РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 7 страница

После университета Пиаже едет в Цюрих, знакомится там с исследованиями К.Юнга, изучает технику психоанализа и получает знания, которые позже испытывает, соединяя экспериментальный лабораторный метод биологии с более свободным и информативным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке этого метода, который он позже применял для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет жизни и назвал его методом клинической беседы.

В 1919 году он приглашен в Париж, в течение двух лет работает с А.Бине над шкалами измерения интеллекта и изучает типичные ошибки детей при решении «простых тестов Бине». В 1921 году он возвращается в Женеву; Э.Клапаред пригласил его на должность директора Института Жан-Жака Руссо.

Он читает лекции и в Женевском университете, и работает в доме малютки. Материал, наработанный в этот период, стал основой его первых книг «Мышление и речь ребенка», «Суждение и рассуждение ребенка». В них он дал концепцию когнитивного развития детей как постепенного, в несколько стадий, процесса. Дополнительным материалом для его книг стали наблюдения над собственными детьми.

В 1949 – 1951 годах Пиаже создает свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию». Это направление в исследовании мышления; цель – создать общую теорию развития познания на уровне синтеза данных филогенеза и онтогенеза, а в 1955 году он возглавил Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. До конца жизни Пиаже работал в этом исследовательском центре, был его бессменным директором.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии, исходя из идеи, что основой психического развития является развитие интеллекта. Экспериментально он показал, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, восприятие и память.

Этапами психического развития Пиаже считал этапы развития интеллекта, которые ребенок проходит в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы является логическое мышление. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание и создание правильной схемы окружения его обеспечивает адаптацию ребенка к окружающему миру.

При этом адаптация – это активное взаимодействие организма со средой, а активность – это необходимое условие развития. Пиаже считал, «что схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом». Любимым примером Пиаже по этому поводу был пример о ребенке, не владеющим понятием числа, но осознающим значение числа, перебирая камешки, играя с ними и выстраивая их в ряд.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации идет постепенно, ребенок испытывает при этом два механизма ее построения – ассимиляцию (уподобление, сходство) и аккомодацию (приспособление).

При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, и человек (субъект) пытается все внешние изменения втиснуть в заданные рамки уже имеющейся схемы (взаимодействие в ситуации).

Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, в результате чего схема действительно является адекватной, полностью отражает все нюансы данной ситуации.

Сам процесс мышления, по Пиаже, - это чередование ассимиляции и аккомодации, до определенного предела ребенок всегда пользуется старой схемой, а затем он изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную схему.

Исследование Пиаже было поэтапным: в 20-е годы XX века, обнаружив связь между мышлением и речью, он строит исследование развития мышления через изучение речи детей, ее развитие. Пиаже собирал типичные для детей вопросы, задавал их самим детям. Он пришел к такому выводу: процесс развития мышления – это процесс экстериоризации (переход внутреннего во внешнее), т.е. мышление появляется сначала как внутреннее, аутистическое, а, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков процесс развития речи, который из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, т.е. речью для других.

Эта позиция Пиаже не была принята психологами, прежде всего Л.С.Выготским и В.Штерном, доказавшим, что аутистическое мышление как более сложное не может предшествовать реалистическому (В.Штерн), что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешним и внутренним, а не наоборот (Л.С.Выготский).

В этот период Пиаже сделал открытия по особенностям детского мышления:

эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения);

синкретизм (нерасчлененность мышления);

трансдукция (переход от частного к частному минуя общее);

артивициализм (искусственность, созданность мира);

анимизм (одушевленность);

нечувствительность к противоречиям.

Наиболее значимыми были эксперименты Пиаже по исследованию эгоцентризма. Он задавал детям простые вопросы, в которых нужно было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека (у меня два брата, а сколько братьев у твоего старшего брата).

Второй этап исследований Пиаже пришелся на 30 – 40-е годы, когда он исследовал операциональную сторону мышления. Пиаже, разрабатывал специальные эксперименты по процессам мышления, а до него Л.С.Выготский, В.Штерн, К.Бюллер и другие не исследовали процессов мышления, описывая только продукты мыслительной деятельности. В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, т.к. первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – переходят во внутренний план, превращаются в логические мыслительные операции. Он открывает главное свойство этих операций – их обратимость.

Пиаже исследовал переход от внешних операций к внутренним, формирование обратимости. Детям 5 - 7 лет давались задания на способность понимать сохранение веса, числа, предметов.

