Эмпиризм и рационализм философии Нового времени
Начиная с конца 18 века, в Европе происходит интенсивный процесс разложения феодализма и формирование новых, исторически более прогрессивных капиталистических отношений. Из так называемого «третьего сословия» выделяется новый, самостоятельный класс - буржуазия, которая возглавляет революционную борьбу против феодальных порядков. Разрушению феодальных отношений способствовали, прежде всего, ранние буржуазные революции, которые произошли в 16 - 17 веках в Нидерландах и Англии.
Буржуазия, пришедшая к власти, была заинтересована в развитии промышленности, сельского хозяйства, расширении торговли и мореплавания. Для этого необходимо было накапливать и расширять знания в области механики, астрономии, физики, физиологии и т.д., что невозможно было без решительного освобождения от господства религии, диктатуры церкви как в политической, так и в духовной сфере жизни общества. Все это обусловило возрождение материалистического мировоззрения, которое на протяжении многих веков подавлялось господством религиозной схоластики. Оно был теснейшим образом связано с естествознанием.
В системе научных знаний, сложившихся в 17 веке, наиболее развитой наукой, которая наложила свой отпечаток на развитие всех наук, была механика. В результате этого любое явление, где бы оно ни происходило, в том числе в живой природе и общественной жизни, рассматривалось с позиций механики. Поэтому материалистическая философия, обобщавшая науки, была механистической.
Явления природы и общества рассматривались в их обособленности, качественной неизменности. Все тела природы делились на три обособленных друг от друга «царства»: царство минералов, растительное и животное. Наука ориентировалась главным образом на наблюдение, собирание фактов. Без этого невозможно было бы в дальнейшем раскрытие взаимосвязи явлений и процессов в природе и обществе, их качественного преобразования.
Родоначальником механистического материализма был английский философ Френсис Бэкон(1561 - 1626). Еще в молодые годы он задумал написать энциклопедический труд под названием «Великое восстановление наук». И хотя ему не удалось полностью выполнить свой замысел, он много сделал для того, чтобы поднять роль науки. Из всех его трудов наибольшее значение приобрел «Новый Органон». В названии этого труда отразилось стремление Ф.Бэкона противопоставить свое учение «Органону» Аристотеля.
В «Новом Органоне» Ф.Бэкон решительно и аргументировано выступает против схоластики, защищает права научного исследования и разрабатывает индуктивный методпознания, основанный, прежде всего, на опытных данных, полученных посредством чувственного восприятия окружающего мира. Индуктивный метод (индукция) должен послужить компасом кораблю науки. Учение об индукции должно стать новым органоном (методом) исследования, сделаться новой, а не аристотелевской, логикой, которая позволит открыть новые истины. Он разрабатывает приемы индукции, которые призваны помочь разуму обобщать опытные данные, раскрывать причины явлений природы и зависимость одних явлений от других. Высшей целью науки Ф.Бэкон считал господство человека над природой. Для этого человек должен познать законы природы и согласовывать с ними свою деятельность.
Во взглядах на мир Ф.Бэкон был материалистом. Природа существует объективно, независимо от нашего сознания. Материя, природа являются источником наших ощущений, объектом научных поисков.
В природе, считает Ф.Бэкон, не существует полного покоя, а все находится в вечном движении. В духе стихийной диалектики Ф.Бэкон признает существование разнообразных видов движения (19 видов).
В своих социальных исканиях, изложенных в работе «Новая Атлантида» (1604), Ф.Бэкон большие надежды возлагал на просвещение, развитие науки и техники. Он предсказывал появление летающих машин, подводных кораблей. Он верил в грядущий «золотой век человечества», который наступит благодаря развитию науки и техники. Не даром он говорил, что знание - сила.
Продолжателем бэконовского материализма явился Томас Гоббс (1588 - 1679) - английский философ - материалист. Он стремился дать всеохватывающую философскую систему, изложив свои взгляды в труде «Элементы философии» в трех частях: «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642). Непосредственно к последней части примыкает по содержанию книга под названием « Левиафан»( 1651).
По Гоббсу мир (природа) - вечен, не сотворим никем, и представляет собой совокупность отдельных материальных тел, объективными свойствами которых являются протяженность и фигура, выраженные в геометрических определениях. Этому условию не удовлетворяют ангелы, духи и прочие религиозные образы. И они, следовательно, не существуют.
Движение Гоббс понимал весьма упрощенно. Движение - это просто перемещение тел в пространстве. Он считал, что движение и покой равнозначны. Движение у Гоббса - это не внутренне присущий материи атрибут (неотъемлемое свойство), а нечто существующее наряду с материей. Он придерживался материалистического взгляда на пространство и время, считая, что пространство есть выражение объективного свойства протяженности тел, а время - выражение их движения.
