Теоретические предпосылки интродукции лесных древесных пород

Под интродукцией растенийботаники понимают целеустремлен­ную деятельность человека по введению в культуру в данном есте­ственноисторическом районе растений (родов, видов, подвидов, сортов и форм), ранее в нем не произраставших, а так же перенос их в культуру из местной породы. Однако для лесной интродукции более уместно определение В.И. Некрасова (1980), который рассмат­ривает интродукцию как перенесение растений в новые природно-климатические условия за пределы естественного ареала или, при расширении площади искусственного выращивания растений, из района их испытания в культуре. Он не находит оснований считать перенос растений местной флоры в культуру интродукцией, т.к. он не связан с изменением географических условий, а приводит к из­менениям агротехнических и биоценотических условий для роста растений. Действительно, если придерживаться ботанического по­нятия, то практически все лесные культуры, тем более связанные с изменением породного состава насаждения, следует считать инт­родукцией. Это заметно усложнит методологические аспекты инт­родукции лесных пород (И.И. Дроздов, 1998).

Тесно связаны с интродукцией понятия акклиматизации и нату­рализации растений. Акклиматизация одна из форм интродук­ции растений, когда приспособление популяции к новым условиям обитания происходит за счет генетических изменений на основе местного естественного отбора индивидуумов, более чем исходные формы приспособленных к новым условиям обитания. Это харак­терно для случаев переноса растений в условия, значительно отли­чающиеся от естественного ареала. И поэтому, если интродукция влечет за собой огромные потери среди репродуцированной в но­вых условиях популяции и выживание лишь отдельных уклоняю­щихся генотипов из интродуцированного экотипа, говорят об акк­лиматизации. Натурализацияподразумевает такой исход интродук­ции, когда новые формы растений легко произрастают и успешно репродуцируют в новых условиях, не изменяя своей генетической конституции. Как правило, это характерно для того случая, когда климатические и другие условия вполне благоприятны, отвечают биологическим особенностям интродуцента и он приживается без изменения генотипа.

При выборе исходного материала для интродукции приходится считаться с климатическими условиями произрастания. Знания климата района, откуда привлекается исходный материал, имеет существенное значение. Поэтому в интродукции древесных пород некоторое время господствовала теория климатических аналогов Г. Майра, которая связывала успех интродукции с непременным сход­ством климатических условий естественного и искусственного аре­алов. Однако Н.И. Вавилов (1987) показал, что вопрос о климати­ческих аналогах не может решаться в упрощенном виде. В целом он находит, что теория Г. Майра заслуживает большого внимания, поскольку дала немалые практические результаты. Однако в отно­шении древесных видов современная теория интродукции требует учета экотипов, сложности вида, на что Г. Майр не обратил внима­ние. По мнению Н.И. Вавилова (1987), климатические аналоги дол­жны быть заменены экологическими аналогами, поскольку клима­тология и экология не равнозначны. Действительно, дальнейшее развитие теории интродукции подтвердили целесообразность эколого-исторического и эколого-географических методов. Прогнози­рование эффекта интродукции признано немыслимым без эколо­гического анализа.

Однако наиболее достоверные представления о возможностях интродукции дает опыт. Анализ предшествующего опыта интродук­ции — единственный способ определения степени адаптивности вида к новым условиям. В связи с этим широкое развитие получили методологические исследования по привлечению исходного материала. При подведении итогов интродукции, объяснении ее поло­жительного или отрицательного опыта ориентируются на следующие методологические направления: сравнительный анализ клима­тических и эколого-географических условий естественного произ­растания растений, привлекаемых в интродукцию, и новых мест их испытания; исторический и флоро-генетический анализ раститель­ности, из которой черпается материал для интродукции; изучение эколого-физиологических особенностей растений интродуцентов и изменчивости их анатомо-морфологического строения. Весьма важ­ны результаты изучения сезонно-ритмических изменений в разви­тии вегетативных и генеративных структур для познания процесса приспособления интродуцентов.

Введение в лесные культуры экзотов, как правило, связано в дальнейшем с формированием интродукционной популяции. Вопросам создания интродукционных популяций на микроэволюционном уровне уделил большое внимание В.И. Некрасов (1980). Использо­вание для интродукции растений не случайных популяций, а обладающих формовым разнообразием, повышает гарантию успеха се­менного размножения и получения более устойчивого потомства. Если интродуктор ставит своей задачей предсказать генетическую реакцию интродуцированных растений, то необходимо прежде всего изучить строение и состав исходных популяций и составляющих их особей.

А.Я. Любавская (1982) отмечает, что успех интродукции данного вида часто определяется генетическим разнообразием вида. Инт­родукция экзотов — один из источников обогащения местной дендрофлоры и исходного материала для селекции. При интродук­ции ведется искусственный отбор по тем признакам, ради которых растения интродуцированы, а также по их устойчивости в новых ус­ловиях среды. Поэтому испытание интродуцентов должно быть по­ставлено на селекционно-генетическую основу. Для этого необхо­димо, чтобы в долгосрочной программе развития лесного хозяйства работа по введению интродуцентов была организованна на прочных селекционных принципах с организацией сортового семеноводства из отобранных по хозяйственно ценным признакам популяций и осо­бей. Селекционно-генетическая оценка интродуцированных видов включает испытание межпопуляционной и внутрипопуляционной изменчивости экзотов и возможности отбора лучших популяций и форм для использования их при разведении в новых районах.

Придавая большое значение селекции и интродукции, В.И. Нек­расов (1986) считает необходимым отдельно выделять маточные особи, которые при первичной интродукции и в последующих по­колениях отличаются лучшими показателями роста, устойчивости и генеративного развития. От правильного выбора семян зависит успех интродукции. Поэтому разработка теоретических основ се­меноводства интродуцированных древесных растений — насущная задача семеноводов. Семеноводство интродуцентов может разви­ваться успешно только на селекционной основе с использованием и постоянным развитием опыта географических культур. Райт Дж. (1978) отмечает, что интродукцию прежде осуществляли преиму­щественно семенами неизвестного, часто не лучшего происхожде­ния. Установлено, что если интродуцированное дерево или насаж­дение дают 75 % продукции по сравнению с местной популяцией, то имеются основания продолжать проверку данного вида сравни­тельной оценкой различных климатипов и экотипов. А.Я. Любавская (1982) придает важную роль географическим культурам в прак­тической интродукции. Изучение интродуцентов должно предусмат­ривать накопление данных о влиянии географического происхож­дения и экологических условий на характер их роста и развития.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1160;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.