История развития социально-исторического познания

Человек есть не столько то, что он думает о себе сам, сколько то, что он делает. Совершая большие и малые поступки, преобразуя природу, познавая мир, создавая новые машины и города, человек творит историю. Человеческая жизнь и история это то, что сделано им самим, это то, что он есть в действительности. Таким образом, стремясь познать историю, мы пытаемся, в конечном счете, понять самих себя. Социальные проблемы и катастрофы ХХ века в значительной степени стимулировали повышенный интерес современного человека к своей истории. Мы живем в эпоху озабоченности историей, но понимаем ли мы, что есть история?

Предлагаемый взгляд на природу социально-исторического познания является взглядом, прежде всего, философским. Философу могут быть не известны многие детали и подробности исторических исследований. В этом отношении никто не знает истории лучше самого историка. Предметом философского интереса являются основные результаты работы историка или социолога, из которых складывается сложная картина социально-исторической реальности и те способы, те познавательные процедуры, посредством которых добываются эти результаты. Философ не подвергает сомнению, полученные историком факты (это сделают другие историки) и не предлагает (не изобретает) новых конкретных методов исследования. Философ стремится увидеть то, что стоит за фактами, пытается проследить те движения человеческого духа и их скрытую логику, которые проявляются в событиях мировой истории. Каждое из этих событий единственно, уникально. Каждый из великих исторических персонажей отчасти случаен, так как мог бы не появиться на свет. Но в этой последовательности уникальных явлений и человеческих деяний философия, опираясь на конкретные знания, ищет логику, цели и смыслы исторического существования, выступая в качестве метаистории и исторической онтологии.

Другой взгляд философа направлен на те способы и методы познания, которые используются в социально-исторических науках. Ибо то, что мы видим в истории, зависит от того, как мы смотрим, зависит от горизонта нашего восприятия социально-исторических явлений.

Английский историк и философ Р.Дж. Коллингвуд (1889-1943) высказал предположение о том, что историческое мышление изначально присуще человеческому сознанию и является своего рода врожденной идеей.[1] Это мнение известного мыслителя может показаться вполне естественным с позиций «здравого смысла», но оно противоречит фактам, которые указывают на то, что историческое мышление не возникает вместе с человеком, а является результатом его социального развития. То есть само историческое мышление есть продукт истории. Социально-историческое познание формировалось вместе с эволюцией человечества, с развитием материальной и духовной культуры. Оно далеко не сразу приобрело характер и формы науки, а прошло мифологическую, теологическую и метафизическую стадии. Поэтому, для того, чтобы понять современное состояние и специфику социально-исторического познания необходимо, прежде всего, обратиться к его собственной истории. Знакомство с этим предметом, возможно, позволит нам лучше понять природу социально-исторических наук, и их отношение к наукам, которые называют естественными и точными.

 








Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 529;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.