Психологизм трагедии Ипполит. 3 страница


48. Историческое значение римской литературы. Особенности древнеримской мифологии.

В середине 3 века начинает развиваться литература римская. Создает литру параллельно греческой на латинском. В основном те же этапы развития римского общества, что и греческого. Но история Рима имеет ряд специфических особенностей. В Риме «весь процесс повторяется» на высшей ступени засчет покорения Греыции. Крушение об-ва засчет чрезмерного обострения противоречий рабства. «Вторичный» хар-р развития. Рим очень часто находил у греков готовые ответы на свои идеологические запросы. Заимствование у греков очень важно, но заимствовали в соответствии со своими потребностями и запросами. Стилевые формы – отчасти повторение, но вместе с тем и видоизсенение греческих стилевых форм. Римская литра служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Перемена ориентировки на греческую литру произошла только у неогуманисов в 18 века, засчет чего в 19 римскую литру недооценивали, считая подражательной. Теоретики европейского классицизма 16-17 в приходят к выводу о превосходстве римлян - Юлий Цезарь Скалигера, отдающий предпочтение Энеиде. Посредническая роль римской литературе выпала в силу специфических качеств.

Расцвет римской литературы падает на время разложения римского полиса и возникновения империи, на более позднюю ступень в развитии античного мира. Золотой век р литры не знает тех широких и сложных вопросов, которые стоят перед греческой общ. Жизнью аттического периода., но дает гораздо большее углубление субъективной жизни и большую интенсивность внутреннего переживания., хотя в более узкой и ограниченной сфере. В этом и есть то новое.

Но р литра уступает классической греческой и в степени раскрытия действительности, и в силе художественной конкретности. Лживая идеализация действительности или обнажено-натуралистическое ее изображение засчет обстановки империи. Перенимая стилевые формы гр литры, Рим устраняет многие пережиточные моменты. Так, у них нет необходимости хора. Старые греческие жанры получают новую обработку, и, формально ориентируясь на классическую литру, римляне часто перенимают достижения эллинистической литры – творческая обработка разных периодов гр. Литры.


49. Философский эпос Лукреция "О природе".

Эпикур (др. гр. Философ 4-3 века до н.э.) был крупнейшим материалистом и атеистом античного мира, идеологом рабовладельческой демократии, развивал атомистическую философию. Говорил, что материя вечна и боги не могут в нее вмешиваться. Цель ф-ии—счастье человека ради которого нужно освободиться от внутренних страхов и предрассудков, познать законы природы. Была направлена против суеверий и мистики.

Лукреций жил в первой половине 1в до н.э, когда Рим мучительно переходил от республиканского строя к империи. Развивалось просветительство с его иллюзиями, думал ость, что материалистическое учение сможет укрепить разбушевавшуюся социально-политическую стихию. Поэма из 6-ти книг «О природе вещей» формально представляет стихотворное изложение философии Эпикура. Поэт дает резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах и пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира. Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Пишет он и о психических способностях, о познании вещей, о человеческих потребностях. Содержание развивается весьма последовательно и логично, от общего к частному. Мир для Лукреция является объективным бытием, он управляется своими собственными законами. Тела состоят из атомов, кот. неразрушимы. Объяснение мира научно. У Эпикура наука допускается только в целях освобождения человека от мнимых страхов и ужасов, а у Лукреция самостоятельно. И у Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, состоят из соответствующих атомов. Он даже считает что Эпикур стал в реальном смысле богом. Когда Лукреций говорит о развитии человеческого общества с первобытных времен до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной об активной борьбе человека за свое лучшее будущее. Очевидна настроенность против всякого насилия. Но теоретически проповедуя прогресс он часто предается пессимизму, в его эпикурействе много уныния.

