РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 2 страница
Сократ считал, что надо показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уж оценивать их поведение. Познавая добро и зло, человек начинает познавать самого себя. Сократу принадлежит заслуга исследовательского интереса к окружающему миру, на человека, на познание самого себя: «Познай самого себя», «Я знаю, что я ничего не знаю».
Софисты отрицали существование абсолютной истины, подчеркивали относительность представлений о добре и зле, о мире. Сократ признавал абсолютное знание, которое человек может познать, передать другим через слово. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позже Платон отождествил мышление и внутреннюю речь.
Сократ утверждал: знание – это понятие о предмете. Есть общая для всех знаний цель – понимание высшего блага, благо – это высшая истина. Бессознательное знание, которое до поры дремлет в душе нужно сделать осознанным. Сократ одним из первых поставил вопрос о необходимости метода, с помощью которого можно осознать бессознательное знание. Он думал, что это диалог учителя и ученика, при котором учитель направляет мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания.
Метод, открытый Сократом, его знаменитая диалектика, получил название метода сократической беседы. Это был диалог с «наводящими размышлениями». Сократ никогда не преподносил в готовом виде знания, считая главным самостоятельное открытие истины человеком. Он вводил в свои беседы понятие гипотезы. Показывая, как неправильное допущение или предположение приводит к противоречиям суждений. Открытие каждого собеседника Сократа состояло в том, что всеобщее абсолютное знание в уме, из ума оно должно выводится. Можно говорить, что это была первая попытка проблемного обучения.
Теория объективного идеализма Платона (428 – 348 гг. до н.э.) исходила из положений Сократа.
Платон, как и Сократ, афинянин, он основал школу – академию (по имени покровителя местности - Академа, которую он купил). В самом начале его исследований в его теории появилась мысль о несовершенстве познания, которое познает лишь тени реальных истин. Его идеальные стремления были оторваны от жизни; его идея о внутреннем конфликте души стала популярна в психоанализе.
Стадии формирования знания, по Платону, таковы: ощущение, память, мышление. Платон впервые заговорил о памяти, как о самостоятельном психическом процессе. Он дал памяти такое определение – «это отпечаток перстня на воске».
Роль памяти в учении Платона важна еще и потому, что он представлял процесс познания в виде припоминания того, что душа знала в своей космической жизни и забыла при вселении в тело.
Память – это хранилище всех знаний осознаваемых и неосознаваемых. Но при этом Платон считал память пассивным процессом, а активным – мышление. В основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний через образование понятий. Принцип познания. Он впервые пытался установить этапы формирования понятий. С Платона началось исследование вербального мышления, которое до XX века считалось единым видом мышления. Понятия признавались главным продуктом мышления (позже мы находим отголоски этой теории Платона у Л.С.Выготского, Ж.Пиаже) По Платону, душа постоянна и знания в ней содержатся неизменные; значит, само мышление – акт репродуктивный, а не творческий, хотя и оперирует понятием интуиция. Этот подход сохранился у Платона и к творчеству, в котором он признает, что в основе творчества лежит лишь репродуктивное воображение. В диалоге «О государстве» Платон дает теорию коллективного воспитания. Он считает, что индивидуальные способности людей надо распознавать еще в раннем возрасте. Необходимо делать «профессиональный отбор и тестирование детей», чтобы воспитывать их согласно предназначению (его можно воспитать воином, мудрецом, ремесленником). Итак, Платон – основоположник объективного идеализма, который впервые выделил этапы процесса познания, впервые обозначил роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, впервые заговорил о внутреннем конфликте души, т.е. борьбе мотивов.
Идеи Платона были переосмыслены его учеником и последователем Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.). Трактат «О душе» - это первая психологическая монография. В ней обобщены все предыдущие теории в психологии. Врач Аристотель, как и его учитель, купил землю, построил на ней школу Ликей (Лицей), которая просуществовала почти 6 веков и была закрыта только в III веке н.э.
Обучая в этой школе, он подходил к проблемам психики с естественнонаучных позиций, положив не математику, а биологию или медицину в основу психологии.
В его учении о душе нет идеи конфликта, а есть идея развития и эволюционного перехода от одного уровня к другому. Он пересмотрел платоновское понимание души: «Душа есть форма реализации способного к жизни тела, она не может существовать без тела и не является телом». В целом, его концепция самая сложная и противоречивая.
