РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 1 страница
1. Факторы и методологические принципы развития истории психологии
Томас Лихи в своей книге упоминает о том, что Платон когда то заметил: «Наука всегда начинается с удивления – удивления перед внутренней работой природы».
Мы идем от науки объяснения, почему мир, разум и тело функционируют так, а не иначе. Ответить на эти вопросы помогает природа науки, ее философия и история.
Историография науки прошла два этапа: от XIX века до 50-х годов XX века. В это время историю психологии описывали ученые преклонного возраста, как правило, уже прекратившие научные исследовании, а с 50 – 60-х годов XX века летопись науки стали создавать профессионалы – историки науки.
История психологии претерпела такие же изменения. Образцом классической старой истории психологии была книга Эдвина Боринга «История экспериментальной психологии», ученик Э.Титчинера издал ее в 1929 году.
С середины 60-х годов XX века старая история психологии сменяется профессиональной.
В 1965 году появляется специальный журнал в США, американская психологическая ассоциация приняла решение о формировании отделения истории психологии.
В 1967 году под руководством Р.Уотсона основывается журнал по истории психологии и появляется университетская программа.
В 1988 году Лорелл Фуромото заявила, что эта отрасль психологии уже оформилась как самостоятельная наука и дисциплина, которая должна стать обязательным компонентом подготовки профессиональных психологов.
Фуромото так описывает новую историю психологии: «Новая история склонна быть критичной, а не церемониальной; концептуальной, а не просто историей идей, выходящей за рамки исследования «великих». Она исп. первоисточники и архивные материалы, пытается проникнуть в глубины мышления того или иного периода, чтобы увидеть проблемы такими, какими они возникали в свое время».
От повествования – к анализу – таков путь развития истории психологии.
Итак, факторы, влияющие на развитие психологии, как науки, по Т.Д.Марцинковской таковы: ведущий фактор – логика развития психологических знаний; он связан с изменением предмета психологии, с влиянием смежных наук на нее, с развитием принципов и категориального аппарата. Этот фактор достаточно объективен. Два других более субъективны: 2) это социальная ситуация развития науки; 3) особенности личности конкретного ученого.
Так, социальная ситуация влияет на развитие науки несколькими путями. Например, она создает условия для возникновения различных способностей. Например, концепции способностей Гельвеция...
Научные концепции обычно были созвучны общественным ожиданиям. Например, в середине XIX века в России ожидалась смена системы общественных ценностей, и из двух подходов к построению психологии был выбран вариант И.М.Сеченова, описанный им в книге «Рефлексы головного мозга», т.к. его теория связывала дальнейшее развитие психологии с открытиями в физиологии, а не философский вариант К.Д.Каверина, который не предлагал объективных методов исследования.
Личность ученого как фактор развития науки важен в силу ценностных ориентаций, особого когнитивного стиля, принадлежности ученого к определенной научной школе. Анализ личности ученого и его биографии позволяют понять выбор им научных задач, перспектив.
Но ведущим из этих трех факторов принято считать логику развития психологии, т.к. она связана с развитием принципов психологии, с изменением ее предмета, методов ее исследования.
М.Г.Ярошевский признает такие координаты науки как системы деятельности: когнитивную, воплощенную в логике развития психологии; коммуникативную, воплощенную в динамике общения, и личностную (личный вклад ученого в науку), но наряду с личным вкладом значимость ученого оценивается еще по критерию создания им научной школы.
Например, И.М.Сеченов сумел привлечь молодежь к новым для своего времени научным разработкам и положил начало русской физиологической школе. Но, кроме того, ему удалось создать школу как исследовательский коллектив, который создавал новые программы научного творчества.
Понятие научной школы не однозначно в современной науке:
1. Школа научнообразовательная;
2. Школа как исследовательский коллектив;
3. Школа, как, например, определенная отрасль знания.
По М.Г.Ярошевскому, «наука в качестве деятельности – это производство не только идей, но и людей».
С развитием психологии менялся ее предмет. Уникальность и ценность психологии как науки заключается именно в межпредметном характере ее: так, экспериментальную основу, подход к материалу исследования психология взяла у естествознания, а интерпретация полученного материала и методологические принципы – у философии.
Выделим главных методологических принципа в психологии: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития.