О самом Лукрецмм мы знаем очень мало. Его философскую поэму издал Цицерон, и она носит следынезаконченности, незавершенности. Это не только философский трактат, переложенный в стихи и «приправленный» поэзией. Жанр дидактической поэмы. Просветитель, борец с религией и ее суевериями. Самое опасное из людских заблуждений – страх перед смертью, политическим проблемам уделяется мало внимания. Гекзаметры, 6 книг, у каждой вступление. Вступление к 1 главе – вступление ко всей поэме.

Во 2 книге объясняется, каким образом из вечного движения первичных тел, атомов, возникает многообразие мира и его постоянное обновление. Каждая вещь – сочетание разнородных атомов, но сочетания эти не вечны. Множественность миров и их неизбежная гибель.

Кн. 3 – учение о духе и душе. «дуща», как центр жизни, и «дух» как место пребывания сознания. Умирают вместе с телом. «Пока есть я, нет смерти…»

4 – познавательные св-ва души и различные ее состояния.

5 – происхождение нашего мира. История культуры.

6 – о природных явлениях. Заканчивается описанием Фукидидом чумы в Афинах.


50. Классическая проза Цицерона. Отличие _азианского и аттического стилей красноречия.

В творчестве Цицерона большую роль сыграло посещение им Греции после защитительной речи Секста Росция.

В красноречии были известны два направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, афоризмами и метрическому построению концов периода и его частей. Для аттизма же характерен сжатый простой язык . Цицерон (106-43гг до н э) выработал стиль , в которм сочитались и азианский и аттический направления. Первая дошедшая до нас его речь—« В защиту Квинкция» о возвращении ему незаконно захваченного имущества принесла Ц. Успех. Еще большего успеха достиг он своей речью «В защиту Росция Америнского». Защищая Росция, кот. родственники обвиняли в убийстве родного отца, Ц. выступил против насилий сулланского режима, Ц. Добился популярности в народе. В 66г был избран претором, произнес речь « О назначении Гнея Помпея полководцем». В этой речи защищает интересы денежных людей и направляет против нобилетета. На этой речи заканчиваются выступления Ц. против сената. В 63г стал консулом, стал выступать против интересов бедноты и демократии, клеймит позором их предводителя Люция Катилину. Кетилина возглавлял заговор целью которого было вооруженное восстание и убийство Ц. Ц. узнал об этом и в своих 4х речах против Катилины приписывает ему всевозможные пороки. Известный трактат «Об ораторе» (диалог между двумя известными ораторами, Лицинием Крассом и Марком Антонием, свои взгляды вложил в уста Красса: оратор должен быть человеком разносторонним. Там же касается построения и содержания речи, ее оформления, языку, ритмичности, периодичности.) был написан после его возвращения в Рим после ссылки, написал трактаты «Оратор» (излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи и подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода) «Брут» (говорит об истории греческого и римского красноречия с целью показать превосходство римских ораторов над греческими). В своих речах сам отмечает «обилие мыслей и слов», желание отвлечь внимание судей от невыгодных фактов. Говорил, что «оратору следует преувеличивать факт». В теоретических трудах о красноречии обобщил те принципы, которым следовал в своей практической деятельности.


51. Драматургия и театр в Риме (Плавт, Теренций, Сенека).

как и в риме, в греции представления – культ. наряду с осцеическими, цирковые и гладиаторные игры. На «римских» играх (в сентябре), «плебейских» (в ноябре), «Аполлоновых» (в июле), «Мегалезийских» (в честь Великой матери богов, в апреле) ставились трагедии и комедии; на играх Флоры (в конце апреля), сделавшихся ежегодными с 173 г., давались мимические представления, допускавшиеся, впрочем, и на других играх. Количество ежегодных государственных игр от начала II в. до конца республиканского периода почти не увеличилось, но продолжительность их сильно возросла. «Римские» игры справлялись, например, в конце республики в течение 16 дней (4 — 19 сентября), «плебейские» занимали 14 дней (4 — 17 ноября); в итоге — на одни сценические представления уходило до 48 дней в году, причем спектакли шли с раннего утра до вечера. К регулярным играм присоединялись, однако, и внеочередные, государственные или частные. астные за счёт устроителей. госуд финанс из казны. программа сцен предс,выбор пьес, наёмактёров , оборудование, помещение – всё лежало на распорядит. игр. все комедии Теренция поставлены Антрепренром (помошником распорядителя) сам играл главные роли. Не бвло хар-ра поэтич. состязаний.