Существует 3 вида души:
1. Растительная (способна к размножению и питанию);
2. Животная (кроме растительных функций, есть сугубо животные);
3. Разумная (есть только у человека, т.к. он обладает мышлением).
Каждая более совершенная душа – надстройка над предыдущей, т.е. впервые в психологии дана идея развития, генезиса души.
Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием живого мира: в отдельном человеке повторяются ступени развития органического мира.
В этом обобщении - основа идеи, позже названной биогенетическим законом.
По Аристотелю, человек не только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем в душе. Аристотель вводит в свою теорию понятие всеобщего разума – нуса, как хранилища разумной части души после смерти человека.
При рождении ребенка часть этого разума вселяется в тело новорожденного, Так и идет передача опыта. Нус – это не постоянная, а вечно меняющаяся культура, в которой каждое новое поколение людей привносит что-то свое. После смерти человека, часть его души (разумная) сливается с мировым разумом и обогащает его. Таким образом, Аристотель настаивал на способности человека и к творческому и к репродуктивному мышлению.
Он - создатель первой в психологии развернутой теории познания, в которой не только раскрыта специфика каждого этапа познания, но и переход от единичного знания к обобщенному суждению и понятию. Для этого он вводит такие понятия, как «общее чувствилище» и «ассоциация». Сличение и переработка знаний происходит в чувствилище с помощью ассоциаций, т.е. впервые ассоциации представлены как механизмы познания. Только в XVIII веке Д.Гартли создал первую школу в психологии – школу ассоцианизма.
Виды ассоциаций по Аристотелю:
- по сходству;
- по контрасту;
- по смежности во времени и пространстве.
Аристотель разделял воображение и фантазию, считая воображение использующим реальные представления. Если ассоциации – это механизмы переработки знаний на низших уровнях сознания, то логика на высших, т.к. логические операции – это операции мышлении, они помогают образованию понятий. Главная операция мышления – дедукция. Аристотель считал, что есть два вида мышления: логическое и интуитивное (в античной психологии рассматривалось как репродуктивное).
Аристотель считал, что научное и художественное творчество носит новаторский, авторский характер (например, художники по-разному трактуют один сюжет). Аристотель разграничивал теоретический и практический разум, в их основе – разные функции мышления. Само по себе знание не делает человека нравственным (образование не равно хорошее воспитание). Нравственное поведение формируется в реальных поступках человека. Важно формировать не только действие ребенка, но его отношение к этим действиям. В воспитании нужен индивидуальный подход.
Проблема регуляции поведения у Аристотеля рассматривалась в двух позициях: регуляция поведения с помощью эмоций и регуляция поведения с помощью разума.
При этом он уверен, что бороться с эмоциями бесполезно, ведь положительные помогают совершать действия, а отрицательные мешают.
В отличие от Платона Аристотель не рекомендует регламентировать чтение, музыку, он считает важным жанровое своеобразие в ходе воспитания. У человека не может быть истинной свободы, если он поддается эмоциям; свобода возможна только при разумной регуляции поведения.
Для борьбы с аффектом, для его предупреждения Аристотель предлагает очищение (катарсис) – слезы радости, печали. В этой мысли – идея о психотерапевтической роли искусства, театра.
Впервые Аристотель соотнес переживания человека с мотивацией поведения, с нравственной оценкой поступка.
Таким образом, его взгляды – это несомненный вклад в психологическое знание, отложивший отпечаток на всю дальнейшую историю психологии.
6. Эллинистический период развития античной психологии
В последний период своего развития античная психология ориентировалась на частные проблемы, имеющие практическое преломление. Одна из них это проблема формирования нравственного поведения. На этот вопрос существовало несколько точек зрения.
Школа киников исходило из положения, что каждый человек самодостаточен и имеет абсолютно все, что необходимо для духовной жизни в самом себе. Один из них – Диоген Синопский (400 – 325 гг. до н.э.) считал, что не каждый человек может довольствоваться тем, что имеет в самом себе. Ведь люди привыкли к помощи других, комфорту, обществу. Поэтому единый путь для нравственного совершенствования – это путь к себе, это ограничение контактов и зависимости от мира.
Путь нравственного развития включал три ступени (аскезы, ападейкии и автаркии):
1. Отказ от благ и комфорта, которые дает общество, т.е. аскеза. Они отрицали все достижения культуры и стремились к опрощению;
2. Требовал игнорировать знания накопленные обществом, т.е. неграмотность представлялась достоинством;
3. Человека приучали не обращать внимание на общественное мнение, похвалу или порицание.