Принцип детерминизма подразумевает причинно-следственные отношения между всеми психическими явлениями. Эти связи или отношения объясняются разными основаниями, и в истории психологии есть несколько подходов к объяснению причинно-следственных связей.
Еще в античные времена Анаксагор и Гераклит заговорили о детерминизме и о всеобщем законе Логосе, который и определяет, что должно произойти с человеком и природой в целом. Демокрит дал развернутую характеристику детерминизма: «Люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять». Далее Платон и Аристотель изменили концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, влияния его на разумную часть души и на нравственное развитие человека. Они ввели понятие «целевого детерминизма»: душа стремится к цели (а по Платону – к идее), которая имманентно (внутренне) присуща вещи и отражает ее предназначение.
В XVII веке Р.Декарт вводит понятие «механистического детерминизма»: все процессы в психике можно объяснить, исходя из законов механики, так появилась идея о механическом объяснении поведения человека, которое подчинено закону рефлекса. Механистический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Но еще большее влияние на развитие психологии оказал «биологический детерминизм». Биологический детерминизм возник с появлением теории эволюции, по которой развитие психики определяется адаптацией к среде. Почти все психологические направления принимали «биологический детерминизм» как аксиому.
Психологический детерминизм основан на идее, что развитие психики объясняется и направлено определенной целью, но это цель присуща самому содержанию души живого существа, определяет его стремление к самовыражению и самореализации. Этот вид детерминизма исходит из того, что среда – это не просто условие и зона обитания человека, а культура, ведущая к изменению личности.
Второй принцип – принцип системности. Он описывает и объясняет основные виды связей между разными сторонами психики. Принцип системности предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны, образуют целостность, благодаря этому приобретают новые свойства. По принципу системности, психика – это сложная система, в которой блоки и функции связаны между собой, она активна и саморегулируема. Системность не противоречит целостности психики.
Принцип развития утверждает, что психика развивается, и наиболее продуктивный способ ее изучения – это исследования закономерностей генезиса психики. Согласно этому принципу существуют два вида развития психики – филогенез и онтогенез. Например, известны теории, созданные на основе этого принципа. В США С.Холл создал теорию рекапитуляции, в которой устанавливает связь между фило-и онтогенезом, считая, что основные стадии филогенетического развития повторяются в онтогенезе. Более поздние исследования доказали, что такой жесткой связи не существует, что развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации, среды, а некоторые стадии могут вообще пропадать.
Кроме названных принципов, на развитие психологии как науки влияет и формирование ее категориального аппарата.
Существует несколько категорий, которые стали основой психологии на протяжении всей истории ее существования: мотив, образ, деятельность, личность, общение и т.д.
Рассматривая развитие образа как сенсорной основы мысли, психологи приходят к мысли о связи чувственного и умственного образов, о соотношении умственного образа и слова; для психологического сознания эта проблема имеет значении.
Если же взять категорию деятельности, то она может быть представлена в своей внешней форме (как поведение) и как внутренняя деятельность (мышление человека).
В современной психологии есть несколько школ, для которых эта категория – ведущая. Например, бихевиоризм, направления отечественной психологии.
Общение важно как категория психологии потому, что человек, являясь существом социальным, не может существовать вне общения.
В современной социальной психологии общение – главная категория; в ней выделяются стороны, функции, структура, динамика и другие его параметры.
Личность – это категория, возникшая недавно из философской категории: с появлением школы глубинной психологии (фрейдизм). Личность – одна из ведущих категорий и в гуманистической психологии.
Таковы основные факторы и принципы развития психологии.
2. Предмет и задачи истории психологии
История науки – это особая область знания, ее предмет – иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает. Об истории науки можно говорить в двух смыслах: история – это реально совершающийся во времени и в пространстве процесс и компонент культуры. История науки возникает, изменяется, независимо от мнений о ней разных ученых в разные эпохи в разных странах. История психологии призвана воссоздать правдивую картину смены представлений о душе, сознании, поведении.
Если психология изучает факты, механизмы, закономерности психической жизни, то история психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческим умом.
Таким образом, предметом истории психологии служит иная, чем в психологии, реальность – это деятельность людей, занятых познанием психического мира. По Т.Д.Марцинковской, история психологии занимается изучением закономерности формирования и развития взглядов на науку на основе анализа подходов к пониманию науки, ее функций, генезиса, природы.
