Развитие отечественной системы образования в 1930-е -1950-е гг.
В СССР к началу 30-х гг. XX в. система образования представляла собой стройную структуру преемственных подсистем. Постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934 г.) были установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная (срок обучения 4 года), неполная средняя (семилетняя, включавшая и начальную) и средняя (общий срок обучения 10 лет). В городах и рабочих поселках фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1939 г. –колхозной) молодежи (ШКМ) были преобразованы в неполные средние школы. Такая модель организации школы по своей форме являлась одной из лучших в мире (см. схему 16.1.).
Схема 16.1[23].
В период 1937 - 1941 гг. в работе школы серьезных изменений не произошло. Только с 1940 г. была введена плата за обучение в старших классах общеобразовательной школы и техникумах (до 1956 г.).
Условия военного времени – 1941-1945 гг. поставили перед школой следующие задачи: сохранение охвата всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечение их воспитанием в духе патриотизма.
В 1941-1942 гг. шла массовая эвакуация школ из прифронтовых районов в тыл – Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, на Урал. На новых местах недоставало школьных зданий, не было возможностей для материального обеспечения школьников и учителей. В связи с этим учебные занятия проводились в 2-3-4 смены. Позднее в освобожденных от оккупации районах нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование. Кроме того, призыв учителей в армию, переход их на другую работу привели к сокращению численности педагогических кадров.
Необходимость охватить обучением всех детей привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Такие школы давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы. В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с 5 по 10 класс, в которых обучались те, кто не имел законченного образования.
В 1944 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. К концу 40-х гг. наметилась тенденция к переходу на десятилетнее обучение.
В 50-е гг. значительно выросло производство, что привело к нехватке рабочей силы. Система школьного образования, основанная на принципе политехнизма, который продолжал оставаться незыблемым с 20-х гг. XX в., «оказалась оторванной от практики социалистического строительства», так как не готовила рабочих.
В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которого вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет (см. схему 16.2). В школе было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек, введена обязательная производственная подготовка. В большинстве школ обучение в 11 классе было посвящено профессиональной подготовке по одной из рабочих специальностей. Усилилась профориентационная работа школы, сводившаяся фактически к агитации выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из рабочих специальностей.
Кроме того, был учрежден новый тип учебных заведений –профессионально-технические училища (ПТУ). В них были преобразованы школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища. Главным отличием ПТУ стало то, что параллельно с профессиональным обучением здесь давалась и общеобразовательная подготовка, сходная по содержанию со школьной, но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет.
Схема 16.2.[24]
16. 2. Особенности организации и содержания учебно-воспитательного процесса в отечественных школах в 1930-е – 1950-е гг.
После принятия партийных постановлений в школе 30-х гг. XX в. создавалась принципиально новая стратегия общего образования. Главная задача обучения состояла в вооружении учащихся системой знаний, умений и навыков.
Основной формой организации учебного процесса был признан урок по твердому расписанию, с постоянным составом учащихся, по времени – 45 минут. Отдавалось предпочтение комбинированному типу урока.
В 1931-1932 учебном году были введены новые учебные планы и программы образовательной школы, построенные по предметному принципу с установкой на обеспечение в школе прочного и систематического усвоения учащимися основ наук, на соединение обучения детей с их участием в производительном труде.
Школа, работая в классно-урочной системе, осваивала рекомендованные методы: устное изложение знаний, работа с книгой, письменные упражнения, практические и лабораторные работы. В качестве дополнительных методов рекомендовались экскурсии, иллюстрации и демонстрации.
Учебный процесс в школах, особенно со второй половины 30-х гг. XX в., стал принимать книжный характер. Труд учащихся отодвигался на задний план, а в 1937 г. обучение труду было исключено из учебного плана школ.
В это время в России развивается «школа учебы». Реставрируются атрибуты «гимназии». Восстанавливается школьная форма, вводится ученический билет, в содержании образования появляются такие предметы, как логика, психология и др.