Сооружение сначало имело врем. хар-р. На площади воздвиг. подмостки, а публика стоя глядела на игру. в начале 2в. для сенаторов отделили часть площади перед сценойзнатные зрители могли сидеть в креслах. Звоеватель Греции Мумий впервые воздвиг в 146 г. полное театр. помещение с мест. для зрит. лишь в 55 г. первый каменный театр.

Римске театры – прообразы греч. но места для зрит. возвышались над орхестрой, сост. правилиный полукруг, орхестра – часть зрит. зала, для сенаторов. Актёры играли на высокой эстраде., но римск. эстрада ниже шире греч.

2 пол 2 . занавес введён. Театр без крыши. но тавили с 1 в пурпурное полотно. Исполнение арий (кантиков) делилось мужду актёром и, огранич. пантомимой, и спец певцом, кот-ому принадл вся вок часть под аккопанем. флейт. сначала огранич. гримом. только с конца 2 в маски. Жен роли играли муж. актрис только в мимах

Плавт - виднейший римский комедиограф(середина 3 в.- 184 г. до н.э.). Тесно связано с традициями народного италийского театра. Плавту приписывали около 130 комедий , но выделены как подлинно плавтовские 21, среди которых "Клад", "Проделки парасита", "Хвастливый воин", "Раб - обманщик" и др. Плавт прекрасно знал греческую лит-ру, гр. драматургию, и он использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии, так как в условиях своего времени, когда во главе гос-ва стоял аристократический сенат, поэт не мог не давать сюжеты из италийской жизни, сатирически изображать непосредственно своих современников. Плавт использовал сюжеты новоаттической комедии Дифила, Демофила, Филемона и Менандра, но не сюжеты Аристофана, потому что комедии Аристофана были слишком политически остры, и проблемы, поставленные в них, не были актуальны для Рима. Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовал и, раскрывая их, умел разрешать вопросы, интересующие его современников. Романизация грческих сюжетов в том, что Плавт часто вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры, римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах , а это должностные лица Рима, о сенате.Внесение названий римских городов и изображение нац. обычаев. Он брал из греческих комедий сюжеты, созвучные с римской жизнью и разрешал в них проблемы, актуальные для его общества.

Хора у Плавта, как и в новоаттической комедии нет. Одна из самых острых комедий «Хвастливый воин»- основной её герой-это военачальник (Пиргополиник, в переводе на русский «победитель городов и башен»), который хвастается своими подвигами на поле брани и победами над женскими сердцами, хотя на самом деле он трус в сражениях, а женщинам ненавистен. Римские зрители видели в его образе сатиру на римских военачальников, так как те во время войн не блистали победами, а в мирной обстановке постоянно хватстались своими боевыми заслугами. Военачальника поддерживает в его хвастовстве его парасит (Артотрог « хлебогрыз»). Военачальник через сводню обманул и увёз к себе в Эфес афинскую девушку (Филокомасию) и сделал её своею любовницей. На самом деле она любила юношу (Плевсикла0, но его не было в тот момент, когда её похищали рядом. Его верный раб (Палестрион) едет за своим господином, чтобы сообщить о похищении. Но бедный раб попал в плен на пиратский корабль, а потом был подарен одним пиратом военачальнику, который поселил его в своём доме, где тот встретил девушку. Раб всё же смог известить своего хозяена о беде и тот тайком приехал в Эфес и поселился в соседнем доме у друга своего отца (Периплектомена) Старик, у которого остаётся юноша, добр и всегда готов помочь людям, он хотел бы жениться но не мог найти женщину достойную а не мотовку. Реданый раб юноши, также описан положительно, именно он устраивает судьбу своего господина. По его совету одну из клиенток старика переодевают и направляют на свидание с военачальником, а тот думая, что идёт встречаться влюблённой в него женщиной отсылает девушку в Афины, потому что желает от неё избавится. На самом же деле глупый военачальник попадает в западню, и избит рабами старика, за то, что « смел бездельник подъезжать к чужой жене».