На протяжении своего существования психология претерпела влияние не только философии и естествознания, но и медицины, этнографии, социологии, теории культуры, искусства, математики, логики, языкознания. Поэтому в истории психологии всегда анализировались ее связи с этими науками, но приоритет сохранился за естествознанием и философией.
Во времени изменялись взгляды на предмет психологии, ее содержание, на методы ее исследования. Анализ того, как это изменялось в психологии, также составляет предмет истории психологии.
Методы, используемые в истории психологии, отличаются от методов в других отраслях психологии. Они заимствованы из науковедения, из истории и социологии, т.к. должны быть адекватны задаче не только воссоздания истории какого-либо психологического направления, но и его включения в ситуацию истории или ситуацию культурного развития общества в данный период.
Это такие методы:
1. Историко-генетический (по нему изучение идей прошлого не возможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период);
2. Историко-функциональный (он анализирует преемственность идей психологии);
3. Биографический (позволяет выявить возможности формирования научных взглядов ученых);
4. Метод систематизации психологических высказываний;
5. Метод категориального анализа (предполагает учет социально-исторических условий возникновения данной научной школы).
Источниками для истории психологии служат труды ученых, архивные материалы, воспоминания о жизни и деятельности ученых, анализ социологических материалов.
По М.Г.Ярошевскому, основными задачами истории психологии как науки являются:
1. Изучение закономерностей смены одних категорий и понятий другими, т.е. изучение закономерностей развития знаний о психике;
2. Раскрытие связей психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения;
3. Выяснение зависимости зарождения знаний от запросов общества, от социокультурных задач;
4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении науки.
3. Общая характеристика античной психологической мысли
Зарождение античной философии было обусловлено изменениями в материальной жизни, переходом от бронзы к железу в сфере производства, рабского труда, отделение ремесла от сельского хозяйства, классовой борьбы, приведшей к установлению рабовладельческой демократии. Следствием стали глубокие преобразования в жизни древних греков. Прежние мифические знания, верования, легенды постепенно вытесняются из сознания древних греков более объективными знаниями из медицины, математики, астрономии, географии, философии. У людей развивается критический взгляд на вещи, логика.
Почти 20 веков психология находилась в русле философского знания и входила в науку, изучавшую общие закономерности развития общества, природы, человека – натурфилософию.
Область психического не была только человеческой, не ограничивалась человеком, она распределялась на весь окружающий мир, которых признавался одушевленным, одухотворенным, божественным. Такой подход к окружающему миру был назван в философии панпсихизмом.
Стремление психологии избежать сакральности (сакральный – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый), соединения веры со знанием, но не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и стала главной отличительной чертой научной философской психологии от донаучной.
Но исследования первых психологов содержат все-таки представления о душе из мифов и религиозных представлений. Душа представлялась как активное начало, которое регулирует поведение человека; душа, считалась материальной и, якобы, состояла из тех же частиц, что и окружающий мир. Древние греки были убеждены в существовании первоосновы мира – некоего вещества или элемента, основного в материи Вселенной.
Фалес (VI в. до н.э.) считал, что первоосновой везде является вода.
Анаксимен (V в. до н.э.) считал главным элементом мира воздух.
Позже идея о значении воздуха и его движении встречается у Эпикура.
Первые представления о душе были связаны, т.о., с ее главным качеством – активностью как энергетической основой тела, которая приводит тело в движение.
Но уже в VI в. до н.э. Анаксимандр пишет о «беспредельном начале», из которого все исходит и, в которое все превращается.
Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита (V - IV в. до н.э.) стала частью психологических учений не только в древней Греции, но и в Древнем Риме. Так, Демокрит считал, что душа состоит из мелких и круглых атомов – активных и подвижных. Позже Гераклит высказал идею о Логасе, т.е. законе, который управляет силой, объясняет связь между событиями в жизни. Идея Логоса Гераклита доказала, что все в этом мире случайно не происходит, а подчинено законам. Именно идея Логоса вытеснила сакральность (вера в знания) и превратила психологию в науку.
Идея о всеобщей причинной обусловленности была и в трудах Демокрита, но его критиковали Сократ, а позже и Платон из-за того, что идея детерминизма лишала человека свободы и воли.