В своей теории познания Гоббс считает ощущения основой всех наших знаний о телах. Ощущения есть давление предметов на органы чувств, передающееся глубинным частям организма. Реакция организма на действия внешних предметов создает образ этих предметов. С ощущениями связана память. Различные органы чувств, отражая внешние предметы, вместе с памятью создают разнообразие образов, в результате чего мы различаем вещи. В целом в теории познания Гоббс развивает эмпирическое учение Ф.Бэкона, соединяя его с рационализмом в большей степени, чем Бэкон. Для Гоббса индукция и дедукция - это два метода, применяемые независимо друг от друга, первый в физике, второй - в геометрии.
Т. Гоббс явился основателем «договорной теории» происхождения государства, которая затем получила широкое распространение. Эта теория раз и навсегда снимала божественное покрывало с организации государства и показывала земную основу этой организации.
Дальнейшее развитие материализм получил в философии Джона Локка (1632 - 1704). Основной его труд - «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет (с 1671 по 1690 год).
Главный вклад Д.Локк внес в разработку материалистической теории познания. Учение Локка о внешнем мире как первоисточнике наших чувств, о первичности чувственной стороны познания получило название сенсуализма(от лат.senses - восприятие, чувство, ощущение). Он доказывал, что все познание рождается в опыте и из опыта, что в интеллекте нет ничего, чего не было в ощущениях, чувствах. Он решительно выступил против теории «врожденных идей», выдвинутой такими философами, как Декарт и Лейбниц. «Душа» (разум) человека, по Локку, при рождении есть «tabula rasa» - чистая доска, на которой природа выводит свои узоры.
Теория познания Дж. Локка базируется на теории качеств вещей. Все качества он делил на «первичные» (объективные) и «вторичные» (субъективные). К первичным качествам Д.Локк относил протяжение, фигуру, движение, покой, то есть все то, Что может быть выражено математическим способом. Существование «вторичных качеств» (цвета, запаха, звука, вкуса) Д. Локк связывает е функционированием органов чувств человека и относит их, по существу, к субъективным явлениям.
Опыт (empirio) как основу познания Дж. Локк делит на внешний опыт (восприятие) и внутренний (рефлексию).
Французский философ Рене Декарт (1596 - 1650) явился родоначальником рационализма -новой философии и новой науки, обращающейся к разуму и самосознанию человека.
Декарт был творцом аналитической геометрии, системы координат, создателем алгебраических обозначений. Он был новатором в космогонии. Он выдвинул идею о естественном развитии солнечной системы, возникшей благодаря закономерному движению разнородных частиц космической материи. Таким образом, учение Декарта о природе было в своей основе материалистическим и в определенной мере диалектическим. Оно объективно противоречило религиозным догмам о сотворении мира и вступало в борьбу со схоластикой.
Декарт пытается обосновать наличие в мире двух независимых друг от друга первоначал: 1) материальной субстанции с ее основным свойством - протяжением; 2) нематериальной (духовной) субстанции с ее основным свойством - мышлением. Таким образом, он выступает как философ-дуалист (от лат. dualis - двойственный).
С этих позиций рассматривает Декарт и человека. Человек, по мнению Декарта, есть сочетание телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением.
Начало любого познания Декарт видит, прежде всего. в радикальном сомнении. Следует сомневаться во всем и искать самый предельное основение для существования мира. Если мы вов всем должны сомневаться, то уж в самом сомнении и мысли мы сомневаться не можем. Отсюда тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Декарт является основоположником теории «врожденных идей» (идеи бога, идеи материальной и духовной субстанции и т.д.). Поэтому Декарт подчеркивал роль дедукции и недооценивал индуктивный метод, опирающийся на опытные знания. Критерием истинности суждений, по Декарту, является ясность и отчетливость мысли.
Несмотря на двойственность мировоззрения Декарта, его естественнонаучные знания и философские искания, в конечном счете, были направлены на всемерное возвышение человеческого разума, против религиозно-идеалистической схоластики, проникнуты глубокой верой в торжество науки.
Материалистические стороны декартовского учения получили дальнейшее развитие в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 - 1677).
Внешне Спиноза не отрицал Бога. В своем главном труде «Этика» он почти все определения, аксиомы и теоремы, посредством которых излагает свои взгляды, начинает с указания на Бога как источник всего и всякого.