Он разделил весь процесс когнитивного детского развития на следующие стадии: сенсомоторную стадию развития (от рождения до двух лет); предоперациональную стадию (2 - 7 лет); стадию конкретных операций (7 – 12 лет); стадию формальной деятельности (12 и старше).

До 7 лет, по Пиаже, у детей формируются внутренние мыслительные операции, они несовершенны и необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать задачи, но их логическое мышление пока связано только с конкретными проблемами. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактно-логическое мышление.

Периодизация интеллекта, таким образом, приобретает законченную форму: от стадии сенсомоторного интеллекта до стадии формальных операций. В каждой стадии существует два этапа:1) появление необратимой операции данного уровня; 2) развитие ее обратимости.

Сама периодизация заключается именно в переходе операций во внутренний план, приобретения операциями обратимости.

Пиаже первым понял и исследовал качественное своеобразие детского мышления, показал его отличие от мышления взрослых.

Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта стали диагностическими, а величайшей его заслугой является открытая им возможность понять и сформировать детский ум.

25. Психоанализ (глубинная психология). Зигмунд Фрейд и его учение

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – один из тех, кто смог повлиять на все дальнейшее развитие современной психологии. Его учение, фрейдизм, не просто приобрело широкую известность, но и мощно повлияло на искусство, литературу, медицину, антропологию и на другие науки.

З.Фрейд называл свое учение психоанализом по названию метода разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Еще одно название – глубинная психология – это направление получило по предмету своего исследования – глубинных структур психики.

В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета, работал в физиологической лаборатории доктора Э.Брюке, это определило уверенность в роли биологических основ психики, он думал о значении сексуальных и физиологических данных, определил бессознательные мотивы человека.

В 26 лет З.Фрейд получает докторскую степень, но из-за материальных затруднений он вынужден заняться частной практикой хирурга. Он прослушал курс психиатрии, который его заинтересовал настолько, что в 1885году он добивается положения лектора в Венском университете. С помощью доктора Брюке З.Фрейд получает стипендию для стажировки в Париже у доктора Шарко.

Он изучал роль гипноза в лечении истерии, задумался над ролью неосознаваемых мотивов в поведении человека. Вернувшись в Вену, З.Фрейд вместе с психиатром Брейером, исследует динамику истерии. Но Брейер настороженно отнесся к гипотезе З.Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями и не принял предложенный З.Фрейдом метод лечения истерий – психоанализ (позже З.Фрейд писал, что долго боялся принять на себя ответственность за сделанное им открытие).

Анализируя свои отношения с Брюке (и поклонение, и желание превзойти учителя), Шарко и Брейером, З.Фрейд приходит к своей концепции о «трансфере» и «эдиповом комплексе», который позже он использовал в своей теории личности. После 1896 года, заговорив о психоанализе как методе, З.Фрейд стал систематически проводить самонаблюдения, которые фиксировал в дневнике до конца своих дней.

В 1900 году выходит его книга «Толкование сновидений», включившая его концепцию, а дальше он дополнил ее в книге «Психопатология обыденной жизни». В 1910 году его пригласили в США с лекциями по психоанализу, успевшему стать популярным за океаном. Вокруг З.Фрейда складывается круг его последователей: К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О. Ранк, К. Абрахам и др. В Вене образовалось психоаналитическое общество, а по всему миру - его филиалы.

Но З.Фрейд зарекомендовал себя догматичным, не терпящим отклонений от своей концепции ученым. Это привело к разрыву его с Адлером, Юнгом, Ранком. И таким образом, он вместе с нарастающей известностью он приобретает врагов и критиков.

В 1933 году его книги в Берлине сжигают фашисты. Зарубежные психоаналитические общества фактически выкупают З.Фрейда из плена, он выезжает в Англию, умирает в 1939 году.

Заслуга З.Фрейда состоит в том, что он ввел в научный оборот гипотезы, понятия из области неосознаваемой психической жизни. Так, понятия, разработанные З.Фрейдом, - это понятия о защитных механизмах психики, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силы «Я» и другие. Из его концепции следовало, что нельзя игнорировать мотивационно-личностное начало, т.к. без него нельзя понять причину нарушения поведения человека, следовательно, нельзя возвратить его к норме.

Он выдвинул на передний план обучения вопрос о сложности внутреннего мира, о душевных конфликтах человека, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между желаемым и должным.

