум. 1958 г.) Хантер изобрел в 1914 году экспертную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной (в его опытах обезьяне показывали, в каком из двух ящиков лежит банан, затем ставили оба ящика за ширму; затем ширму убирали. А животное находило банан в нужном ящике). Опыты Хантера подтверждали, что животные способны на отсроченную реакцию на стимул, а не только на непосредственную, как считали раньше.

Карл Лешли проводил следующие опыты: он вырабатывал у животных навык, а затем удалял разные части мозга для выяснения, зависит ли от них навык. Он пришел к выводу, что мозг животного функционирует как целое, отдельные его участки равноценны (эквипотенциальны). Они могут заменять друг друга.

К 30-м годам XX века идеи Уотсона уже не были единственным вариантом бихевиоризма: были выявлены слабости бихевиоризма (слабость категориального аппарата, образ и мотив действия в категории действия у бихевиористов отвергались).

Попытки включить такие категории, как образ, мотив, отношение в программу бихевиоризма как направления уже после второй мировой войны приводят к возникновению его нового варианта – необихевиоризма. А 30-е – 40-е годы XX века стали называться «золотым» веком теоретической психологии бихевиоризма; исследований научения (а не перцепции, мышления, групповой динамики и других процессов).

20. Необихевиоризм

Это течение возглавили американские психологи Эдвард Чейз Толмен (1886 – 1959) и Кларк Леонард Халл (1884 – 1952).

Эдвард Толмен изложил основные свои идеи в книге «Целевое поведение у животных и человека» (1932) Эксперименты он проводил на белых крысах, считая, что законы поведения для животных и человека одинаковы. Он возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой S¦R и игнорировать факторы, которые могут быть в промежутке. Эти факторы он назвал промежуточными переменными.

Поведение Толмен рассмотрел как зависимую переменную, обусловленную независимыми переменными окружающей среды и внутренними, но не психическими, переменными. Конечная цель бихевиоризма – «описать формулу формирования функции, соединяющей зависимую переменную (поведение) с независимыми переменными (стимулом, наследственностью, обучением и физиологическим состоянием голода)». Поскольку сразу достичь такой цели невозможно, были введены так называемые промежуточные переменные, которые соединили независимые и зависимые переменные для управления, с помощью которых можно предсказать поведение данной переменной от независимых.

Термины, введенные Толменом (зависимая, независимая, промежуточная переменная) надолго сохранились в языке психологии.

Толмена от других бихевиористов отличало то, что он считал, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, осваивая обстановку, строит познавательную карту (когнитивную карту) пути, по которой он следует при решении какой-либо задачи. В опытах Толмена главной задачей животных было найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и удовлетворить потребность в пище.

Толмен выделил особый тип научения – латентное научение. Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль тогда, когда отсутствует подкрепление. Такое научение способно изменять поведение.

Теория Толмена заставила пересмотреть факты, регулирующие адаптацию организма к среде. Среди них особо выделяют целевую регуляцию действий животных, их способность к активной познавательной работе, даже при выработке двигательных навыков. После опытов Толмена потребовался пересмотр уже существовавших взглядов на поведение.

Его идеи пригодились гораздо позже в вычислительной концепции когнитивизма.

Толмен предвосхитил возникшую в 1948 году информационно-обрабатывающую концепцию разума, по которой разум – это диспетчерская, перерабатывающая импульс в когнитивную карту окружающей среды (позже ответ компьютера также зависел от входящего сигнала). Толмен назвал свой бихевиоризм операциональным, т.к. это прилагательное отражает две особенности бихевиоризма: 1) операционально дает определения промежуточными переменным, 2) подчеркивает, что поведение – это деятельность, с помощью которой организм «оперирует в окружающей среде».

Следующий представитель необихевиоризма Кларк Халл создал механический бихевиоризм, т.к. нашел себя профессионально в математических и естественных науках. Свою психологическую теорию он строит на основе точности, стройности, логики, как это делают физики и математики. Такой подход был назван гипотетико-дедуктивным методом.

Кларк Халл опирался на теорию условных рефлексов Павлова и придавал особое значение силе навыка, на это силу решающее влияние оказывает редукция потребности. Чем чаще сила навыка редуцируется, тем она больше. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Сила навыка зависит и от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.

Халл считал, что существуют первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма.

Потребность соединена с раздражителем, а реакция на них – это вторичное подкрепление. Он впервые поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности и предвосхитил кибернетические модели саморегуляции поведения. Им создана большая научная школа, разработавшая применительно к теории поведения физико-математические методы, модели способов приобретения навыков.

Далее необихевиоризм развивался как направление психологии в русле теории оперантного бихевиоризма Берхауза Фредерика Скиннера (1904 – 1990), которого без преувеличения можно назвать центральной, культовой фигурой бихевиористического направления.

Закат бихевиоризма пришелся на 50 – 60-е годы XX века в связи с неудовлетворенностью экспериментальной психологией. В середине XX века возникло множество течений бихевиоризма: философский, формальный, радикальный. Последний был создан Б.Скиннером на основе теории оперантного бихевиоризма.

Основываясь на экспериментальных исследованиях, на теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном, оперантном. Именно последнее и составило специфику учения Скиннера.

Два первых вида поведения вызываются стимулами и называются респондетным или отвечающим поведением. Это реакция типа S. Эти реакции составляют определенную часть репертуара поведения, но не только ими обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления построен на основе активных проб, т.е. воздействия животного на окружающий мир. Эти воздействия случайно могут привести и к полезному результату. Полезный результат закрепляется.








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 336;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.