Педагогика русского зарубежья
В 20-е гг. XX в. оформилась самостоятельная ветвь отечественной педагогической мысли в среде русских эмигрантов в Западной Европе. Она возникла в результате вынужденной эмиграции видных деятелей науки и культуры, не поддерживающих идеи и принципы марксистско-ленинского мировоззрения. Среди них следует назвать Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, H.О. Лосского, С.И. Гессена, П.Н. Милюкова и др.
Видный теоретик педагогики зарубежья – Сергей Иосифович Гессен (1887-1950 гг.). Его капитальный труд – «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923 г.).
С 1924 г. С.И. Гессен – был профессором педагогического института в Праге, организатором журнала «Русская школа за рубежом», а с 1934 г. и до конца своих дней заведовал кафедрой философии воспитания на педагогическом факультете Свободного Польского университета в Варшаве.
В «Основах педагогики» С.И. Гессен доказывал, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики («педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли»). Отсюда и его вывод о том, что по сути своей педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии.
Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным «материалом», то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако С.И. Гессен считал, что не стоит преувеличивать значение для педагогики этих наук. По его мнению, «задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного».
Отдельные разделы педагогики – теория нравственного воспитания, теория художественного образования, теория научного образования и пр. С.И. Гессену представлялись различающимися по целям, которые, в свою очередь, определялись соответствующими разделами философии. В современной педагогике принято деление воспитания и по целям, и по особенностям «материала» воспитания, что, по С.И. Гессену, является недопустимым.
С.И. Гессен также утверждал, что нельзя считать особым видом образования и национальное образование. По его мнению, черты народного характера, трудноуловимые на практике и чрезвычайно изменчивые, не должны диктовать целей образованию. Народ и все его представители должны образовываться всесторонне, и не следует акцентировать внимание на одной стороне его культуры. Для любого народа и любого человека с философско-педагогической точки зрения цель воспитания одна – освоение общечеловеческих ценностей.
Цель обучения, с точки зрения С.И. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке практических умений и навыков и не в формировании рационального мышления на основе овладения учениками логическими приемами дедукции и индукции, а в вооружении их методом науки (подготовка школьников к самостоятельной добычи знания, творческого применения их в жизни).
Василий Васильевич Зенъковский (1881-1962 гг.) видный психолог и педагог. В 1919 г. В.В. Зеньковскийбыл выслан за пределы советской страны и занимал поочередно должности профессора Белградского университета (1920-1923 гг.), директора Педагогического института в Праге (1923-1926 гг.), а с 1926 г. и до конца своих дней являлся профессором православного Богословского института в Париже, руководил педагогическим кабинетом, возглавляя Педагогическое бюро по делам русской зарубежной школы, и редактировал журнал «Вопросы религиозного воспитания и образования». В 1942 г. он принял сан священника, а с 1944 г. был избран деканом Богословской академии.
Исходя из сугубо христианского мировоззрения, В.В. Зеньковский создал оригинальную философско-педагогическую систему.
В последний год пребывания в России он опубликовал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918 г.). По его мнению, суть идеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.
В зарубежный период своей деятельности В.В. Зеньковский опубликовал ряд работ собственно психолого-педагогического характера: «Психология детства» (Лейпциг, 1924 г.), «Куре общей психологии» (Прага, 1925 г.), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (Париж, 1955 г.), «Русская педагогика в XX веке» (Париж, 1960 г.), «На пороге зрелости» (Париж, 1955 г.) и др.
Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой «природный состав», направляя кдобру триединое существование в себе наследственности, социальности и, прежде всего, духовности. Под духовностью В.В. Зеньковский понимал интерес развивающегося человека к области абсолютного, сверхчеловеческого, вечного.
В.В. Зеньковский сердцевину образованности русского православного человека обозначал как «пронизанность светом Божием», а цель образования видел в стремлении воспитателя «просветить и осветить» душу ученика.
Он особое внимание уделял проблеме развития в ребенке сил добра и свободы, рассматривая ее как в историко-педагогическом, так и в религиозно-педагогическом аспекте. В.В. Зеньковский предлагал соединить оба эти подхода, объединив их с христианским учением о человеке как «образе Божием» (добро) и о греховности человека (зло). Он считал, что путь нравственного воспитания – активное преодоление зла посредством раскрытия и укрепления светлых сил и устремлений ребенка.
В.В. Зеньковский полагал, что свобода духовно-нравственного самосозидания личности ребенка не дана ему от природы, что ее следует целенаправленно воспитывать педагогическими средствами. Учитель –воспитатель, развивающий в детях такое важнейшее личностное качество, как «восхождение к свободе», опирается на внутренние духовные силы ребенка, на данный от Бога человеку «дар свободы» и помогает ему обрести личную свободу, раскрыть свой творческий потенциал. Педагогическая задача заключается в поиске способов соединения в душе ученика свободы с добром, с духовно-нравственными ценностями христианского человечества.
Проблеме духовного самосовершенствования человека большое внимание уделял Иван Александрович Ильин (1882-1954 гг.). Он является автором более 40 книг и сотен статей по проблемам философии и религии. И.А. Ильин постоянно обращался к вопросам религиозного воспитания и духовного становления человека.
Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на земные человеческие ценности – «дело глупейшее», поскольку лишает людей «духа любви», совести, жертвенности, самодисциплины и т.д. Задача педагога – организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формирования чистой и «могучей» совести, а вследствие этого всей его нравственности, всех его добродетелей.
И.А. Ильин выделял два основных этапа в развитии детства:
- до 6 лет – период «душевной теплицы», когда задача воспитателя заключается в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;
- от 7 лет и до полового созревания – период «душевного закала», когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для ее духовного самосовершенствования.
На первое место, по мнению И.А. Ильина, в воспитании человека выходит формирование предметно-настроенной, но в то же время ориентированной на личное духовное самосовершенствование души, улучшение себя в соответствии с «абсолютными ценностями».
Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильину, «человек есть личный дух». Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, педагогу необходимо помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.
Задача учителя, по мнению И. А. Ильина, заключается в том, чтобы организовывать этот субъективный духовный опыт детей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое самобытное духовное существо. Воспитатель должен научиться управлять процессом субъективного восхождения к духовному совершенству через содержание, формы и методы воспитания и образования, развивать в школьнике волю к индивидуальному совершенствованию, формировать у него духовно-нравственный характер (совесть, милосердие, дисциплинированность, правосознание и др.).
Таким образом, формирование духовного опыта, согласно идеям русских зарубежных педагогов религиозной ориентации – В.В. Зеньковского, И.А. Ильина и частично С.И. Гессена, следует понимать как задание свыше, как стремление приблизиться к Богу.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Охарактеризуйте развитие советской системы образования в 1917- 1920-е гг.
2. Заполните таблицу:
Таблица 15.1
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 3850;