Фактически киники пропагандировали негативное отношение к обществу, эпатируя его. (Эпатаж - скандальная выходка; поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила)
Такое понимание этических норм не могло получить распространение.
Более распространенным оказался подход греческого философа и психолога Эпикура (341 – 270 гг. до н.э.): не негативизм, а отчуждение, уход от общества – вот вечный этический путь духовного саморазвития. В центре научных исследования Эпикура были исследования признаков нравственного и безнравственного, по которым оценивалось поведение человека. Пример жизни Эпикура, как в свое время Сократа подтверждал его концепцию. Эпикур открыл школу, поселившись в Афинах. Школа называлась «Сад Эпикура». Учеников было немного, но отношения их с преподавателями были дружескими, сплочение происходило на основе общих идей, признаваемых всеми. Эпикур считал наиболее важным благом для всех дружбу и духовное общение. Он, последовательный материалист, модернизировал учение Демокрита, чтобы оно соответствовало новому пониманию места человека в окружающей среде. Эпикур изучал роль души в психике человека, указывал на качественную разницу в психике животных и людей.
Лукреций Кар (I в. до н.э.) дополнил концепцию Эпикура о том, что функции разных частей души различны, подчеркнул роль той части души, которая есть только у Homo Sapiens (мышление). Лукреций дал название четвертой части души – «душа души», дух. Именно с этого времени в психологии существует два термина с разным содержанием: душа как символ психики, дух как символ высших стремлений человека – нравственных, эстетических, этических.
Можно говорить о том, что Эпикур в истории психологии был первым сенсуалистом, а затем и Лукреций Кар, в своей поэме «О природе вещей», доказавший ведущую роль чувств в управлении поведением (но при этом он упоминает о разуме и мышлении как о регуляторах поведения).
Эпикур считал: «нет противоречия между приятным и нравственным поведением», т.е. что приятно, то нравственно.
По Лукрецию же, «счастье у того, кто обладает богатством умеренной жизни, дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым».
Основная проблема жизни человека, по Эпикуру, - это преодоление страха страданий, страха перед смертью, эти страхи тормозят развитие человека. Человек должен верить только собственным понятиям о добре и зле. Страх перед смертью – это страх перед неопределенностью, неуверенностью. Счастье – в душевной невозмутимости – атараксии, человек, достигший его, стремится «прожить незаметно», считал Эпикур. Знания нельзя навязывать человеку, он сам должен придти к ним в своем стремлении к счастливой жизни. Что касается ученых, то только уединение и размышление с близкими друзьями ведут к открытию истины.
А Лукреций Кар, наоборот, утверждал, что только активная позиция, передача своих знаний другим людям дает наибольшее удовлетворение ученому. Уязвимые места в концепции Эпикура не позволили ей распространится, отсутствие четких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного. Эпикурейский подход к человеку приемлем только для очень уверенного в себе человека, того которых гораздо позже Ницше назвал сверхчеловеком.
В отличие от Эпикура, стоики (беседы они вели прогуливаясь по внешней колоннаде греческих храмов – стое, отсюда и название этой школы, которое со временем стало нарицательным, обозначая твердость духа и постоянство Стоики – Сенека, Цицерон, Марк Аврелий, Брут, Лукреций Кар, Эпикур) тоже говорили о внутренней независимости человека, но при этом и о необходимости ранней социализации личности, о том, что каждый должен выполнить обязанности, диктуемые ролью. Так впервые возник термин «роль».
Основы этики стоиков закладывали деклассированные люди, часто не имевшие дома, но разгуливающие по внешней колоннаде греческих храмов, чтобы вести беседы.
Стоики разделяли взгляды Демокрита на атомистическое строение мира, разделяли они и идею пантеизма (всеобщего одушевления природы).
Душа – это божественное начало, присущее всей природе, считали пантеисты. В этой школе была принята и концепция Гераклита « О 4 элементах природы», об их постоянном взаимодействии: «Все находится во всем, и все возникает из всего». На эти превращения подчиняются определенным законам.
Главным для стоиков было изучение законов познания. Рационализм стоиков считал ощущения «подсобным материалом для мышления», ведущим процесса познания. В процессе познания они выделяли 5 ступеней – ощущения, память, воображение, фантазия, внешнее (речь) и внутреннее мышление (собственно мышление).
