Воспитание и обучение в Киевской Руси (X- XIII вв.)
В Киевский период (X-XIII вв.) произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло изменения в воспитание и обучение.
Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси.
Модель воспитания на Руси основывалась на патриархальном семейном укладе с непререкаемым авторитетом отца, строгой домашней дисциплине, подчиненном положении женщины и детей. Воспитательный идеал сводился к формированию добродетельного христианина. Главной почитаемой книгой русского народа стала ветхозаветная Псалтырь.
Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, ни латинский, как в Западной Европе, а славянский. Это обстоятельство обусловило самобытность древнерусской школы.
В 988 г. князем Владимиром Святославичем (980-1015 гг.)была открыта первая школа «учения книжного». Школа была явлением новым и воспринималась с опаской, поэтому образование на первых порах насаждалось сверху. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
К середине XI в. рождалось уважительное отношение славян к книге. Именно в это время Ярослав Мудрый (ок. 1015 - 1054 гг.) создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это - реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся: они - узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей».
Во время своего правления (1015 - 1054 гг.) Ярослав Мудрый открыл школы «учения книжного» в Киеве, в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах. Вначале школы создавались государством, но вскоре они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам – распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс.
В школах «ученья книжного» особое внимание отводилось изучению грамматики, риторики и диалектики, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты». Мастер мог иметь сразу нескольких учеников, которые и составляли «училище». Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Обучение арифметике на начальном уровне состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в счете на абаке.
В XIII в. школы «ученья книжного» приходят в упадок. Одной из причин явилось обучение священниками грамоте у себя на дому детей из других семей и традиции семейного воспитания и обучения (передача профессии и связанных с ней знаний по наследству).
Большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Фактически они представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский, просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314- 1391 гг.). В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчелы мед с цветков».
Постепенно чтение церковных книг стало единственной возможностью удовлетворить стремление к знанию. Такое книжное обучение получило впоследствии название образования путем начетничества. По существу, оно являлось индивидуально-самодеятельным, так как помощь наставника была минимальной. Поскольку вся литература того времени почти исключительно носила религиозно-духовный характер, такая ученость сочеталась с фанатической религиозностью.
Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках,
притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. Жанры устного народного творчества играли исключительно важную роль в деле воспитания. В многочисленных пословицах говорилось о необходимости организации воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается»; «Ученье в детстве, как резьба по камню»; «Учить - ум точить». К.Д. Ушинский говорил о сказке так: «Это – первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Школьное обучение в народе постепенно осознавалось как важное дело.
11. 4. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV – XVII вв.)
В XIV-XVI вв. на Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования. Подготовка ребенка к жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у «мастера грамоты». Такого рода обучение было частным, платным, как говорили тогда, «за мзду». Учителями становились светские лица – мелкие служители канцелярий, приказных изб и т.д., а также представители низшего духовенства – певчие, чтецы, диаконы.
В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510 -1583 гг.). В 1574 г, во Львове и в 1580 - 1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, питавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков.
За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.
Связь между образованием и церковью укреплялась. Грамота изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги. Церковно-религиозный характер школ соответствовал жизненному укладу того времени. Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста. Главное внимание уделялось усвоению детьми не научных знаний, а житейских правил (учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства). Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси.
Обучение ребенка начиналось с 7 лет. Однако повседневная жизнь не требовала больших знаний. Повышенный уровень образования был нужен только государственным служащим и церковнослужителям.
Самым образованным сословием было духовенство. Среди всех монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др.
В XVIв., в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские и городские волнения, разруха приостановили культурно-образовательное развитие страны. Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. Нужда государства в большем количестве людей, обладающих различными специальными знаниями, могла быть удовлетворена через овладение западной культурой и наукой.
В XVIIв. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.
Между тем, у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, обучать их иностранным языкам. Особое внимание уделялось изучению латинского языка – языка международной дипломатии и науки. В это время появились учителя - иностранцы. Московское государство открывается для проникновения элементов западной культуры.
В XVII в. возникла необходимость в создании школ, дающих хорошее образование. В 1615 г. в Киеве Петр Могила основал школу, которую впоследствии преобразовал в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Много внимания здесь уделялось изучению философии, богословия, юридических наук. Выпускники Киево-Могилянской академии (Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий) приняли участие в создании в Русском государстве новых учебных заведений.
В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. В этом учебном заведении особенным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки.
Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII в. она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение – духовную семинарию. Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения (Л. Магницкий M.В. Ломоносов и др.).
Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ. Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось ее внимание к светскому образованию.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 6847;