Образование в России в начале XVIII в.
Экономические и политические преобразования в России конца XVII - начала XVIII вв. и вытекающая из этого потребность в большом количестве профессионалов выявили необходимость проведения реформы просвещения. В этот период церковь потеряла контроль над образованием, который перешел в руки государства. Начался новый «государственный» период в отечественном просвещении. Переподчинение образования способствовало раздвоению процессов воспитания и обучения и изменению их сути. Воспитание в целом сохраняло цель формирования человека-христианина. Обучение, будучи государственным, приобрело светский характер.
Возник новый образовательный идеал человека: светски образованный человек, обладающий широким взглядом на мир, сохраняющий национальные традиции, готовый на подвиг ради Отечества. Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей культуры – период XVIII в. – века Просвещения.
История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий – Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Обе они, организованные еще в XVII в., претерпели изменения в направлении «латинизации» образования. В большинстве своем просветительские реформы проводились выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий.
Одним из первых поддержал петровские реформы Иван Тихонович Посошков (1652 -1726 гг.). Свои идеи он изложил в сочинении «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). В нем раскрыты его философско-педагогические идеи, в частности мысль о том, что распространение грамотности среди населения, создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений являются основными средствами просвещения народа и подъема русской православной культуры.
В «Завещание отеческое к сыну своему» (1705 г.), И.Т. Посошков главной задачей считал «книжное научение» («брать бы их и поневолею и учить грамматике и всякого книжного разума»). Достижения светской западноевропейской науки он рекомендовал рассматривать с позиций православной традиции.
Автором проекта учреждения Академии наук и ряда предложений по развитию просвещения в России был Федор Степанович Салтыков (ум. в 1715 г.). Он считал, что дело организации сети просветительских учреждений должно быть обязанностью царя. Обучение родному языку Ф. С. Салтыков советовал проводить, используя светскую литературу.
Особое место в кругу «ученой дружины» Петра I занимал Феофан Прокопович (1681-1736 гг.). С 1715 г. Ф. Прокопович руководил Святейшим синодом, участвовал в создании Санкт-Петербургской академии наук и Московской духовной академии. Он написал важнейшие сочинения, в которых давалось обоснование идеи просвещенного абсолютизма: «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской».
В 1721 г. Ф. Прокопович составил «Духовный регламент», который утвердил главенство государства над церковью. Он пытался придать новой школе научный характер. «Регламент» оговаривал следующие типы учреждений: академия, духовная семинария, элементарная школа. Особое внимание Ф. Прокопович уделял преподавательскому составу. Перед началом работы педагогов, по его мнению, следовало испытывать: как они знают предмет, умеют ли его рассказывать ученикам и вызывать у них интерес, считал он. Всего на учение отводилось 8 лет. По окончании курса выпускники могли поступать как на духовную, так и на гражданскую службу.
В 1721 г Ф. Прокопович открыл свою школу-семинарию. Она была ориентирована на подготовку образованного человека, способного применять свои знания в различных сферах деятельности.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 589;