Однако по существу философия Спинозы является материализмом. «Под субстанцией я разумею то, - писал Спиноза, - что существует само в себе и через себя мыслится или понимается, то есть то, понятие чего не нуждается в понятии другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Таким образом, природа и Бог - это единая вечная и бесконечная субстанция. Она есть и причина, и следствие, и сущность, и существование. Субстанция, указывает Спиноза, характеризуется двумя атрибутами - протяжением и мышлением. При этом он полагает, что мышление, как атрибут материи, присуще в различной степени всем предметам: от камня до мозга человека. Такое учение называется пантеизмом(pan – природа, theos – бог), где бог отождествлен с природой, а также гилозоизмом (от греч. hу1е - вещество и zое - жизнь), т.е учением о всеобщей одухотворенности материи.
От субстанции как необусловленного бытия, Спиноза отличал мир конечных, обусловленных вещей или совокупность так называемых модусов (от лат. modus - мера, образ способ). Модус - это то, что существует не само по себе, а как «состояние субстанции или то, что существует в другом, через что оно мыслится или понимается». Модусы, по мнению Спинозы, относятся к субстанции, как бесчисленные точки, лежащие на одной прямой, к самой прямой.
Теория познания Спинозы крайне рационалистична. Процесс познания он делит на чувственнее познание, дающее беспорядочное, недостоверное знание на умственное познание, получаемое посредством логических доказательств и дающее отчетливые, достоверные знания и, наконец, на интуитивное познание, представляющее собой непосредственное созерцание ума. Последняя ступень познания, по мнению Спинозы, является высшей ступенью познания.
Идеализм в философии Нового времени представляли Г.В. Лейбниц, Д.Беркли и Д. Юм.
Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646 - 1716) - немецкий мыслитель и объективный идеалист. Как естествоиспытатель и ученый он внес большой вклад в развитие естественнонаучных знаний и проблем диалектики.
Основными философскими сочинениями Лейбница являются «Новые опыты о человеческомразуме», названные в противовес «Опытам» Д.Локка, «Монадология», в которой он излагает сущность своей философии.
Лейбниц утверждал, что материя не может быть субстанцией, первоосновой мира, так как она протяженна, и, следовательно, делима. Самое простое, по Лейбницу, должно быть неделимым и потому непространственным.
Субстанция как исходное начало всего сущего, утверждал он, должна отличаться простотой, неделимостью и самостоятельностью. Такой исходной точкой, духовной единицей бытия является монада. Вещи, предметы окружающего мира являются лишь отражением монад, тенями монад. Многообразие мира обусловлено иерархией монад. В мире не существует абсолютно сходных монад и потому нет идеально сходных вещей, предметов. Лейбниц, по существу, возрождал идеализм Платона в несколько иной форме, в то же время он в определенной степени предвосхищал учение Гегеля.
В теории познания Лейбниц был сторонником теории «врожденных идей». Он не игнорировал полностью роль чувственного познания, но в то же время считал, что эмпирическое познание не дает истины, а служит всего лишь неким толчком для активизации врожденных идей. Критерием истины он считает закон противоречия и другие законы аристотелевской логики.
Представителем субъективного идеализма был английский епископ и философ Джордж Беркли (1685 - 1753). В главном своем философском произведении «Трактате об основах человеческого познания» (1710) он пытался доказать тезис о том, что мир для нас существует прежде всего в нашем восприятии, а потому мы можем воспринимать его только так, как нам позволяет наше сознание.
Беркли считал, что вещи реальны не сами по себе, а только как определенный комплекс наших ощущений, восприятий. Главный тезис его философии гласит: «Существовать - значит быть воспринимаемым». У Беркли ощущения человека, то есть сознание субъекта, выступает как первичное, а природный мир вещей как вторичное, производное от сознания субъекта.
На позициях субъективного идеализма и агностицизма находился и другой английский философ Дэвид Юм (1711 - 1776). В своем главном философском произведении «Исследование о человеческом познании» он отвергает как представления о материальной, так и о божественной субстанции мира. Юм считает, что человеческий ум не в состоянии дать сколько-нибудь достоверные знания о них. Мы не можем утверждать о внешнем мире ни того, что он есть, ни того, что его нет. Он пишет, что люди инстинктивно предполагают, что знают внешний мир, который не зависит от нашего восприятия. На самом деле человек имеет дело лишь со своими ощущениями, переживаниями, за пределы которых он выйти не может, следовательно, он не может ничего знать о внешнем мире. «Наши восприятия - говорит Юм, - наши единственные объекты». Таким образом, Давид Юм является субъективным идеалистом, так как существование внешнего мира сводит к переживаниям, ощущениям субъекта, и агностиком, так как высказывает сомнение в существовании внешнего мира и утверждает невозможность его познания.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 142;