ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
1. История учений о праве и государстве – это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.
Таким образом, предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.
Политико-правовая доктрина включает три компонента:
1) теоретическая основа учения: философская, религиозная, рационалистическая или иная;
2) политико-правовые понятия и категории;
3) программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи. Так, политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение же Средних веков было в основном теологическим. Преобладающим методом мышления Нового времени стал рационализм.
Понятия и категории являются своеобразным результатом теоретического решения общих вопросов, связанных с проблемами государства и права. К таким вопросам относят: вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.
Программные положения – оценка государства и права, цель и задачи политической деятельности. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.
2. История политических и правовых учений является самостоятельной юридической дисциплиной и имеет свою специфическую область познания. С учетом особенностей целей и задач научного познания история политических и правовых учений использует богатый арсенал философский и специально-научных методов, которые и образуют в своей совокупности ее методологию.
История политических и правовых учений использует следующие методы:
- Исторический способ познания. Для истории политических и правовых учений определяющее значение имеет принцип историзма, так как область научного познания данной дисциплины отражает политико-правовые учения в их историческом преломлении. Исторический подход выступает при этом в качестве оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности.
- Диалектический способ познания. Данный метод отражает философские, общеметодологические стороны учения. Он показывает, как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, помогает раскрыть противоречия в политико-правовых суждениях того или иного мыслителя.
- Системный способ познания. Рассматривает политико-правовые учения в их системной взаимосвязи, в соответствии с историческими эпохами, а также направлен на раскрытие целостности того или иного учения.
- Хронологический способ познания. Данный метод ориентирован на характеристику соответствующих мыслителей-классиков, которые предложили и обосновали новые концепции государства и права, а также ориентирован на характеристику наиболее значительных и влиятельных школ, течений и направлений политико-правовой мысли.
- Проблемно-категориальный метод. С помощью данного метода выявляется содержание политико-правовых учений. Проблемно-категориальный способ выясняет, какие основные положения присущи политико-правовым учения, в чем состоит их преемственность, а в чем новизна, какой вклад внесло то или иное политико-правовое учение в исторически развивающийся процесс политико-правового познания.
3. Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Необходимо отметить, что существует несколько вариантов периодизации истории политических и правовых учений.
Периодизация истории политических и правовых учений в соответствии со схемой общественно-экономических формаций не совсем удачна, поскольку наиболее насыщенными периодами истории этих учений чаще оказываются либо периоды перехода от одной формации к другой, либо периоды острых социально-политических противоречий внутри формации. Кроме того, смена одной формации другой не всегда сопровождалась переменой общего мировоззрения эпохи.
Для периодизации истории политических и правовых учений более приемлемо классическое деление общей истории на Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время.
Закономерностью развития политико-правовой идеологии является то, что любое учение о государстве, праве, политике разрабатывается с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактом теоретическом построении.
Корректнее будет говорить о типологии истории политических и правовых учений, которая включает три больших эпохи, соответствующих главным периодам государственно-организованного общества:
1) политико-правовая идеология сословно-кастового общества;
2) политические и правовые доктрины периода перехода к гражданскому обществу;
3) политико-правовая идеология гражданского общества.
К первому относится период от возникновения права и государства примерно до XV-XVI вв. По формационной схеме данный период включает азиатский способ производства, рабовладельческое и феодальное общества; по схеме общей истории – это Древний мир и средние века.
Особенность этого периода состоит в том, что социальная структура общества определялась правом, не равным для разных сословий, а государство (чаще монархическое, чем республиканское) зависело от высшего, наиболее привилегированного сословия и стояло на страже общественно-правового неравенства.
Политико-правовая идеология этого периода строго различала людей свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных, «своих» (граждан данного государства, членов касты или сословия, лиц того же племени или расы, приверженцев определенной религии и церкви т.п.) и «чужих». Даже в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши гражданского общества, при определении государства как «дела народного» под народом понималась лишь малая часть общества (свободные, имеющие гражданство).
Второй период охватывает XVI-XVIII вв. Он вообще не вмещается в формационную схему, а по общеисторической периодизации к нему относятся позднее Средневековье и начало Нового времени.
Эта эпоха больших перемен, поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вообще духовного развития Европы: Возрождение, Реформация, Просвещение.
Общая идея и исторический смысл данного периода состояли в признании и утверждении всеобщего равенства людей перед законом, была сформулирована теоретическая модель бессословного, гражданского общества равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, предприимчивость и творческую инициативу, обоснован идеал общества, освобожденного от сословных границ, лишних запретов.
Результатом политических революций в ряде стран Европы XVII-XVIII вв. стало становление и развитие гражданского (бессословного, промышленного, капиталистического) общества (XIX-XX вв.). Это – третий большой период развития политико-правовой идеологии.
В процессе развития мировой цивилизации одни страны позже других вступали в названные выше эпохи, во второй или в третий периоды развития, в некоторых странах намечался даже и обратный процесс. Общие проблемы политико-правовых доктрин по-разному отражались в идеологии различных стран, общественный строй, политико-правовые учреждения и духовный мир которых имели свои особенности.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1005;