Этапы объединения русских земель в единое государство.
I этап (конец XIII - первая половина XIV вв.):
На рубеже XIII - XIVвв. происходит оформление Московского княжества – удел младшего сына Александра Невского Даниила (1276-1303 гг.),который расширил территории своего княжества за счет присоединения Коломны и Переяславского княжества. В результате он получает не только Московский речной путь, но и выходит к верховьям рек Волги и Оки. Будучи рациональным и бережливым князем он смог укрепить Москву и финансово. Московское княжество начинает поддерживать золотоордынский хан Узбек. Он подогревает соперничество Москвы и Твери, которые начинают открытую борьбу за ярлык.
При младшем сыне Даниила Иване I Калите (1325-1340 гг.)начинается активный рост и возвышение Московского княжества. Особую роль в укреплении Москвы сыграло восстание в Твери 1327 г., подавленное дружиной Ивана Калиты. За это московский князь получает от хана Узбека ярлык на великое княжение и право сбора дани в пользу Золотой Орды. Это позволяет ему покупать новые территории и присоединять их к Москве, а так же способствует укреплению отношений с церковью (в 1328 г. происходит перенос митрополичьей кафедры в Москву).
II этап (вторая половина XIV в.- начало XV в.)связан с правлением потомков Калиты, которые продолжают тенденции начала века. При сыновьях Ивана Калиты Семеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.) Москва приобретает характер и значение общерусской столицы.
Внук Калиты - Дмитрий Донской (1359-1389 гг.)объединяет Московское и Владимирское княжение; укрепляет свои позиции в борьбе за лидерство в русских землях, создав антитверскую коалицию в 1372 г.; проводит активную политику против Золотой Орды, которая вступила в период феодальной раздробленности.
Воспользовавшись начавшейся в Орде усобице, Дмитрий Иванович отказался платить дань, под предлогом незаконности правления хана Мамая. Столкновение между монголо-татарами и русскими было неизбежно. Столкновение становилось неизбежным. Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., в ходе которого русские дружины одержали победу над войсками Мамая.
Куликовская битва способствовала окончательному закреплению Москвы за собой роли объединителя, а ее князья - защитников русской земли. Эта первая стратегически важная победа заставила русских людей поверить в свои силы, укрепила их в правоте своей веры, росту национального самосознания.
III этап ( вторая четверть XV века)ознаменовался «Феодальная война» 1430-1453 гг.- столкновение новой государственности со старым удельным порядком.
Причина феодальной войны – нарушение древнерусской традиции наследования княжеского престола, которые символизировали борьбу семейного и родового начал в борьбе за княжение. Престол передавали от отца к сыну (в случае передачи от Ивана Калиты к его сыну Семену Гордому) или от старшего в роду к младшему (от семена Гордого, умершего бездетным, к его брату – Ивану Красному).
После смерти сына Дмитрия Донского Василия I (1389-1425 гг.),оставившего противоречивый текст завещания, началась борьба за престол между младшим братом Василия I князем Юрием и его детьми, с одной стороны, и сыном Василия I – князем Василием II Темным. Война длилась почти четверть века и велась жестокими и коварными методами. В ходе этой войны победа осталась за Василием II Темным
Итогом войны стала победа нарождающейся государственности – Московской Руси и утверждение первого принципа престолонаследия, исключающего претензии на престол двоюродной степени родства.
IV этап (конец XIV- первой трети XVI вв.)связан сзавершение объединения вокруг Москвы в правление Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.).В это время были присоединены Великий Новгород (1478 г.), Тверь (1485 г.), Хлынов (Вятка), Псков (1510 г), Смоленск (1515 г.), Рязань (1521 г.).
Завершения процесса формирования единого государства, оформление единой территории Московской Руси сопровождалось усилением центральной власти, сконцентрированной в руках московского князя и началом формирования единых органов управления. Между великим князем и всеми слоями общества, в том числе с боярами, складываются подданнические отношения, для которых характерно строгое иерархическое подчинение. В основе отношений был заложен принцип личной преданности и абсолютного подчинения. Это приводит к ограничению практики смены хозяина-вотчинника, как для бояр, так и крестьян (прекращается практика отъезда от князя или боярина). Обращение к господину, которым признавался великий князь, даже для знатных бояр было: «Я есмь холоп твой». Тогда как великий князь, говоря о себе, подчеркивал сое значение и положение по отношению к своим подданным: «Азм есмь царь». Подобные отношения были совершенно не характерны для европейских государств. Отношения между сюзереном и вассалами в Европе строились на основе договора, в котором определялись не только права и обязанности обеих сторон, но и определенные привилегии.
Большую роль в развитии подобного понимания власти, с одной стороны сыграло влияние Золотой Орды, во взаимоотношениях с которой происходило формирование понимания власти московскими князьями. С другой – женитьба Ивана III на последней византийской принцессе Софье Палеолог в 1472 г. Благодаря Софье происходит не только укрепление власти, но и рост ее авторитета и престижа, что было закреплено в Судебнике Ивана III 1497 г. Сама по себе женитьба обозначила претензии московского князя на восприятие себя и своих потомков как наследников византийской империи. Эта идея была закреплена визуально в новых символах власти: герб – двуглавый орел, корона – шапка Мономаха, трон, государственная печать. Авторитет великокняжеской власти был закреплен так же в новом титуловании (царь, государь всея Руси), в придворном церемониале, в обряде венчания на царство, который разработал Иван III для своего внука Дмитрия. В Судебнике 1497 г. были определены преступления в отношении царя и меры наказания.
