ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

1. Сократ о классификации форм государства, принципе законности.

2. Учение Платона об идеальном устройстве государства.

3. Политическое и правовое учение Аристотеля

4. Политическое и правовое учение Цицерона.

5. Учение римских юристов о праве.

Политико-правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения, начиная с V в. до н.э. Греция в тот период представляет собой политически раздробленное образование в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств. Города-полисы имели собственные формы правления. В них происходила ожесточенная борьба за власть. Эта борьба различных слоев нашла свое отражение в борьбе различных течений политической и правовой мысли.

1. Знаменитый древнегреческий мыслитель Сократ (469 – 399 до н.э.). Его идеалом являлась аристократия мудрых. Особо резко критиковал тиранию. В плане практической политики Сократ обосновал принцип компетентности правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

В основе характеристики различных форм государства лежал выдвинутый Сократом принцип законности. В вопросе о форме правления в государстве Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. Первая из форм правления в каждой паре – правильная, а вторая – неправильная. Эта классификация впоследствии (в переработке Аристотеля) стала классической.

Сократ первым выдвинул принцип законности. Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства. Свобода, по Сократу, - это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, так как обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные. Сократ учил, что законопослушание есть гражданский долг первостепенной важности, условие существования законности и правопорядка.

2. Платон (427-347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей, автор проектов идеальных государств. Основные труды: «Государство», «Законы» и др.

Платон считал современные ему формы государственного устройства несовершенными. Идеальное государство он рассматривал в диалоге «Государство». Основным принципом идеального государства он считает справедливость, которая означает: каждому гражданину – особое занятие и особое назначение. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – должны быть три начала в государстве – совещательное (философы), защитное (воины) и деловое (земледельцы и ремесленники).

Каждое начало должно заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Справедливость требует иерархии этих начал во имя целого: способности рассуждать подобает господствовать; яростному началу – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба эти начала управляют началом вожделеющим.

Чтобы стражи постоянно выполняли свои задачи, их быт и вся жизнь организуются на началах общности, равенства и коллективизма. Никто дне должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Члены третьего сословия отстранены от управления государством, однако, они являются свободными, а не рабами.

Правление философов и действие справедливых законов для Платона – два взаимосвязанных аспекта идеального проекта государства. Идеальное государство – правление лучших и благородных – аристократическое государство. Идеальному типу государства Платон противопоставляет отрицательные типы, выступающие в четырех возможных формах: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Каждая из этих форм – последовательное ухудшение формы идеальной.

В своей работе «Законы» Платон разрабатывает второй проект идеального государства. Основное отличие второго государства от первого, представленного в диалоге «Государство», состоит в следующем: 5040 граждан государства по жребию получают земельный участок и дом, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства. В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом и серебром. В число граждан не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом и торговлей. Политическими правами обладают только граждане. Во главе государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Значительная власть – у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Платон упоминает о наличии народного собрания, к его посещению обязываются граждане первого и второго классов. Предлагается создать еще один надгосударственный орган – особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и старых философов, которым вручается судьба государства. В проекте второго по достоинству государства Платон делает ставку на детальные и суровые законы, регламентирующие публичную и частную жизнь всех людей.

3. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, ученик Платона. Основные труды: «Политика», «Афинская полития», «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, государстве и праве. Политика как наука у него тесно связана с этикой.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Сферой уравнивающей справедливости является область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания. Распределяющая справедливость означает деление благ по достоинству, пропорционально вкладу каждого.

Государство представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть совокупность граждан.

Аристотель вводит свою типологию форм государственного устройства. Он различает правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое личное благо. Три правильные формы – это царская власть (монархия), аристократия и полития; три неправильные – тирания, олигархия и демократия.

Из всех правильных форм правления Аристотель наилучшей считает политию, поскольку она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от крайностей. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право – это политическая справедливость, которая служит нормой политических отношений.

Право – это мерило справедливости, оно служит нормой политических отношений между людьми. Общество не может существовать без законов и права. Аристотель различает естественное и условное право. Под естественным правом он понимает неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя. Естественное право везде имеет одинаковое значение. Условное (позитивное) право представляет собой человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями).

Политико-правовая мысль Древнего Рима во многом заимствовала древнегреческие учения, но также способствовала их дальнейшему развитию в новых исторических условиях.