Таким образом, стоики попытались связать воедино все ступени познания. Идея Логоса стала для стоиков центральной.
Взятое у Гераклита понятие Логоса, выраженное в слове и связанное с разумом, приводит к первой в науке теории речи – теории значения слов. Если мысль обозначена словом, то разница в том, что мысль это обозначаемое, а слово (символ) – это обозначающее.
Мысль и слово связаны с реальным предметом. Стоики считали, что слово существует до и независимо реального предмета. Слово является не просто названием предмета, но и его сутью.
Таким образом, стоики идеализируют слово. Они пытались решить вопрос и о свободе духа, провозглашая абсолютную свободу личности, считали, что свобода духа не равна свободе действия. Он имеет две свободы: внешнюю (это выбор роли, недоступный человеку) и внутреннюю (это способ игры этой роли, и он всецело в воле человека).
Главный нравственный закон стоиков гласил, что личная свобода в том, что человек может сохранить свою сущность и достоинство в любых обстоятельствах. Сенека писал: «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит». Хочет – не хочет, а все равно человек будет починяться року.
В медицине этого периода исследования психологов отразились в работах Галена (ок. 130 – 200 гг.), развившего идею Гиппократа о темпераменте. Он говорил, что темперамента не четыре типа, а больше, описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы. Заложил основы периферического взгляда на происхождение эмоций. В I веке до н.э. и I веке н.э. в психологические истины стали вводится библейские постулаты. Например, Филон Александрийский (ок. 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) ввел термин «откровение», объяснявший невыводимость научных понятий из знаний. Это была мистика, которая к средним векам овладела психологией. Кроме того, соединение Бога с «мировой душой», по Платону, стало еще одной традицией в средние века.
Идея о непосредственном соединении человека с высшим началом была развита и в теории последнего античного психолога Плотина (205 – 270). Его учение было названо неоплатонизмом, т.к. опираясь на Платона, Плотин внес собственную трактовку бытия и возможностей человеческой души. Он ввел понятие холизма – единства, или целостности, сознания и личности человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой тождественности (идентичности) человека самому себе.
Причем, самосознание он считал основой достижения единства. В качестве вершины бытия считалось единое благо, из которого через эманацию (истечения от высшего к низшему) происходит ум, затем душа и чувственные космос. Душа сливается с мировым разумом в момент экстаза, именно тогда знания из мировой души переливаются в индивидуальную душу. Эта теория утверждала, что неоплатонисты впервые заговорили о непосредственном характере передачи знаний. Знания же позволили человеку составить представления о самом себе, о переживаниях в единой системе, целостно. Так появился в психологии метод самонаблюдения – интроспекции.
Память – это основа целостности сознания, т.к. соединяет в сознании прошлое и настоящее.
Эти идеи завершили античный период развития психологии. Далее идеи о самосознании и познавательной активности души связаны с именем Августина Блаженного, соединившего идеи античной психологии с теориями Средних веков.
7. Арабская психология в Средние века
Древнегреческая цивилизация разрушилась: в IV веке уничтожен центр Александрии, к началу VI века император Юстиниан закрыл Афинскую школу – последний очаг античной философии, который существовал более тысячи лет.
Естественнонаучные исследования сменились религиозными спекуляциями, но в недрах другой культуры, арабоязычной, в VIII – XII вв. н.э. активно шло сближение философии с естественнонаучными исследованиями.
На территории Халифата, объединившей арабские племена (от Средней Азии до Испании) возникает новая религия – Ислам, невозбранявшая не только естественно научные исследования, но даже другие верования.
Таким образом, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. На арабский язык переводились труды Аристотеля, Платона. Активно развивались физика, математика, медицина, астрономия, ботаника, география, химия. Медицинская психология Ибн Сина (Авиценна) (IX – X вв.) до сих пор вызывает активный интерес, тем более его открытия были важны для Средних веков.
В труде «Канон медицинской науки» он рассуждает о роли аффектов в регуляции поведения и развитии организма. Его физиологический подход включал предположение о возможности управления организмом и его процессами. Идея взаимосвязи психического и физиологического базировалась на медицинском опыте Ибн Сина. Он был одним из первых исследователей возрастной психологии, т.к. указал на связь физического развития организма с психическим в разных возрастах. Особое внимание он уделял чувствам, аффектам ребенка, считая, что родители формируют натуру ребенка и всю систему его физиологических функций. Ибн Сину приписывает опыт изучения «экспериментального невроза» (два барана получали одинаковую пищу, но возле одного держали на привязи волка, он похудел и погиб). Схема его опыта показывает, что при столкновении противоположных эмоций результатом их становятся соматические сдвиги, приводящие к гибели. Принято говорить о начатой Авиценной экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Известны случаи в психотерапевтической практике Авиценны на основе ассоциативного эксперимента: по частоте пульса юноши, называя продукты, Авиценна определил, что любит юноша, и излечил его от истощения.
