Система образования в России в 1917-1920-х гг.

Февральская революция 1917 г. Способствовала раз­витию общественно-педагогического движения в России. В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). Отсутствие единых подходов не позволило наме­тить ВУСу единую программу реформ образования.

После Октябрьского государственного переворота 1917 г. проблема перестройки всей системы образования была выдвинута в качестве первоочередной. Большевики рассматривали школу как важное средство пропаганды коммунистической идеоло­гии.

Первые мероприятия советской власти по изменению системы образования вызвали сопротивление многих учителей. Так, с 13 декабря 1917 г. по 11 марта 1918 г. проходила забастовка учителей.

Забастовка учителей была объявлена Совнаркомом неза­конной, деятельность ВУСа запрещена. Одновременно советским государством были из­даны документы, в которых законодательно утверждались новые цели, задачи и программа школьного образования.

Гуманное отношение к ребенку, необходимость создания условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшими задачами новой правительственной политики в области просвещения. Воспитательные идеалы и ценности утвер­ждались во всех документах Народного Комиссариата про­свещения (Наркомпроса), созданного в 1918 г.(«Обращение народного комиссара по просвещению» (1917 г.), «Основные принципы Единой трудовой школы», «Декларация о Единой трудовой школе» (1918 г.), «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.)).

Совместное обучение детей обоего пола должно было быть реализовано в практике советской школы. Авторы первых доку­ментов о школе полагали, что совместное обучение позво­лит лучше учитывать специфику умственных и физических способностей детей, индивидуализировать подход к ним.

В документах Наркомпроса говорилось, что воспитать че­ловека-гуманиста сможет только учитель, принявший социалистическую идею. Поэтому большое внимание начали уделять подготовке новых учителей.

Руководители Наркомпроса – A.В. Луначарский, Н.К. Крупс­кая, М.Н. Покровский – говорили о том, что воспитание человека в духе гуманизма связано с фор­мированием именно коммунистической убежденности.

На сме­ну народным школам, гимназиям, реальным училищам, лицеям должна была прийти Единая трудовая школа, кото­рая, по замыслам советской власти, призвана была стать мощным фактором формирования свободной, демократичес­ки ориентированной личности нового человека.

В документах о школе того времени много внимания уде­лялось развитию в ней самоуправления как средства демократизации всего учебно-воспитательного процесса.

Главным направлением Единой трудовой шко­лы было развитие здорового ребенка, для чего в школы вводили спортивные занятия.

На основе идей и документов Наркомпроса осенью 1918 г.. была предпринята попытка реализа­ции концепции Единой трудовой школы, делившейся на две ступени: I ступень для детей от 8 до 13 лет (пятилетний срок обучения) и II ступень для подростков и юношей 14-17 лет (четырехлетний курс обучения). Школьному обучению дол­жен был предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет.

Идеи гуманизации и демократизации образования требовали новых форм и ме­тодов учебно-воспитательной деятельности. Единая трудовая школа должна была стать центром организации детской жиз­ни, процесс обучения и воспитания планировался как круг­логодичный. Зимой дети должны были учиться в школах, посещать заводы и фабрики, а летом участвовать в произво­дительном труде в городе и деревне, применяя на практике полученные в школе знания, умения и навыки. В школах поощрялись самостоятельные занятия и выполнение творчес­ких заданий: сочинения, рефераты, конкурсы на лучшую работу, самостоятельные опыты в лабораториях, работа в читальнях, подготовка вечеров, утренников и т.д.

В сен­тябре 1919 г. Наркомпросом была утверждена следующая систе­ма школ: Единая трудовая школа I ступени (срок обучения – 5 лет), которая являлась базой как для общеобразовательной школы II ступени (срок обучения – 4 года), так и для профессиональных школ (срок обучения – 4 года). После окончания школы II ступени предполагалось обуче­ние в течение 4-5 лет в институтах, а после окончания проф­школы – трехгодичное обучение в техникумах (см. схему 15.1.– Система образования в СССР в 1922-1926 гг.).

Схема 15.1.[22]

В конце 1919 г.- начале 1920 г. состоялось совещание по вопросам образо­вания, на котором базой всех типов образования вместо девятилетней школы признали семилетнюю школу с 2 концентрами: I – 4 года, II – 3 года.

На этой базе предполагалось создание профессиональных школ –техникумов с 3-4-летним сроком обучения, а за­тем и обучение в высшей школе. При этом можно было со­здавать и профессиональные школы на базе начальной об­щеобразовательной подготовки.

В 1922 г. Наркомпрос опубликовал постановление, согласно которому основным типом общеобразовательной школы снова становилась девятилетняя школа, состоявшая из 2 ступеней: школа I ступени (срок обучения – 5 лет) и школа II ступени (срок обучения – 4 года).

Начиная с 1927 г., для школ II ступени были приняты обя­зательные учебные планы и программы. В учебном плане вы­делялось два цикла: общественные и естественнонаучные дисциплины.