4. Древнегреческая идея взаимосвязи политики и права получила новое выражение в определении Цицероном государства как публично-правовой общности. Римскими юристами была создана самостоятельная наука – юриспруденция, разработаны отдельные юридические дисциплины: гражданское право, государственное, административное, уголовное, международное. В этих идеях отразилась новая политическая ситуация в мире – превращение Рима в мировую империю.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – римский государственный деятель, правовед – определял государство не только как выражение общего интереса, но и как институт, учитывающий интересы каждого отдельного индивидуума. Причину происхождения государства он видит во врожденной потребности людей жить вместе и необходимости охраны собственности. Эти вопросы рассматриваются Цицероном в работах: «Об обязанностях», «О государстве», «О законах».

Цицерон предложил юридическое понимание государства. Государство, по его мнению, «есть достояние народа». При этом Цицерон подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов». Поэтому Цицерон определяет государство как «общий правопорядок». Причину возникновения государства он усматривал, вследствие необходимости защиты частной собственности. Поэтому у Цицерона неприкосновенность частной и государственной собственности характеризуется как осквернение и нарушение справедливости.

Аналогично Платону, Аристотелю в качестве критерия классификации форм правления государств, Цицерон использовал количество правящих. Он различал три простые формы правления: царскую власть (верховная власть принадлежит одному лицу), власть оптиматов (власть принадлежит нескольким выборным лицам) и народную власть (власть принадлежит всему народу). Все эти формы правления Цицерон признавал несовершенными из-за имеющихся недостатков (при царской власти народ отстраняется «от общего законодательства и принятия законов»; при власти оптиматов народ отстранен от власти и не имеет свободы; при демократии несправедливо само равенство). Идеальная форма правления, по Цицерону, смешанная, которая «образована путем равномерного смешения трех его видов». Примером являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат представлял власть оптиматов, а народные собрания власть народа.

Цицерон утверждал, что по своей природе государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Справедливость понимается как вечное, неизменное и необъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы. Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

Цицерон различал естественное право (высший, истинный закон). Естественный закон всегда справедлив, содержит разумные положения, является врожденным, вечным и постоянным, существует в неписанной форме, возникает раньше, чем какой-либо писаный закон, отменить его невозможно и он распространяется на всех людей. Кроме естественного права Цицерон различал и позитивное право, которое, по его мнению, было несправедливым.

Благодаря Цицерону естественное право, которое до него являлось исключительно предметом философских размышлений, приобрело практическое значение в римском праве.

5. Из большого числа юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II-III вв.), Павел (II-III вв.), Ульпиан (II-III вв.), Модестин (II-III вв.).

Римские юристы занимались практической деятельностью по разрешению конкретных правовых споров по следующим направлениям: отвечали на юридические вопросы частных лиц; сообщали нужные формулы и оказывали помощь при заключении сделок; сообщали формулы для ведения дела в суде. Римские юристы занимались также толкование права, источниками которого были: обычное право, Законы XII таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, конституции императоров. Римские юристы при разборке конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в соответствии с требованиями справедливости, а также могли изменить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве.

Римские юристы определяли право посредством понятия справедливости. Цельс: «право есть искусство добра и справедливости», Павел: «право означает то, что всегда является справедливым, каково естественное право». Из такого общего понимания правовой справедливости Ульпиан выводил следующие, более детальные «предписания права»: «Жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит».

Право, в понимании римских юристов, охватывало как право естественное, так и все то, что в последующей истории правовых учений (но не в самой римской юриспруденции) начали называть позитивным правом (обычное право, закон и т.д.). Ульпиан различал: право публичное (относится к положению Римского государства), право частное (относится к пользе отдельных лиц). В области публичного права римские юристы разрабатывали правовые положения жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятия власти, гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. Частное право Ульпиан разделял на три вида: естественное право (общее для всех живых существ, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, а также птицам), право народов (это право общее только для людей , Ане для животных, согласно ему ведутся войны, море признается общим для всех, обеспечивается неприкосновенность послов, люди делятся на свободных и рабов) и цивильное право (это естественное право и право народов, которые были адаптированы к потребностям рисских граждан. В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д.).

 

 








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 988;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.