В научном мире считается, что на интерпретацию З.Фрейдом научных понятий влияла социально-идеологическая атмосфера. Работая врачом-психотерапевтом, в результате клинико-психологического анализа З.Фрейд пришел к тому, что поведением людей правят иррациональные психические силы, что интеллект – это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности; что индивид и социальная среда находятся в состоянии постоянной тайной войны. Опыты с гипнозом, в частности, изучение постгипнотического внушения, доказали, что чувства направляют поведение человека даже тогда, когда они не осознаются. Выполняя под гипнозом действия, человек не может адекватно объяснить их мотив и пытается придумать фиктивную версию.

В дальнейшем З.Фрейд отказался от гипноза как метода психологии, считая, что команды врача могут оказать блокирующие действия и невозможными становятся спонтанные и свободные тенденции личности, (некоторые считали, что З.Фрейд использовал гипноз не так удачно, как Брейер).

Вместо гипноза З.Фрейд стал широко использовать методику свободных ассоциаций : сначала во время психотерапевтических сеансов он перебивал ответы пациентов, но однажды, пациентка запротестовала, и З.Фрейд больше не вмешивался в рассказ больного, т.е. изменил тактику. Пациенты З.Фрейда в расслабленном состоянии (лежа на кушетке) непринужденно рассказывали, «высказывали» любые мысли, какими бы странными они ни казались. З.Фрейд считал, что течение речевых ассоциаций не случайно и хаотично, а определенным образом детерминировано.

Это было известно еще ассоцианистам. З.Фрейд искал в содержании ассоциаций ключ к бессознательному. Он пытался понять, чему соответствуют ассоциации не во внешнем мире, а во внутреннем мире пациента, т.е. у З.Фрейда ассоциации были не проекцией объективной связи вещей, а симптомами мотивов и установок личности. Особое внимание он обращал на замешательство, которое иногда испытывали пациенты (неожиданно для самих себя) при свободном неконтролируемом ассоциировании слов. В этих замешательствах З.Фрейд искал причину или намек на события, которые когда-то нанесли человеку душевную травму. Он считал, что некий механизм блокирует травмирующее событие, не допускает его в сознание человека. События могут не всплывать в памяти из-за нежелания их вспомнить; при запинке пациента З.Фрейд искал нити, ведущие к вытесненным влечениям, на которые сознание наложило табу.

Анализируя собственную психику, З.Фрейд не мог испытывать гипноз и свободные ассоциации, потому он выбрал для анализа сновидения, которые называл «царской дорогой к бессознательному».

З.Фрейд называл могучее сексуальное начало – либидо - силой, которая руководит душевной жизнью человека. Он узнал, что странности поведения можно объяснить с позиции сексологии, будучи в Париже у Шарко, но отказаться от физиологических объяснений не смог и считал, что все дело в нарушении баланса нервной энергии. К пересмотру своих взглядов З.Фрейд пришел после истории с Анной О. (позже И.П.Павлов использовал этот случай для лечения неврозов). Анна страдала от истерии с такой симптоматикой, как расстройство зрения, речи и движений. Причину видели в том, что она сдерживала себя не проявляя чувства вины или чувства беспомощности перед тяжелобольным отцом. Брейер считал, что эти симптомы - результат самовнушения, т.к. в гипнозе девушка изливала душу и освобождалась от мучительных чувств.

Но вдруг она стала выражать к доктору Брейеру чувство сексуальной любви, что стало причиной его отказа от психотерапии, а З.Фрейд взялся продолжить изучать ее поведение. Он приходит к выводу, что Анна О. перенесла на врача чувство любви, страха, который испытывала к родителям. З.Фрейд выразил это явление в одном из главных понятий психоанализа – трансфере. Он смог соединить в единое знание то, что было связано с организмом и социальными связями и выражалось это в знании о собственно психологических детерминантах поведения человека.

Взгляды З.Фрейд можно разделить на три области:

Метод лечения функциональных психических заболеваний;

Теория личности;

Теория общества.

Стержнем всей системы является его взгляд на развитие и структуру личности.

По З.Фрейду, психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного, бессознательного. В этих слоях и распределены три основные структуры личности: сознание или Супер-Эго, предсознание или Эго (может быть осознанно человеком, но с усилиями), и Ид – содержание бессознательного, которое не доступно осознанию (= «сверх-я», «я», «оно»).

Бессознательное – это энергетическая основа личности, в нем содержится врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существует два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти, они находятся в антагонистических отношениях и создают основу для фундаментального биологического конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с бессознательным (Ид) в структуре личности, в котором идет борьба между инстинктами, но и с тем, что поведение человека вызвано одновременно действием этих сил.