«клад»- Здесь Плавт поставил проблему актуальную для Рима. Он изобразил в ней бедняка, который нашёл клад, но вместо того, чтобы пустить деньги в дело, он зарывает их и целые дни трясётся, чтобы никто не нашел его клада. Он становится скрягой. Плавт сознательно гиперболизирует эту черту своего героя. По словам раба (Стробил), старик (Евклион) становится скуп до того, что завязывает на ночь рот платком, потому что ему жалко воздуха, а ещё ему жалко дым, вылетающего из трубы на улицу. В противовес старику изображён его сосед (Медагор), так как он достаточно богатый купец, ведущий серьёзную торговлю, но в нём нет и доли скопидомства. И он хочет жениться, поэтому он выбирает дочку старика (федра). Но старик не хочет отдавать дочь в жёны, так как считает, что купец просто узнал о том, что старик нашёл клад и хочет присвоить его себе. В это же время купец разражается обширным монологом, в котором он негодует против расточительных жён у которых мысли только о нарядах да об удовольствиях, поэтому он и хочет взять девушку из бедной семьи. Однако его племянник (Линокид) сошёлся с дочкой старика, и у них ожидался ребёнок. В это же время слуга крадёт у старика клад, и тот начинает бегать по двору и кричать, «скажите мне кто он». Купец думая, что речь идёт о человеке, который обесчестил его дочь, признаёт себя виновным в содеянном, тогда старик просит отдать его клад. Когда купец говорит о том, что «раз, однако, тронул, лучше пусть у меня останется» старик не может понять, в чём дело, и лишь потом купец догадывается, что они со стариком разговаривают на разных языках. Конец комедии до нас не дошёл, но по пересказам какого-то римского грамматика становится понятно, что в конце купец и сын старик женятся, клад старику возвращают, а он в свою очередь отдаёт его детям, так как говорит, что мороки с ним много.

Публий Теренций – из Карфагена. Сначала был рабом, но потом его отрустили на волю. (190-159). Поставил 6 комедий, все из которых полностью сохранились. Из группировки Сципионов – проповедовал социальный мир, взаимное согласие, гуманихм, отказ от своекорыстных помыслов. Также обработки греческих пьес «новой» комедии, но идейно и стилистически резко отличны от Плавта. Из 6 комедий 4 основаны на пр-ях Менандра, а остальные 2 – переделки пьес малоизвестного последователя Менандру Аполлодора Каристского. Соперники Менандра уже не представлены. Не переводит, а обрабатывает гречю пьесы, но старается по возможности сохранить идеологическиую направленность и художественные особенности оригиналов, их строгую архитектонику, последовательное ведение хар-ров, серьезный тон. «Свекровь». Для экспозиции вводится специальная фигура – гетера. Сострата – свекровь – добрая женщина. Разработал сюдет «Третейского судьи» Менандра с тем же разрешением конфликта при помощи благородной гетеры. В «Свекрови» нет ни одного «комического» образа, у Плавта каждая сцена преследует определенный комический эффект. Интриги здесь неит, действие вытекает из характеров персонажей. 2свекровь» скорее похожа на драму, чем на комедию с совр. Т.зр. 2 раза проваливалась на сцене. Теренций свекровь. юноша Памфил женился на Филумене.Однако афило вроде ещё нравится гетера ВАкхида. Лахет, отец Памфила посылает его в др. город по делу о наследстве. Филумена возвр домой к себе . ей плохо и грустно. оказывается она ждёт ребёнка но не от Памфила. Родители Полифема сострата и Лахет готовы принять сына в дом. Оказывается позже, что Палифе с Вакхидой давноничего не имеет, а кольцо, которое насильник Филумена сорвал сейчас на Вакхиде, значит он оте ребёнка. ура.

