Теоретические предпосылки интродукции лесных древесных пород
Под интродукцией растенийботаники понимают целеустремленную деятельность человека по введению в культуру в данном естественноисторическом районе растений (родов, видов, подвидов, сортов и форм), ранее в нем не произраставших, а так же перенос их в культуру из местной породы. Однако для лесной интродукции более уместно определение В.И. Некрасова (1980), который рассматривает интродукцию как перенесение растений в новые природно-климатические условия за пределы естественного ареала или, при расширении площади искусственного выращивания растений, из района их испытания в культуре. Он не находит оснований считать перенос растений местной флоры в культуру интродукцией, т.к. он не связан с изменением географических условий, а приводит к изменениям агротехнических и биоценотических условий для роста растений. Действительно, если придерживаться ботанического понятия, то практически все лесные культуры, тем более связанные с изменением породного состава насаждения, следует считать интродукцией. Это заметно усложнит методологические аспекты интродукции лесных пород (И.И. Дроздов, 1998).
Тесно связаны с интродукцией понятия акклиматизации и натурализации растений. Акклиматизация — одна из форм интродукции растений, когда приспособление популяции к новым условиям обитания происходит за счет генетических изменений на основе местного естественного отбора индивидуумов, более чем исходные формы приспособленных к новым условиям обитания. Это характерно для случаев переноса растений в условия, значительно отличающиеся от естественного ареала. И поэтому, если интродукция влечет за собой огромные потери среди репродуцированной в новых условиях популяции и выживание лишь отдельных уклоняющихся генотипов из интродуцированного экотипа, говорят об акклиматизации. Натурализацияподразумевает такой исход интродукции, когда новые формы растений легко произрастают и успешно репродуцируют в новых условиях, не изменяя своей генетической конституции. Как правило, это характерно для того случая, когда климатические и другие условия вполне благоприятны, отвечают биологическим особенностям интродуцента и он приживается без изменения генотипа.
При выборе исходного материала для интродукции приходится считаться с климатическими условиями произрастания. Знания климата района, откуда привлекается исходный материал, имеет существенное значение. Поэтому в интродукции древесных пород некоторое время господствовала теория климатических аналогов Г. Майра, которая связывала успех интродукции с непременным сходством климатических условий естественного и искусственного ареалов. Однако Н.И. Вавилов (1987) показал, что вопрос о климатических аналогах не может решаться в упрощенном виде. В целом он находит, что теория Г. Майра заслуживает большого внимания, поскольку дала немалые практические результаты. Однако в отношении древесных видов современная теория интродукции требует учета экотипов, сложности вида, на что Г. Майр не обратил внимание. По мнению Н.И. Вавилова (1987), климатические аналоги должны быть заменены экологическими аналогами, поскольку климатология и экология не равнозначны. Действительно, дальнейшее развитие теории интродукции подтвердили целесообразность эколого-исторического и эколого-географических методов. Прогнозирование эффекта интродукции признано немыслимым без экологического анализа.
Однако наиболее достоверные представления о возможностях интродукции дает опыт. Анализ предшествующего опыта интродукции — единственный способ определения степени адаптивности вида к новым условиям. В связи с этим широкое развитие получили методологические исследования по привлечению исходного материала. При подведении итогов интродукции, объяснении ее положительного или отрицательного опыта ориентируются на следующие методологические направления: сравнительный анализ климатических и эколого-географических условий естественного произрастания растений, привлекаемых в интродукцию, и новых мест их испытания; исторический и флоро-генетический анализ растительности, из которой черпается материал для интродукции; изучение эколого-физиологических особенностей растений интродуцентов и изменчивости их анатомо-морфологического строения. Весьма важны результаты изучения сезонно-ритмических изменений в развитии вегетативных и генеративных структур для познания процесса приспособления интродуцентов.
Введение в лесные культуры экзотов, как правило, связано в дальнейшем с формированием интродукционной популяции. Вопросам создания интродукционных популяций на микроэволюционном уровне уделил большое внимание В.И. Некрасов (1980). Использование для интродукции растений не случайных популяций, а обладающих формовым разнообразием, повышает гарантию успеха семенного размножения и получения более устойчивого потомства. Если интродуктор ставит своей задачей предсказать генетическую реакцию интродуцированных растений, то необходимо прежде всего изучить строение и состав исходных популяций и составляющих их особей.
А.Я. Любавская (1982) отмечает, что успех интродукции данного вида часто определяется генетическим разнообразием вида. Интродукция экзотов — один из источников обогащения местной дендрофлоры и исходного материала для селекции. При интродукции ведется искусственный отбор по тем признакам, ради которых растения интродуцированы, а также по их устойчивости в новых условиях среды. Поэтому испытание интродуцентов должно быть поставлено на селекционно-генетическую основу. Для этого необходимо, чтобы в долгосрочной программе развития лесного хозяйства работа по введению интродуцентов была организованна на прочных селекционных принципах с организацией сортового семеноводства из отобранных по хозяйственно ценным признакам популяций и особей. Селекционно-генетическая оценка интродуцированных видов включает испытание межпопуляционной и внутрипопуляционной изменчивости экзотов и возможности отбора лучших популяций и форм для использования их при разведении в новых районах.
Придавая большое значение селекции и интродукции, В.И. Некрасов (1986) считает необходимым отдельно выделять маточные особи, которые при первичной интродукции и в последующих поколениях отличаются лучшими показателями роста, устойчивости и генеративного развития. От правильного выбора семян зависит успех интродукции. Поэтому разработка теоретических основ семеноводства интродуцированных древесных растений — насущная задача семеноводов. Семеноводство интродуцентов может развиваться успешно только на селекционной основе с использованием и постоянным развитием опыта географических культур. Райт Дж. (1978) отмечает, что интродукцию прежде осуществляли преимущественно семенами неизвестного, часто не лучшего происхождения. Установлено, что если интродуцированное дерево или насаждение дают 75 % продукции по сравнению с местной популяцией, то имеются основания продолжать проверку данного вида сравнительной оценкой различных климатипов и экотипов. А.Я. Любавская (1982) придает важную роль географическим культурам в практической интродукции. Изучение интродуцентов должно предусматривать накопление данных о влиянии географического происхождения и экологических условий на характер их роста и развития.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1142;