Русь и Золотая орда.
После завоевания Руси, Батый в 1243 г. основал Золотую Орду– улус монгольской империи, в зависимость от которого попали русские земли. Власть Золотой Орды простиралась от юго-западных границ Руси до Средней Азии. Столица Орды – Сарай-бату – находилась в низовьях Волги. Именно отсюда распространилось огромное влияние Орды на русские земли.
В исторической науке возникли три точки зрения на развитие отношений между Русью и Золотой Ордой.
1. Традиционная оценка была сформулирована еще в XIX в. русскими историками С.М.Соловьевым, В.О. Ключевским и др. В их исторической концепции утверждалась идея установления на Руси иго(система господства и гнета, связанного с порабощением подвластных земель и людей). Иго – это система отношений вассально-подданнических отношений между завоевателями и побежденными, которая выражалась политической (получение ярлыка на княжение - грамота), экономической (выплате дани - золотоордынский выход, который осуществляли данники (баскаки)) и военной (поставкой русских воинов в монгольские войска) зависимости. Единственное в чем смогла сохранить Русь независимость – религия. И то только потому. Что на момент завоевания монголо-татары были язычники, и как все исповедующие политеистическую религию обладали веротерпимостью. Но при этом произошла консервация культурного развития; усилился разрыв между Западом и Русью, приведший к определенной закрытости русского общества; политическая традиция приобрела элементы восточного характера.
2. Иная оценка ситуации на Руси, сложившейся после нашествия Батыя, была высказана Л.Н. Гумилевым. Изучая отношения Руси и Великой Степи, он пришел к выводу, что иго на Руси не было. Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств. При этом те земли, которые согласились пойти на этот союз и сохраняли все обязательства в отношении Орды, смогли. Используя этого союзника, Русь смогла противостоять религиозной экспансии католической церкви и сохранить себя не только как православные земли, но и отстоять культурную самостоятельность и уникальность. «Великороссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь — Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью — почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы — «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все. Взгляните на карту того времени. На месте Юрьева — Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани — Ревель, ныне Таллин; Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине; Бердичев и Брацлав — польские замки — перекрыли дороги в «Дикое поле», некогда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину».
Л.Н. Гумилев не отрицает негативного воздействия нашествия на разорение земель, но при этом отмечается социально-экономическая и культурная самостоятельность русских земель. Не произошел разрыв традиций, хотя замедление темпов развития Северо-восточной Руси и консервация культурных традиций существовали. Но принципиально этот союз не повлиял на развитие феодальных отношений в русских землях и становлений новых политических тенденций в связи с возвышением Москвы и формированием новой государственности – Московская Русь. Он замечет, что как только русские земли окрепли в результате преодоления феодальной раздробленности, они перестали нуждаться в этом союзе, начали борьбу с Золотой Ордой, разгромив Мамая в 1380 г. А Иван III в 1480 г. окончательно разорвал отношения с ней отношения.
3. Третья оценка возникла в современной отечественной историографии и принадлежит А. Фоменко и В. Носовскому. Они считают, что так называемое монголо-татарское иго — просто специфический период в истории русского государства, когда страна была разделена на две части: мирное гражданское население, управляемое князьями и постоянное регулярное войско – Орда под управлением военачальников – ханов. Именно в Орде решались основные политические вопросы Руси, тогда как культурное и экономическое развитие земель ни как не было подвергнуто изменениям.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 217;