 

Сенека. Луций Анней. (умер 65 г н.э.). в отличие от предыдущих, писал трагедии и вообще был философом. Причем в декламационном стила, внешние формы греческой трагедии неизменны, осталист и мифологические сюжеты.»Медея». По сравнению с Еврипидом его трагедия выгладит упрощенной. Переносит центр тяжести произвеления на ярость покинутой жены. Образ стал более однотонным, но в нем усилились моменты страстности, сознательной волевой целеустремленности. Патетические монологи и нагнетание страшных картин. Ощущает мир как поле действия слепого, неумолимого рока, которому можно противостоять лишь через твердость духа, готовность перетерпеть. Герои Сенеки однотонны и статичны. Они не только не развиваются, но и не обнаруживают новых сторон. Немногие типы: тиран и пр. Рассудочная сознательность героев. Не столько переживают, сколько рассказывают о переживаниях. Композиция – тенденция к распаду. Патетические монологи и описания ужасов. Все эффекты «нового» стиля. Торжественные длинноты чередуются с лаконическими сентенциями, декламационная патетика создается в нагнетании повторений, градаций, гипербол, в вопросах и восклицаниях, метафорах и сравнениях, заимствованных из области мощных явлений природы. До сих пор не ясно, предназначались ли к постановке.

«страстность, стремительность, порывистость» - признаки нового стиля.

 


52. Традиционные типы-характеры римской паллиаты. "Хвастливый воин" и "Клад" Плавта.

Плавт - виднейший римский комедиограф(середина 3 в.- 184 г. до н.э.). Тесно связано с традициями народного италийского театра. Плавту приписывали около 130 комедий , но выделены как подлинно плавтовские 21, среди которых "Клад", "Проделки парасита", "Хвастливый воин", "Раб - обманщик" и др. Плавт прекрасно знал греческую лит-ру, гр. драматургию, и он использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии, так как в условиях своего времени, когда во главе гос-ва стоял аристократический сенат, поэт не мог не давать сюжеты из италийской жизни, сатирически изображать непосредственно своих современников. Плавт использовал сюжеты новоаттической комедии Дифила, Демофила, Филемона и Менандра, но не сюжеты Аристофана, потому что комедии Аристофана были слишком политически остры, и проблемы, поставленные в них, не были актуальны для Рима. Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовал и, раскрывая их, умел разрешать вопросы, интересующие его современников. Романизация грческих сюжетов в том, что Плавт часто вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры, римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах , а это должностные лица Рима, о сенате.Внесение названий римских городов и изображение нац. обычаев. Он брал из греческих комедий сюжеты, созвучные с римской жизнью и разрешал в них проблемы, актуальные для его общества.

Хора у Плавта, как и в новоаттической комедии нет. Одна из самых острых комедий «Хвастливый воин»- основной её герой-это военачальник (Пиргополиник, в переводе на русский «победитель городов и башен»), который хвастается своими подвигами на поле брани и победами над женскими сердцами, хотя на самом деле он трус в сражениях, а женщинам ненавистен. Римские зрители видели в его образе сатиру на римских военачальников, так как те во время войн не блистали победами, а в мирной обстановке постоянно хватстались своими боевыми заслугами. Военачальника поддерживает в его хвастовстве его парасит (Артотрог « хлебогрыз»). Военачальник через сводню обманул и увёз к себе в Эфес афинскую девушку (Филокомасию) и сделал её своею любовницей. На самом деле она любила юношу (Плевсикла0, но его не было в тот момент, когда её похищали рядом. Его верный раб (Палестрион) едет за своим господином, чтобы сообщить о похищении. Но бедный раб попал в плен на пиратский корабль, а потом был подарен одним пиратом военачальнику, который поселил его в своём доме, где тот встретил девушку. Раб всё же смог известить своего хозяена о беде и тот тайком приехал в Эфес и поселился в соседнем доме у друга своего отца (Периплектомена) Старик, у которого остаётся юноша, добр и всегда готов помочь людям, он хотел бы жениться но не мог найти женщину достойную а не мотовку. Реданый раб юноши, также описан положительно, именно он устраивает судьбу своего господина. По его совету одну из клиенток старика переодевают и направляют на свидание с военачальником, а тот думая, что идёт встречаться влюблённой в него женщиной отсылает девушку в Афины, потому что желает от неё избавится. На самом же деле глупый военачальник попадает в западню, и избит рабами старика, за то, что « смел бездельник подъезжать к чужой жене».