Инстинкты, по З.Фрейду, - это те каналы, по которым идет энергия, способствующая человеческой деятельности. Либидо и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. А вот энергии, связанной с инстинктом смерти, З.Фрейд не дал собственного имени.

Второй слой структуры личности – Эго – это структура врожденная, она расположена как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом человек всегда может осознать свое «Я», но иногда сделать это бывает трудно. Если содержание Ид (бессознательного) расширяется в личности, то содержание Эго сужается, т.к. ребенок рождается с океаническим чувством «Я», включает в себя весь мир, но постепенно он осознает границу между собой и окружающим миром, локализует «Я» до своего тела и таким образом сужает содержание слоя Эго в структуре личности.

Третий слой структуры личности – Супер-Эго – неврожденная структура, она формируется в течение жизни. Механизм формирования структуры Супер-Эго – это идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся Супер-Эго.

В процессе идентификации у детей формируется Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые ребенок испытывает к объекту идентификации. Фрейд считал, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, т.е. их содержание, направление развития противоположны друг другу. З.Фрейд считал, что Эго становится ареной борьбы между Ид и Супер-Эго. Такое состояние вечной борьбы и конфликта делает человека потенциальным невротиком.

Психическое здоровье человека зависит от механизмов защиты, помогающих человеку смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. З.Фрейд выделил несколько защитных механизмов, но главными называл следующие: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация.

Вытеснение – это самый неэффективный механизм защиты, т.к. энергия инстинкта не реализуется в деятельности человека, она остается в человеке и вызывает рост напряженности в нем. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает знать о себе в виде символов в сновидениях, ошибок, описок, оговорок. Фрейд считал символ не просто непосредственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Потому он придавал такое значение толкованию ассоциаций, ошибок, описок, сновидений. Против толкования З.Фрейдом «патологии жизни» выступал К.Юнг, считавший, что между символом и стремлением человека есть непосредственная, тесная связь.

Регрессия и рационализация – это более успешные виды защиты, т.к. они дают частичную разрядку энергии, желаний человека.

Регрессия – это примитивный способ выхода человека из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, жевать резинку, портить вещи, верить в духов, намеренно стремиться к риску. Подобные регрессии являются общепринятыми, они не воспринимаются как способы психологической защиты.

Рационализация – механизм связанный со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать ситуацию и предать конфликтной ситуации «добропорядочный вид». Человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их придуманными, но морально приемлемыми, принятыми в обществе образцами поведения.

При проекции человек приписывает другому те желания и чувства, которые испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, то этот защитный механизм действует успешно.

Но наиболее успешен тот, который назван Фрейдом сублимацией. Она помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями в другое русло, реализовать ее. Например, в художественной деятельности.

Фрейд считал культуру продуктом сублимации и рассматривал с этой точки зрения произведения искусства, научные открытия. Этот путь является наиболее успешным потому, что на нем происходит полная реализация накопленной человеком энергии – катарсис, т.е. полное очищение человека. Энергия либидо является, по Фрейду, основой развития личности, характера.

Он считал, что за свою жизнь человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, т.е. способом удовлетворения инстинкта жизни. В зависимости от способа фиксации и нужды человека в посторонних объектах Фрейд выделил три больших этапа в жизни человека:

1) оральная стадия, она продолжается от рождения до 1 года – называется либидо – объект. Характеризуется тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо;

2) до начала полового созревания – это либидо-субъект, когда для удовлетворения инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда эту стадию Фрейд называл нарциссизмом, т.е. ориентацией на себя, стремлением использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональной отгороженности. На этом этапе Фрейд выделил несколько стадий: анальная (навыки туалета и чувство собственности, фиксация на этой стадии второго этапа формирует упрямство, жестокость, аккуратность, бережливость); фаллическая стадия – это осознание сексуальных отличий; люди, фиксированные на этой стадии, невротичны и агрессивны.

Пройдя второй этап к 6 годам жизни, ребенок ощущает спад напряженности.

3) в третьем этапе дети переходят к подростковому возрасту (это опять либидо-объект, для удовлетворения инстинкта человеку необходим партнер). На этом этапе возникает генитальная стадия, т.к. человек нуждается в партнере для разрядки энергии либидо).

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только интеллекта, но и всего человеческого общества.

В теории Фрейда особое место занимал его метод – психоанализ, объясняющий остальные части теории Фрейда.