Постепенно на первый план стали выдвигаться в философии не функции души, а те законы, по которым человек отличается от всех живых существ. Например, Сократ утверждал, что душа – это не только источник активности, но и основа разума, человеческой нравственности. Эта идея продолжена в концепциях Платона и Аристотеля. В их время возникла идея о культуре как факторе, влияющем на развитие души.
Таким образом, во времени изменялись приоритеты в психологических исследованиях.
К III веку до н.э. еще нельзя было объяснить, из-за неразвитости таких наук как биология, анатомия, медицина, как строение атомов души может привести к качественному отличию человека от животного. На этом этапе развития философии психологические теории перешли из материалистической ориентации в идеалистическую. Если материализм выделил в душе главную черту – активность, то идеализм разум, нравственность, природу которую материализм объяснить не мог.
Тогда Платон приходит к идее о нематериальности и вечности души. Одной из главных ее функций считали познание мира. Две ступени познания: ощущение (= восприятие) и мышление.
Платон (IV в. до н.э.) впервые выделил память как отдельный психический процесс, как хранилище всех человеческих знаний.
Все в мире относительно.
Позже в IV в. до н.э. сначала Аристотель, а за ним и стоики уже выделили воображение и речь как познавательные процессы. Хотя, содержание этих процессов трактовалась иначе, чем в современной психологии, но представления о структуре познания были налицо. Демокрит в своей теории познания утверждал: знание базируется на ощущениях, а разум ведет к заблуждениям. Эпикур считал, что ощущения дают истинное представление о мире, а знания заблуждают нас. По Эпикуру, весь личных опыт человек приобретает в ощущениях, а эмпирические знания (доказанные на опыте) могут быть систематизированы разумом.
Этот подход получил в философии название сенсуализм (сенсуализм [сэ], [лат. sēnsus чувство, ощущение]. Философское учение, признающее единственным источником познания ощущения), а в XVII – XVIII вв. он даже стал направлением науки.
Другое направление в психологии познания, названое позже в философии рационализмом исходило из того, что знания о законах мира основаны только на разуме и не связаны или мало связаны с сенсорными данными. Такой же точки зрения придерживался Платон, стоики, а за ними Плотин (II в. н.э.).
Таким образом, в познании мира в античное время выделилось два этапа: 1) сенсорного познания мира, сенсорного опыта, знания о конкретном, о тенях идеальных предметов; 2) этап рассуждения, этап разума, который может познать суть мира. Причем, эти вторые знания, идущие от разума человека, якобы, явление врожденное, они даны нам вместе с бессмертной душой.
Таким образом, единства мнений на природу психики изначально в науке не существовало, как и на психические процессы, эмоции, разум.
Время создания классических теорий Платона и Аристотеля. Оно отличается преобладанием практических интересов, способов, преодоления человеком жизненных препятствий, трудностей. Этот период назван эллинизмом, т.к. связан с распространением греческой культуры по всему миру. После походов А.Македонского в этот период внесены элементы культуры Востока, расцвет точных наук, поэзии.
На первый план в философских и психологических исследованиях выступают интерес к человеку, мотивация его поведения, физическая организация человека, этическое и нравственное развитие человека, критерии оценки нравственности личности.
От Сократа пошла идея о человеке как самостоятельной ценности, не подчиненной природе, стоящей выше и вне природы. Центральная проблема психологии этого периода – связь нравственности с активностью личности.
Ведущие психологические школы этого периода – это стоики, эпикурейцы, киники, платоники. Все они по-разному отвечали на вопрос, какое поведение считать социально желательным: должен ли человек подчиняться правилам общества или он обязан следовать собственным представлениям о добре, зле, поведении. Главной причиной споров стоиков и эпикурейцев, например, был вопрос об отношениях личности с обществом. Эти вопросы представлены и в разных видах искусства того времени. Например, в драмах Софокла, Еврипида, Эсхила описаны житейские ситуации, из которых и вытекают эти вопросы.
Киники в поисках свободы доказали, что человек должен освободиться от всего, что мешает ему стать самодостаточным, т.е., не зависеть от цивилизации – от хорошей одежды, дома, пищи, чувства стыда, от знаний. Таким образом, безграмотность, невежество, бесстыдство, негативизм по отношению к окружающим становились, по киникам, символами независимости.