При Иване III и Василии III начинает формироваться первая государственная идеология, в которой прослеживаются и сакральные и светские черты власти. При Иване III появляется «Сказание о князьях Владимирских», в котором обосновывается идея происхождения власти московских князей не только от владимирских, но и от византийских императоров в виде символа власти – шапки Мономаха. Идея преемственности звучит и в послании псковского монаха Филофея Василию III – теория «Москва – третий Рим». Падение Византии под ударами турок по причине отступничества греков от православной веры, единственным православным государством осталась Московская Русь. Быстрое возвышение Москвы объяснялось благословением Бога за сохранение традиций православия. Москва объявлялась преемницей Византийской империи. Но одновременно Москва несла и высокую ответственность за православие, так как «четвертому (Риму) не быти». Это означало, что московские цари несут ответственность за своих православных подданных единственно перед Богом, что они ответственны за судьбы восточного христианства. Эта теория наделяла в сознании подданных московских государей высочайшим представлением о власти. По воспоминания и запискам германского посланника С.Герберштейна к московскому двору власть Василия III «превосходит всех монархов всего мира… Они (советники государя) открыто заявляют, что воля государя есть воля Божья и что ни сделает государь, он делает по волей Божией...»
В XV - начале XVI вв. происходят сложные социально-экономические изменения. Появляется новый слой держателей земли – дворяне-помещики (служилые люди при государевом дворе, получавшие землю за службу). Но в отличие от вотчинников их земельные владения не могли передаваться по наследству, они не обладали правом отчуждения земли. В то же время условия существования помещичьего хозяйства были основаны на тех же принципах, что и вотчинное – бесплатный труд крестьян-земледельцев. Но крестьяне, в отличие от бояр продолжали пользоваться древней практикой отъезда или перехода, который они могли совершать в любой период года, нанося тем самым урон вотчинному или помещичьему хозяйству. В результате в Судебнике 1497 г. была зафиксирована норма права перехода крестьян от одного хозяина к другому – Юрьев день при уплате пожилого (денежная компенсация за право перехода и прожитые годы). Таким образом, в Московской Руси начинается процесс формирования крепостного права.
Особую роль в развитие единого государства сыграл уже упоминавшийся Судебник 1497 г. - первый общерусский свод законов единого государства.Внем была зафиксирована и унифицирована система судоустройства и судопроизводства, разграничившая суд великого князя и бояр. Вводил положение о великокняжеской власти и крестьянах.
При Иване III начинает формироваться новая система государственного управления, которая сочетала в себе старые традиционные для русского общества элементы и новые органы власти, потребность в которых возникла в процессе формирования единого государства. Высшая власть в Московском государстве принадлежала великому князю, который в управлении опирался на Боярскую думу – совещательный орган при царе. При этом был ограничен состав думы. В нее входили не все высокопоставленные княжеские слуги и бывшие удельные князья, а только ограниченный круг лиц, особо приближенных к царю. Отношения между боярами в думе регулировало местничество – порядок занимания государственных должностей. Другими словами Дума приобретает характер аристократического политического органа, а бояре представляли собой, говоря современным языком, политическую элиту московского общества.
Наряду с Думой появляются новые органы управления: Дворец и Казна – основа будущей приказной системы XVI в. Казна являлась финансовым государственным хранилищем, ведала вопросами канцелярии и внешней политики. Дворец ведал государственными землями. Работу приказов осуществляли дьяки, ставшие первыми чиновниками на Руси.
Получает свое оформление и административно-территориальное устройство Московской Руси. Страна делилась на уезды, а самые крупные из них на волости. Уезды управлялись от имени князя наместниками, получавшими за военную службу земли в кормление. Этой слой наместников и составил основу помещичьего сословия.
Во внешней политике значимым событием конца XV в. стало освобождение русских земель от зависимости от Золотой Орды. Единое и богатое Московское государство в лице Ивана III вступило в открытое противостояние с переживающей период феодальной раздробленности Золотой Ордой. В результате победы на р. Угра в 1480 г. Иван III окончательно разрывает всякие отношения с Золотой Ордой (отказывается признать ханский ярлык) и перестает выплачивать дань. Золотая Орда после этих событий окончательно распадается. На ее месте возникают Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства.
Завершение формирования Москвы как лидера и центра русских земель в правление Ивана III и Василия III, образование сильного государства на границах с Литовским княжеством, некогда входившим в Киевскую Русь, вызвало столкновение между нами. Несколько не продолжительных, но вполне удачных для московских князей войн, привели к территориальным потерям Литвы и заключению перемирия с Москвой, к которой отошли Смоленские земли.
Таким образом, правление Ивана III и Василия III завершают период феодальной раздробленности и открывают новую страницу в русской истории, связанную со становление и расцветом Московской Руси – России. В это время оформляется политической и социокультурный контуры государства, тенденции его развития, складывается новая социальная общность – великорусская народность. Но Московская Русь кроме собственно русского населения включало в себя финно-угорские народности, что определило тенденции развития ее как многонационального государства.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 306;