Он был энциклопедистом и в философских трактатах разработал теорию двух истин, которая помогла ему найти предмет изучения психологии из предмета богословия. Он доказал, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Поэтому истина знания не противоречит истине, и решил, она имеет право на собственные исследования. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественнонаучное.
Как и Ибн Сина арабские натуралисты исследовали орган зрения. Особенно выделялся Ибн-аль Хайсам (Альгазен) (965 – 1039), ему удалось изучить такие феномены как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, именно он установил, что для полного восприятия объекта нужно движение зрительных осей, т.е. движение глаз. Он проанализировал зависимость зрительного восприятия от его длительности: усилителем возникновения зрительного образа является не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений. Таким образом, схема Ибн-аль Хайсама вводила новое объяснение восприятия, когда исходная сенсорная структура зрительного восприятия считалась производной от законов оптики.
Еще одним арабским философом и врачом был Ибн Рушд (Рушд Аверрой), занимавшийся зрительным восприятием. Им было сделано открытие, что, чувствующей частью глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка. Он отрицал бессмертие индивидуальной души, писал о разделении души и разума. Ибн Рушд выдвинул парадоксальное мнение: универсальный для всех разум сохраняется после распада тела, и это свидетельствует о богоподобии человека. Это положение концепции Ибн Рушда критиковали теологи (теология [< греч. theos бог + logos учение]. Систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.
8.Психологические идеи средневековой Европы
В эпоху Средневековья в интеллектуальной жизни Европы царила схоластика ([< греч. scholastikos ученый, школьный < scholē школа]. 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом).
Это тип философии, который рационально логично обосновывал христианское вероучение. В схоластике было принято комментирование известных текстов. Например, церковники трактовали учение Аристотеля, но прежде католическая церковь запретила его. Церковные трактовки отличались тем, что были адаптированы к нуждам церкви. С этой задачей справился Фома Аквинский (VIII в.), учение которого было названо томизмом (в наше время неотомизм) но начинал средневековую психологию римлянин Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354 - 430). Он был основоположником волюнтаризма (направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость. В настоящее время в политике и общественной жизни: произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности). Индивидуальная воля, по Августину, зависит от божественной воли и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения с телом становятся психическими, благодаря волевой активности субъекта. В нашем сознании существует мера истинности. Воля же дана Богом, именно воля источник активности человека. Августин создал в европейской культуре традицию исповедей, т.е. сочинений о самосовершенствовании и самопознании человекам самого себя.
Следует назвать французского ученого Пьера Абеляра (1079 – 1142), преподавателя Парижского университета, который стал аббатом крупного монастыря. Он смог соединить в теории концептуализма (направление в средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но признававшее (в отличие от номинализма) существование в уме концептов как особых форм познания действительности) достижения светской и религиозной мысли своего времени. В значении слова он разделял физическую сущность (звук) и значение, которое сохраняется в мыслях людей. А Фома Аквинский в томизме утверждал истину веры, но не знания.
Работу души Фома Аквинский представлял в виде такой схемы: сначала душа совершает акт познания – ей является образ объекта (это ощущение или понятие) затем она осознает, что этот акт уже произведен ею. Потом она возвращается к себе, но уже познает не образ и не акт, а себя саму как уникальную сущность. Из замкнутого сознания нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру. Он переделал и теорию Ибн Рушда, и учение Аристотеля, хотя главным путем познания считал, как и Аристотель, сенсуализм. Образы осознаются в качестве собственных с помощью специальных операций сознания, которые называются интенция, т.е. направленность сознания на какой-либо предмет.
А вот Роджер Бэкон (1214 – 1292) , прославившийся своим изречением «Знание - сила», доказал, что ощущение – ведущий психический процесс, из которого раздается знание, а потому вербальные методы и схоластические рассуждения интеллекта развивать не могут.