В наше время Э.Фромм назвал такую свободу «свободой от» и противопоставил ей «свободу для» (ограничения для собственного Я). Эпикур и его последователи считали, что эмоции могут быть связаны и с телесными и с духовными нуждами, которые более важны, ведь они могут освободить человека от зависимости, от внешнего мира. В этом плане наиболее последовательны стоики. Они выделили два вида детерминации и два вида свободы. Стоики утверждали, что внешней свободы не существует, т.к. человек не волен в выборе места рождения, смерти, судьбы. Внутренняя свобода – это свобода разума, это безграничность интеллектуальных возможностей в постижении мира и себя.
Таким образом, в психологии античности (т.е. в психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима), можно условно выделить три этапа – зарождение и становление психологии (VII – IV вв. до н.э.), период классической греческой науки (III – II вв. до н.э.), период эллинизма (II в. до н.э. – III – IV вв. н.э.).
На первом этапе развития психологии античности (VII – IVвв. до н.э.) появились первые научные концепции психики (как источника активности тела) + первая теория познания (самыми главными являются эмпирические знания, добытые опытом), теории эмоций (эмоции – регулятор поведения человека).
Главные проблемы психологии были сформулированы так:
1. В чем функция души;
2. В чем содержание души;
3. Как идет познание мира;
4. Что является регулятором поведения, свободен ли человек в этой регуляции.
На втором этапе развития истории психологии (классической греческой психологии) рассматривались следующие проблемы:
1. Возникли первые концепции психического (Платон, Аристотель);
2. Выявлены качественные отличия человека от других живых существ;
3. Выдвинута идея о том, что психика не только носитель активности, но и разума, нравственности, на нее влияет культура и духовный уклад общества;
4. Идея необходимости свободы для человека;
5. Разум, а не чувства – это главный регулятор поведения человека;
6. Разум – это источник объективных знаний об истинности в этом мире, которое не может быть связано с ощущениями.
Третий период развития античной психологии – период эллинизма, когда основные психологические школы переместились в Рим из Древней Греции. Не дал принципиально новых подходов к изучению психики. Нет принципиально новых подходов к изучению психики, только модификация предыдущих концепций; открыты всего лишь новые факты по регуляции поведения, оценки деятельности человека и критериев такой оценки. К концу III в. н.э. религия доминирует над научными концепциями, возвращается сакральный подход к знаниям (когда все рассматривается с точки зрения веры или неверия).
4. Начало античной психологии
Первые психологические теории появились на рубеже VII – VI вв. до н.э. и были разработаны учеными двух философских школ: милетской и элейской. Фалес, один из ведущих ученых милетской школы, считал, что первоосновой мира, а, следовательно, и человека, т.е. его душой, является вода, без которой нет жизни, Анаксимандр и Анаксимен – его последователи, разделяя взгляд Фалеса на то, что сущее, первооснова – это материальная субстанция, придавали более значение воздуху, считая именно его вечно живой и изменяющейся основой.
О предназначении души впервые заговорил Пифагор (VI в. до н.э.). Он основал школу по принципу «тайной ложи», которая могла бы взять на себя ответственности за развитие общества, устранять его недостатки. Пифагор отрицал равенство душ и считал, что в природе равенства вообще не существует. Под влиянием идеи Пифагора о необходимости формировать в обществе класс правителей из наиболее мудрых и самых просвещенных людей гораздо позже возникла идея Платона об идеальном обществе.
Пифагор впервые описал такую идею: душа не может умирать вместе с телом конкретного человека, она должна развиваться соответственно своей цели – очищению, совершенствованию. При этом Пифагор не задавал вопрос, как человек познает мир и помощью этой души.
Одним из первых, к этому вопросу обратился Гераклит (VI – V в. до н.э.). Он считал, что развитие мира, природы человека идет по непреложным законам, которые ни боги, ни тем более человек изменить не может. Этот закон – Логос, выраженный в слове, и есть та самая сила, которую человек считает своей судьбой. Первоосновой всего сущего является огонь, который, сгущаясь, превращается в воздух, в воду и землю.
Гераклит внес в психологии идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое изречение – «все течет, все изменяется» - стало одним из положений диалектики, а позже всплыло в теории потока сознания У.Джеймса.