«клад»- Здесь Плавт поставил проблему актуальную для Рима. Он изобразил в ней бедняка, который нашёл клад, но вместо того, чтобы пустить деньги в дело, он зарывает их и целые дни трясётся, чтобы никто не нашел его клада. Он становится скрягой. Плавт сознательно гиперболизирует эту черту своего героя. По словам раба (Стробил), старик (Евклион) становится скуп до того, что завязывает на ночь рот платком, потому что ему жалко воздуха, а ещё ему жалко дым, вылетающего из трубы на улицу. В противовес старику изображён его сосед (Медагор), так как он достаточно богатый купец, ведущий серьёзную торговлю, но в нём нет и доли скопидомства. И он хочет жениться, поэтому он выбирает дочку старика (федра). Но старик не хочет отдавать дочь в жёны, так как считает, что купец просто узнал о том, что старик нашёл клад и хочет присвоить его себе. В это же время купец разражается обширным монологом, в котором он негодует против расточительных жён у которых мысли только о нарядах да об удовольствиях, поэтому он и хочет взять девушку из бедной семьи. Однако его племянник (Линокид) сошёлся с дочкой старика, и у них ожидался ребёнок. В это же время слуга крадёт у старика клад, и тот начинает бегать по двору и кричать, «скажите мне кто он». Купец думая, что речь идёт о человеке, который обесчестил его дочь, признаёт себя виновным в содеянном, тогда старик просит отдать его клад. Когда купец говорит о том, что «раз, однако, тронул, лучше пусть у меня останется» старик не может понять, в чём дело, и лишь потом купец догадывается, что они со стариком разговаривают на разных языках. Конец комедии до нас не дошёл, но по пересказам какого-то римского грамматика становится понятно, что в конце купец и сын старик женятся, клад старику возвращают, а он в свою очередь отдаёт его детям, так как говорит, что мороки с ним много.


53. Особенности "Золотого века" римской литературы, его значение для последующих веков.

Хаос времени Катулла уходит – теперь мировоззр. углубление, нет широкого народного хар-ра, субъективизм

Исторические особенности: правление Августа, переход к империи, политика регламентации семейной жизни, которая всем не нравилась. Но – стабильность, прочность. Развиваются религиозно-мистические течения, эллинистические верования. Философия либо продолжает старые учения, лиюо ужодит в ограниченный частный круг. Вообще – уход в час0тную жизнь.

В искусстве – стремление к монументальности. «Получил Рим глиняным, а оставляю каменным». Классицистический стиль, возвращение к даже архаике Греции. идеализация соц действительности.

Литература: с 40 г. По 15 до н.э. – золотой век римской поэзии. Мировоззренческое углубление, протест против безыдейности александризма. Возвращение к классическому стилю и гармоничной форме. Не имеет такого широкого народного характера, как греческая литература полисная, но глубокий внутренний драматизм. При этом идеализация современной действительности.

Кружки: Мецената (августовский) – вергилий, гораций – независим отношение к полит. порядку, Мессалы(полководец), Поллиона(оратор, историк).