В Англии против концепции души томизма выступил номиналист (номинализм – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов) профессор Оксфорда У.Оккам (1285 – 1349). Он изучал соотношение общего и частного в предметах, отвергая томизм, он отстаивал учение о двойственной истине: религиозные догматы не могут быть основаны на разуме. Все знания он делил на наглядные и отвлеченные. Ему принадлежит правило, названное «бритвой Оккама», оно гласит: не следует умножать сущности без надобности, т.е. не надо объяснять явления многими факторами, когда можно обойтись их меньшим числом. Эта «бритва Оккама» стала основой закона экономии в психологии (например, изучая животных, не надо наделять их разумом человека, если есть более простой способ объяснения).
9. Развитие психологии в эпоху Возрождения
В этот период психология стремилась преодолеть сакральность (преобладание идей церкви над разумом) Средневековья. Это было временя возвращения принципов античной науки. В это время зарождается новый предмет науки. Психология становится наукой о сознании. XV – XVII вв. остались в памяти человечества как период взлета разных видов искусства. Реформация изменила и сознание людей. Была открыта Америка, сделаны астрономические открытия Н.Коперника, Галилея, Дж.Бруно, И.Кеплера, в философии – Т.Мора, М.Монтеня («Опыты»), Э. Роттердамского, Н.Макиавелли.
Проблемы психики изучались меньше, чем раньше, но активно изучались проблемы способностей и познания. Один из титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Он считал, что субъект должен осознавать себя центром духовных сил, подражать природе, «преобразовывать природу своим творчеством».
Новая трактовка эмоций и аффектов была представлена в XVI веке в работе Бернардино Телезио (1509 – 1588). Его учение о движущих силах – источниках энергии для разных форм развития – утверждает, что именно противоположные силы и их борьба и есть источник всякого развития. Главная цель природы – сохранение достигнутого состояния. В концепции Телезио впервые возникла идея гомеостаза (совокупность сложных приспособительных реакций организма животного и человека, направленных на устранение или максимальное ограничение воздействия различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (напр., постоянство температуры тела, кровяного давления и т. п.)), т.е. закону самосохранения подчиняется, по мнению Телезио, развитие всей психики, а разум и эмоции регулируют этот процесс. В положительных эмоциях проявляется сила души, в отрицательных – ее слабость.
Наряду с возрожденческой Италией новые гуманистические взгляды на психику зафиксированы и в других странах. Например, в Испании в XVI веке Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492 – 1540) в книге «О душе и жизни» доказал: природа человека познается наблюдением и через опыт. Он предложил для обобщения чувственных данных новый способ – индукцию (это операцию логики позже детально разработал Ф.Бэкон). Вивес считал наиболее важным для подавления отрицательного чувства не сдерживание этого чувства, а подавление его разумом или вытеснение другим солее сильным переживанием.
Другой испанский психолог Хуан Уарте (1530 - 1592) требовал применить индукцию при исследовании индивидуальных различий между людьми, чтобы определить их профпригодность (в книге «Исследование способностей к наукам»).
Итак, если в эпоху Средневековья появились труды по психологии масс и психотерапии, то в эпоху Возрождения психология возвращается к идеям античности о познании и способностях человека. Именно интерес к человеку стал ведущим и перешел в психологию Нового времени.
10. Психологическая мысль в XVII веке
Провозвестником XVII века стал в социальной жизни Западной Европы Г.Галилей, научивший мир верить в материальные свойства и законы механики. Этот новый взгляд на мироздание стал переворотом в объяснении причин поведения всех живых существ.
Первым философом, использовавшим достижения геометрии и механики для объяснения психологической теории, был Рене Декарт (1596-1650). От латинизированного имени Декарта – Картезий - произошел термин картезианство, обозначающий направление, сформировавшееся под влиянием его идей. Переехав из Франции в Нидерланды, он создает лучшие свои творения. Он ориентируется на модель организма как механически работающей системы, т.е. он освобождает тело от вмешательства души. Декарт вводит в науку понятие рефлекса (а сам термин «рефлекс» появился гораздо позже). И. Гарвей убрал душу из системы кровообращение как регулятора внутренних органов, а Декарт устранил душу на уровне работы всего организма. И это при том, что достоверных знаний о нервной системе не было. Слово «рефлекс» означало «отражение». Горячий предмет заставляет одернуть от него руку: идет реакция, подобная отражению света от поверхности. Реакция мышц – необъемлемый компонент поведения. Таким образом, система Декарта объясняла природу поведения без обращения к душе, как силе, которая движет телом.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 258;