Гераклит считал, что не существует единой оценки для окружающих вещей, мира в целом. Это идея субъективной оценки стала одной из причин отрицания возможности познания мира последующими психологами, в частности Демокритом. Но именно у Гераклита, мы впервые находим мысль о двух этапах переработки знаний – ощущениях и разуме. Он считал, что разум способен постигать более общие и невидимые глазом вещи, разум постигает суть вещей, поэтому и выше ощущений.
Проводя сравнение между душой и огнем, как первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства души степенью ее огненности (поэтому душа ребенка - сырая), т.е. Гераклит выдвинул идею развития души, он отождествил развитие психического с развитием интеллекта.
К IV в. до н.э. греческое общество испытывало потребность в учителях, способных обучать высокопоставленных людей не имевших начального хорошего образования: их надо было научить излагать логично свои мысли, имению убеждать.
Учителя – философы стали обучать людей власти общей культуре, риторике (искусство лектора), мудрости. Таких философов стали называть «учителями мудрости» - софистами. Наиболее известные из них – Протагор и Горгий. Благодаря им умение уйти от прямого ответа, привести несколько способов решения одной задача получило название софистики. Протагору принадлежит высказывание «человек есть мера всех вещей», он первым задал вопрос, можно ли воздействуя на человека в личном общении сделать его нравственнее, адаптировать его к социальным условиям, т.е. социализировать личность.
Демокрит смог систематизировать взгляды живших до него психологов. Он получил возможность путешествовать, получая таким образом знания, и осознал относительность и субъективность знаний. Он стал автором теорий о первичных и вторичных качествах вещей, доказав неполноту знаний человека о мире. Первичные качества – те, что есть в предметах, вторичные – те, которых нет в предметах, их придумали люди «только во мнении людей есть кислое – сладкое, красное - зеленое».
Демокрит впервые проанализировал все вопросы важные для психологии того времени: о душе, о познании, о свободе воли и регуляции поведения. Таким образом, он стал первым систематизатором знаний, полученных философской наукой. Основой его теорий стала атомистическая концепция его учителя – Левкиппа: так как душа тоже состоит из атомов, после смерти человека она рассеивается в воздухе, значит, душа смертна, как и тело. Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ, причем, разница в душе животных не качественная, а количественная: у человека атомов души больше, чем у животных.
Такой количественный подход к объяснению различий характерен для всех психологов первого периода античной психологии.
Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все заранее задано некоей причиной. Этот подход был назван всеобщим детерминизмом. Теория Демокрита стала ведущей материалистической концепцией.
Диалектический подход к понятиям, который был у Гераклита, отразился в медико-психологических работах Гиппократа, который отстаивал необходимость эмпирических знаний в медицине. Он разработал учения о темпераментах, как о сочетаниях четырех видов жидкостей в организме: крови, слизи, желчи черной и желтой.
Именно Гиппократ ввел понятие меры в медицину. Он также впервые говорил о дифференциации и об индивидуальных вариантах понимания человека (начало дифференциальной психологии).
5. Классический период античной психологии
Классический период античной психологии начался с III в до н.э. с появлением теорий Сократа и Платона.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) считал, что естественные законы не могут быть распространены на человека, который подчиняется законам разума. Взгляды Сократа трудно понять без сведений о его личности. Афинянин Сократ стал воином, участвовал в нескольких битвах, был храбрым и выносливым, считал необходимым участвовать во всех делах, но обязательно по принятым в Афинах законам. В военных походах он проявил способность погружаться в размышления, он изобрел особый способ беседы, приводящий собеседника к определенному выводу.
Сократ полемизировал с софистами, не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, а это требовало мужества. Дело в том, что Сократ всегда стремился к соблюдению законов и справедливости. Он имел множество учеников. Его жизнь было неотделима от его теоретических этических воззрений. Он не записывал своих суждений никогда (о них нам известно из комедий Аристофана, сочинений Платона и воспоминаний Ксенофонта), считая, что только живое общение может привести человека к самосовершенствованию.
Сократ впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Он считал душу психическим качеством человека, т.е. не понимал душу как материальное начало. Поэтому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает новый идеалистический взгляд на нее, позже разработанный учеником Сократа Платоном в трактате о душе.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 333;