Особое внимание в школах II ступени уделялось политехническому обучению и трудовому воспитанию. Помощь им должны были оказывать школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), профшко­лы, техникумы, вузы, опытные сельскохозяйственные стан­ции, заводы, фабрики, колхозы, посылая своих специалистов для обучения школьников профессиям и т.д. В 1926-1934 гг. существовало два типа школ I ступени: в городах и рабочих, поселках фаб­рично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1939 г. – колхозной) молодежи (ШКМ). Окончившие эти школы могли поступать в 8 класс, т.е. в школу II ступени или в средние профессиональные учебные заведения. В ФЗС учащимся давались некоторые навыки про­мышленного труда, а в ШКМ – сельскохозяйственного.

Вся работа по замене традиционной шко­лы новой Единой тру­довой школой организовывалась и возглавлялась Наркомпросом.

Первым Наркомом просвещения был назначен Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933 гг.). Все его публикации по вопросам про­свещения были посвящены пропаганде коммунистических идей в области воспитания. Так, в статье «Воспитание «нового» человека» (1928 г.) он писал, что ребенок должен воспитываться для социалистического общества. Эта ус­тановка определяла все направление строительства советской школы.

Главным деятелем Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939 гг.). Она опубликовала ряд ста­тей и брошюр по вопросам трудового обучения и политех­нического образования, содержания и методов обучения в школе, об учителе, об образова­нии взрослых, дошкольном воспитании, о деятельности пи­онерских организаций и т.д.

В целом, весь процесс строительства Еди­ной трудовой школы имел идейно-политическую направленность.

Содержание образования и методы учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях России в 1917-1920-х гг.

Создание советской школы потребовало коренного пересмотра подходов к содержанию и методам общего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для учащихся, в методи­ческих пособиях для учителей.

В 1921 г. Наркомпросом РСФСР были изданы «Програм­мы семилетней Единой трудовой школы». В них была сделана попытка установить связь обучения с совре­менностью, создать условия для развития инициативы как у учащихся, так и у учителей. Вместе с тем в них отсутствовал единый подход к отбору образовательного мате­риала: в предметах естественно-математического цикла не уделялось должного внимания теоретическим аспектам, а при изучении дисциплин гуманитарного цикла господствовали абстрактно-социологический схематизм, идеологизация и по­литизация содержания отдельных предметов независимо от возраста учащихся. Коренные изменения в содержание образования и его организацию были внесены в 1923 г., когда в практику шко­лы стали вводиться так называемые комплексные програм­мы, подготовленные научно-педагогической секцией Госу­дарственного ученого совета (ГУСа). Жесткая политизация и идеологизация, рассмотрение человеческой личности как средства для построения комму­нистического общества были положены в основу всего учеб­но-воспитательного процесса.

В соответствии с этими принципами содержание учебно­го материала в программах ГУСа концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество. Внимание акцентировалось на трудовой деятельности человека, которая должна была изучаться в связи с природой как объектом этой деятельно­сти и общественной жизнью как следствием трудовой деятельности. При комплексном построении учебных программ предметная система обучения практически ликвидировалась.

При распределении содержания учебного материала по годам обучения за основу брался принцип «от близкого к далекому». Так, на первом году обучения весь учебный материал группировался вокруг жизни ребенка в семье и школе и изучался близкий для детей труд, кото­рый рассматривался в связи с изменениями в природе в раз­личные времена года и т. д.

В школах II ступени предметная система сохранялась, а программы учебных предметов строились с учетом их взаи­мосвязей. Однако и здесь учебный материал стремились кон­центрировать вокруг комплексных тем.

Опыт реализации новых программ показал, что они хотя и помогали устанавливать связь между школой и жизнью, привлекать учащихся к активной общественно по­лезной деятельности, однако не обеспечивали овладения учащимися систематическими знаниями.

Все это привело к тому, что в 1927-1928 учебном году были введены программы ГУСа в новой редакции – первые обяза­тельные для всех школ РСФСР государственные программы. Они предполагали сочетание комплексного и предметного обу­чения.

Главное внимание Наркомпроса и органов об­разования уделялось реализации большевистской идеи политехнического образования. Принцип политехнизма, политехнического образования проявлялся в стремлении к максимальному соединению обучения с производитель­ным трудом, который должен был иметь общественно зна­чимый характер.

В 1927 г. труд был введен в школу как особый предмет обуче­ния. Учащиеся знакомились с основными производствами, с различными материалами и инструментами. Ставилась задача выработать у них тру­довых умений и навыков. В школе I ступени детей обучали первона­чальным умениям работать с деревом, бумагой, тка­нью, металлом, глиной, для этого должны были создаваться специально оборудованные рабочие комнаты. Учащиеся стар­ших групп школ-семилеток работали в школьных ма­стерских, обучаясь более сложным трудовым приемам.

Внимание к политехническому образо­ванию и трудовому обучению школьников нашло отражение и в про­граммах, введенных в 1930 г. Они были построены, как и предыдущие, на основе сочетания комплексности и метода проектов и предназначались для фабрично-заводских семи­леток (ФЗС), основное назначение которых усматривалось в подготовке выпускников к работе на фабриках или заводах.

Основной организационной формой обучения в школе постепенно становился урок. Была признана целесообразной дифференциро­ванная оценка знаний учащихся, что нашло отражение во введении системы отметок – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Серьезное внимание стало уделяться подго­товке стабильных учебников по всем предметам. К этому были привлечены педагоги и крупные ученые.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 14730;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.