В военные годы были приняты решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943 г.), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (отмененная до этого как «нарушающая равенство») (1944 г.), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944 г.), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944 г.) и др.
Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы. Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и программ, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся 7-10 классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение, проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.
Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка. В середине 1942-1943 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело» (строевая, лыжная, огневая и противохимическая подготовка, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела). Введение военного дела стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек согласно постановлению Совнаркома от 16 июля 1943 г. (до 1954 г.).
С начала 50-х гг. XX в. снова ставится вопрос о соединении обучения с производительным трудом, о содержании политехнического образования. К середине 50-х гг. в содержание образования было включено трудовое обучение школьников в учебных мастерских и на пришкольных участках. Вооружение учащихся основами научных знаний было связано с подготовкой их к трудовой деятельности.
Серьезное внимание стало уделяться подготовке стабильных, постоянных учебников по всем предметам. Уже в 1933 - 1934 учебном году школа получила учебники по математике, физике, химии, зоологии, географии, истории, обществоведению, литературе. Однако многие учебники почти ежегодно перерабатывались. По ряду дисциплин были разрешены так называемые «допущенные», а не стабильные учебники.
Весьма сложной задачей в то время было создание стабильных учебников по курсу истории. Учебники по истории 1933-1935 гг. изобиловали социологическими понятиями, недоступными пониманию учащихся.
В августе 1937 г. для 3-4 классов был подготовлен «Краткий курс истории СССР», написанный под редакцией А.В. Шестакова. Следует отметить, что становление содержания школьного исторического образования проходило под сильнейшим влиянием фальсификаций, содержавшихся в вышедшем в 1938 г. так называемом «сталинском» «Кратком курсе истории ВКП (б)». В учебниках истории отчетливо проявлялась тенденция к возвеличиванию отдельных личностей (Иван IV, Петр I), что делалось по прямому указанию Сталина. Тем самым общественные дисциплины должны были сыграть важную роль в создании базы для формирования культа личности Сталина, который стал усиленно насаждаться начиная уже с 30-х гг.
Среди воспитательных задач важное место занимало формирование активного, политически развитого строителя социалистического общества, патриота своей страны.
В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученические лектории, выпуск стенных газет и боевых листков и т.п.
Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые организовывали проведение массовых общественно-политических кампаний, вовлекали детей в общественно полезную работу и т.д.
Для советской школы было характерно укрепление ее связи с жизнью, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых и т.д. В этот период школу окончательно поставили на путь политизации и идеологизации как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.
16. 3. Развитие отечественной педагогической науки в 1930-е – 1950-е гг.
В 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) об отмене педагогических экспериментов 1920-х гг. Были прекращены все дискуссии об основах и целях образования. Удар по педагогической науке был нанесен постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое фактически наложило запрет на исследования в области возрастной психологии и педагогический поиск экспериментального характера. Это решение ориентировало на отказ от учета предшествующих достижений мировой и отечественной педагогики. К середине 1930-х гг. педагогические идеи 1920-х гг. в целом были объявлены вредными.
В основе педагогической теории лежали методологические принципы классовости, историзма, научности, связи теории с практикой. Эти принципы определяли ее идейное содержание и категориальный аппарат.
В 30-е гг. теоретическую проработку получили вопросы дидактики и методики обучения. Были сформулированы общедидактические требования к уроку (Б. П. Есипов), шел поиск оптимальной структуры урока (Р.Г. Лемберг), прорабатывался вопрос о единстве логического и эмоционального в обучении (М. А. Рыбникова) и др.