В психотерапии З.Фрейд исходил из положения, что врач в глазах пациента занимает место родителя, а пациент безоговорочно принимает доминирующее положение врача. Между ними возникает канал связи, по которому происходит беспрепятственный обмен энергии, т.е. трансфер. Благодаря трансферу врач проникает в бессознательное пациента и внушает ему свое понимание причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов, ошибок пациента, т.е. на основе следов его вытесненного влечения. Врач не просто сообщает свои наблюдения, он внушает свои наблюдения, он внушает свое толкование, а пациент некритично, т.е. пассивно воспринимает его. По З.Фрейду, именно это внушение и обеспечивает катарсис, т.к. пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Т.к. такое выздоровление связано с внушением, эта терапия была названа директивной (в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента с врачом). Идея Фрейда, при спорности отдельных положений оказывает огромное влияние на мировую культуру, психологию, искусство, медицину, и социологию. Например, в пьесах американского драматурга Т Уильямса «Лето и дым», «Трамвай « желание» и др. проповедуется фрейдизм.

К неизменным во времени можно отнести следующие положения теории З.Фрейда:

понимание психического развития как мотивационного, личностного развития;

представление о развитии как адаптации к среде, хотя среда не всегда враждебна, она все-таки противостоит индивиду;

представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

идея об основных механизмах развития – врожденных, закладывающих основы личности, ее мотивов еще в раннем детстве, без изменений в структуре личности в дальнейшем.

26. Карл Густав Юнг и его аналитическая психология

Швейцарец К.Г.Юнг (1875 – 1961) окончил университет в Цюрихе. Стажировался у психиатра П.Жане, потом открыл собственную психиатрическую лабораторию и в этот период сблизился с Фрейдом, который оказал решающее влияние на научные взгляды Юнга. Позже возникли разногласия, связанные с разным подходом к анализу бессознательного.

В отличие от Фрейда, по Юнгу, «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом (всеобщий) Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Разногласия были и в толковании сновидений и ассоциаций. Если Фрейд считал символы заместителями вытесненных предметов и влечений, то Юнг уверял, что знак, сознательно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ – это самостоятельная динамическая единица. Символ ничего не замещает, он отражает психическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов и ассоциаций по Фрейду. Он считал, что нужно идти за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг разошелся с Фрейдом и по вопросам психокоррекции. Фрейд считал, зависимость пациента постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он придерживался концепции директивной терапии, а Юнг считал, что в ходе психотерапии зависимость от врача постепенно должна уменьшаться, особенно в последней фазе терапии, он называл эту фазу трансформацией.

В 1912 году после выхода книги Юнга «Символы трансформации» произошел окончательный разрыв с Фрейдом, болезненный для обоих.

Юнг пришел к мысли, что его интерпретация символов позволяет анализировать не только сновидения людей, но и мифы, сказки, религии, искусство.

Юнг исследовал европейскую, индийскую, китайскую, тибетскую культуры, изучал их символику и сделал одно из важнейших своих открытий – открыл коллективное бессознательное.

По Юнгу, структура личности включает три части – коллективное бессознательное; индивидуальное бессознательное; сознание. Вторая и третья части – чисто личностные прижизненные приобретения, а коллективное бессознательное – это память поколений, т.е. то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: «Коллективное бессознательное – как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного включает архетипы, т.е. формы, которые организуют психический опыт индивида. Юнг называл архетипы «первичными образами», ведь они связаны с мифологией и сказкой, их темами. Архетипы организуют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную. Именно архетипы лежат в основе мифов и религии народа, они определяют самосознание народа.

Юнг считал основными архетипами индивидуального бессознательного следующие архетипы: Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус), Самость.

Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком..

Эго - центральный элемент личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона – это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. Она оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п.), стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень – это центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Расхождения между Фрейдом и Юнгом больше всего касались именно роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее всего лишь одной из составляющих структуру личности, а Фрейд ставил в центр и исследовал именно ее содержание как главное в структуре личности. Юнг считал необходимым внимательное отношение с Тенью, ведь техника обращения с Тенью помогает преодолеть ее отрицательное влияние.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга.

В развитии личность становится все более целостной, она индивидуализируется и становится свободной в самовыражении и самопознании.

Эта идея о развитии личности представлена в работах Юнга уже в 50-е годы XX века. К этому же времени он разработал положения о роли сознания в духовном росте и поведении личности.

Трансформации некоторых положений психоанализа были типично юнгианскими. Это подтверждало, что концепция Юнга открыта для нового, гибка в своей основе в отличие от ортодоксальной (ортодокс – человек, закостеневший в своих взглядах, не склонный к изменениям) теории Фрейда.








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 276;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.048 сек.