Поэзия превозносится как носительница культуры, все начинают писать стихи. Используются все жанры античной поэзии. Красноречие приобретает характер декламации на отвлесенную тему, острота и эффектная сжатость выражения. Контроверсии (хар-р декламации – отвл от жизни тему) – импровизированные судебные речи и свасории – размышления, вкладываемые в уста мифологических персонажей, рецитации- публичн чтения неизданный пр-ий

Классицистическое направление.

 


54._Этапы творчества Вергилия, его значение для_литературы последующих веков.

70-19 гг до н.э. Поворот в ттв-ве от неотериков (субъективизм в условиях кризиса римск. об-ва) к классическому стилю .

Публий Вергилий Марон родился в 70 г. до н. э. в Северной Италии. Этапы творчества Вергилия:

1) создание « Буколиков» 39 г. (пастушеская поэзия. Сборник содержит 10 эклог, которых можно разделить на эклоги собственно буколические(поэтические состязания пастухов двустишиями, четверостишиями и целыми песнями), аллегорически-буколические эклоги (иносказательно выражают важные общественно-политические явления и философские идеи: мирная и счастливая жизнь облагодетельствованного «юным богом» Титира, космогония в устах пьяного Силена, «пророчество» о рождении младенца для спасения мира.) «Буколики» - воспроизводит жанр пастушеских идиллий Феокрита. Но нет дистанции между автором и персонажами. Бегство в мир идеальной действительности в период гражданской войны. Не заботится о ясности или выдержанности ситуаций. Но постапенно в пастушескую жизнь начинает вторгаться актуальная историческая действительность.

2) «Георгики», 29 г.( земледельческие стихотворения. После пастушеской поэзии Вергилий обращается к поэзии сельского хозяйства. В 1 книге после разговора с (Мецентаом, Октавианом и призывом Нептуна, Пана, Минервы, Сильвана и остальных, Вергилий говорит о вспахивании земли, об её удобрении и о необходимых предпосылках урожая. В конце он говорит о смерти Цезаря и восхваляет Августа. 2 книга, посвящена садоводству, в ней рассматривается вопрос о размножении деревьев, о характере почве и много описан виноград. В конце поётся песнь о счастливой жизни земледельца. 3 книга. После большого вступления посвящённого самому себе, Октавиану и Меценату идёт речь о разведении крупного рогатого скота и лошадей, говорится об уходе за ним, потом говорится о мелком рогатом скоте, о его болезнях и вставки песен про бой быков. 4 книга. После обращения к Меценату и размышления о собственном творчестве есть размышление о пчеловодстве. К этому всему приложены мысли об Аристее, Орфее и Эвридике, а в конце подводится итог всем «Георгикам». Проповедь нравственной ценности землевладтруда, сближает с Гесиодом, Сельская жизнь через идилличстич. утопию. Прославление Италии и Октавиана.

3) «Энеида»19 г. Можно сказать, что в истории мировой литературы путь Вергилия был его триумфальным шествием. В древности ему подражал Овидий в своих «Героинях», драматург Сенека, историки Тит Ливий и Тацит. Ещё при Августе Вергилия изучали в школах. С наступлением христианства Вергилий стал ещё более популярным. Данте говорит о себе в «Божественной комедии», как о руководимом Вергилием в путешествии по Аду и Чистилищу. Он также становится предметом подражания у крупнейших представителей эпоса: Мильтон, Т. Тассо, Камоэнс. Скалигер и Вольтер ставили Вергилия выше Гомера, и лишь только с Лессинга отношение к Вергилию начинает падать, причём всё ниже и ниже. Русские революционные демократы Белинский, Чернышевский и Добролюбов рассматривали его как поэта лишённого гомеровской естественности. Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части : первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой"Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. У Гомера были предтечи, но не было лит. предшественников, а Вергилий уже с детства изучал гомеровские гекзаметры, киклических и эллинистических поэтов, философов и ораторов.Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика,чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века".








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 90;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.