Продолжалась разработка теоретических основ педагогики, психологии, методики с опорой на исторические ретроспективы педагогической науки и историко-педагогический опыт России и за рубежом. Начиная со второй половины 30-х гг. и до начала 50-х гг. XX в., основными тенденциями развития советской истории педагогики стали преодоление негативного отношения к отечественному педагогическому наследию, утверждение его непреходящей ценности, дифференциация историко-педагогического знания, получившая наиболее полное выражение в развертывании конкретно-исторических исследований по истории российской школы и педагогической мысли: Е. Н. Медынский «История русской педагогики, 1936 г.; Ш. И. Ганелин и Е.Я. Голант «История педагогики», 1940 г.; «Очерки по истории начального образования в России» Н. А. Константинова и В. Я. Струминского, 1949 г.; «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.» Ш. И. Ганелина и др.
Несмотря на тяжелые условия военного времени, изучение и обобщение педагогического опыта становилась насущной потребностью дальнейшего развития педагогической мысли. Проходили научно-педагогические конференции. На страницах журналов «Советская педагогика», «Народное образование», методических журналов публиковались статьи по самым различным аспектам педагогики, психологии и методики.
Периодическая печать по педагогике военного и послевоенного времени отражала богатый педагогический опыт. Были определены цели и задачи воспитания и обучения, педагогические принципы в дидактике и теории воспитания, содержание и этапы педагогического процесса.
Проблематика педагогических исследований отличалась многообразием тем. Так, на страницах периодических журналов и «Известий АПН РСФСР» обсуждались педагогические проблемы, ориентирующие на раскрытие педагогического процесса в возрастном аспекте (начальная, средняя школы); предметного обучения (в соответствии с учебными планами и программами); воспитывающего обучения и др.
В этот период значительный вклад в развитие советской дидактики внесли М.Н. Скаткин (наука и учебный предмет, научные основы методики, принципы обучения); А. А. Смирнов (процессы мышления при запоминании, психология усвоения понятий школьниками); М.А.Данилов (подготовка учащихся к активному восприятию, сущность обучения) и др.
Общее руководство педагогическими исследованиями было возложено на созданную в октябре 1943 г. Академию педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР), которая должна была стать центром разработки научно-педагогических проблем. На нее возлагались задача консолидации деятельности всех научно-педагогических сил страны, подготовка научно-педагогических кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебных пособий по психолого-педагогическому циклу наук, участие в подготовке и издании учебников и учебных пособий для школ и педагогических вузов. Одним из важных направлений деятельности АПН РСФСР было изучение опыта лучших учителей и школ страны.
В общем, Академия педагогических наук РСФСР постепенно становилась координационным центром всей исследовательской работы по проблемам педагогики и психологии. Создавались экспериментальные школы, расположенные в разных регионах страны, издавались журналы: «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа». Систематически выходят «Известия АПН РСФСР», освещающие кардинальные проблемы педагогической науки.
В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания сочинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.
В серии «Педагогическая библиотека» были изданы избранные труды Я,А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф, Каптерева, В.И. Водовозова, П.П. Блонского и многих других зарубежных и отечественных педагогов.
Вторая половина XX в. – это время активной творческой деятельности многих ученых, внесших вклад в развитие теории и практики образования и педагогики, создавших крупные научно-педагогические школы.
Таким образом, в рассматриваемый период сложилась такая модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до конца 80-х гг. XX в. и по своей форме являлась одной из лучших в мире.
Советская школа стала одним из важнейших средств политизации и идеологизации советского общества.
Отличительной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы этого периода можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комплексные программы, был принят курс на предметное распределение учебного материала и классно-урочную организацию обучения, введение централизованного управления школой, единообразия ее типов и учебных программ. В школах были созданы детские и юношеские политизированные организации по типу пионерской и комсомольской.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Охарактеризуйте развитие советской школы в 1930-х -1950-х гг.
2. Расскажите об особенностях организации и содержания учебно-воспитательного процесса в отечественных школах в 1930-е -1950-е гг.
3. Докажите, что советская школа в 1930-е -1950-е гг. развивалась в рамках парадигмы «школы учебы».
4. Назовите основные направления научных педагогических исследований в России в 1930-х -1950-х гг.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 9632;