Тема 7. Новозаветный нравственный закон
Термин «Новый Завет» впервые встречается у пророка Иеремии. Он сказал: "Настанут дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с потомками Израиля и Иуды Новый Завет – не такой завет, какой Я заключил с их отцами, когда взял их за руку и вывел их из Египта. Тот Завет они нарушили… иной завет заключу Я тогда с потомками Израиля, – говорит Господь. – Я вложу Закон Мой им в сердце, Я буду их Богом, а они будут Моим народом!" (Иер.31:31)
Взяв в руки Чашу на Тайной вечери, Господь сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Под именем Новозаветного или Евангельского нравственного закона разумеются те истины и правила, которые возвестил Господь Иисус Христос и проповедали всему миру Его святые Апостолы. На земле было и есть много религий и философских учений, но среди них нет ни одного равного Новому Завету. Высота заложенного в нем нравственного учения неопровержимо свидетельствует о его не человеческом, а божественном происхождении. Слов «любите врагов ваших» мы не найдём нигде, кроме христианства.
Рассмотрим, чем эти два Завета близки между собой, что они имеют общего? Оба они имеют один источник – оба являются сверхъестественным откровением Божиим. Также они имеют общее нравственное основание.
Когда к Спасителю подошёл богатый юноша и сказал: «Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – Он указал ему на предписания Ветхого Завета: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Говорит Ему юноша: «Какие?» Иисус же сказал: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:17-29). Таким образом, Он подтвердил необходимость Заповедей Ветхого Завета для руководства в нравственной жизни и спасения.
Теперь отметим характерные особенности Новозаветного закона.
Самая яркая особенность Нового Завета – это заповеди Блаженства. С их помощью Спаситель указал людям путь к высшему духовному совершенству. С их помощью человек может совершенствоваться бесконечно и достичь ангельского состояния.
ВспомнимЕвангельские заповеди блаженства
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:
В Новом Завете прибавлена очень важная заповедь о Крестоношении: «Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).
Заповедь о любви получила в Новом Завете новое содержание. По этой причине Сам Господь назвал древнюю по букве заповедь о любви новой заповедью: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Христианская любовь – это уже не любовь ветхозаветного человека. В чем же их различие? Во-первых она изменилась по качеству: «как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.» (Ин. 13:34), во-вторых, изменилась требуемая мера – до любви к врагам и готовности положить душу свою за други своя (Ин. 15:13).
Закон Моисеев был законом внешних дел. Он требовал исправления, главным образом, внешнего поведения человека. А Евангельский закон есть закон не столько внешних действий, сколько внутренней чистоты, чистоты намерений, сердечных расположений и душевных перемен. Новый Завет переводит закон с каменных скрижалей на скрижали человеческого сердца, с внешнего уровня на внутренний. Он называется законом духа и законом свободы. Почему? Потому что он сливается в одно целое с собственными внутренними влечениями и потребностями христианской души. Когда христианская душа преображается благодатью, полученной в Таинствах Крещения, Миропомазания, Причащения, когда она изменяется под действием Св. Духа, то Евангельский Закон становится для неё своим, родным. Поэтому Господь говорит «Иго мое благо и бремя Мое легко есть», а Иоанн Богослов в 1-м Соборном послании пишет: « заповеди Его не тяжки» (1Иоан.5:3). Но чтобы это преображение души действительно совершилось, надо приложить и свои собственные усилия. Подводя итог сказанного, отмечаем, что новозаветный нравственный закон считает главным не те или иные поступки внешнего человека, а внутренний строй его жизни.
Побуждения к исполнению нравственного закона в Новом завете совершенно иные, чем в Ветхом. Новозаветный закон призывает искать прежде всего «царства Божия и правды Его», обещает блага небесные, вечные. Свт. Иоанн Златоуст в Слове на Пасху говорит: «Здесь обещается уже не земля, текущая млеком и медом, не маститая старость, не хлеб и вино, не стада овец и волов, но небо и блага небесные, усыновление, соучастие в наследии, в славе и царствовании, и другие бесчисленные награды».
В Законе Евангельском мотивом исполнения воли Божией является наше внутреннее расположение, сердечное устремление к Богу. Но к этому присоединяется и напоминание о вечных мучениях: « Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:41).
Внешняя форма Заповедей Блаженства не категорическая, а предоставляющая человеку свободу выбора. Господь не говорит: будьте нищими духом, кроткими и т.д., а говорит: блаженны, т.е. хорошо тому, кто будет кротким, милостивым и т.д. Однако, эта условная форма не умаляет обязательности для человека указанных нравственных требований. Человеку предоставляется полная свобода выбора, но предупреждается, что будет с ним в обоих случаях.
Господь Иисус Христос не только сообщил людям Евангельский закон, но и даровал силы к исполнению этого закона.
До Крестной Жертвы человек находился под властью греха. Несмотря на всё старание, он не мог исполнить предписаний Ветхого закона. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:18,19). В таком положении давать ему ещё более возвышенный, а значит и трудный для исполнения, Закон было безнадёжно. Или одновременно надо было дать в помощь очень сильные средства для его исполнения. И Господь дал человеку такие средства: Он освободил человека от власти греха, обновил человеческое естество, придал ему новые благодатные силы. Но они даются человеку не автоматически. Освобождение от греха человек получает в Таинстве Крещения и Исповеди, а укрепление духовных сил – при Миропомазании и Причащении. А некрещеный человек и сейчас находится в положении ветхозаветного и даже худшем, если сознательно отвергает Христа. Только по Крещении он получает благодатные силы противостоять греху.
4. Заповедь о любви получила в Новом Завете новое содержание. По этой причине Сам Господь назвал «древнюю» по букве заповедь о любви «новою». Христианская любовь – это уже не любовь ветхозаветного человека. Во-первых она изменилась по качеству: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.» (Ин. 13:34), во-вторых, изменилась требуемая мера – до готовности положить душу свою за други своя (Ин. 15:13).
Подводя итог этого сравнения, становится очевидным превосходство Евангельского Завета. Апостол Павел, выражая эту мысль, говорит: « лучшего завета поручителем соделался Иисус « (Евр. 7:22, также Евр. 8:7-13) Св. Василий Великий, объясняя отношение новозаветного закона к ветхозаветному, говорит так: «полезны и светильники, но до солнца; приятны звезды, но только ночью. А если смешон тот, кто при солнечном свете возжигает пред собою светильник, то гораздо смешнее тот, кто при евангельской проповеди остается в законной сени».
Евангельский закон раскрывается нам не только в книгах Нового Завета, но и в Священном Предании, церковных установлениях. Таковы, например, правила церковные о постах, исповеди и причащении Св. Тайн, о церковной дисциплине и другие. Эти установления Церкви являются требованиями закона Евангельского в приложении к практической жизни.
Три побуждения к исполнению Нравственного закона.
В глубокой древности в дому каждого богатого человека было три категории людей, которые исполняли волю его: рабы, наемные работники и собственные дети. Все они слушались и исполняли его повеления, но мотивы у всех были разные. Рабы боялись наказания, наемники хотели получить обещанное вознаграждение. А дети любили отца своего и не хотели его огорчать, поэтому слушались. Святые отцы обратили внимание, что эти же три чина служителей можно найти и в дому Господнем.
1. Одни, как рабы, соблюдают заповеди по страху гнева Божия и адских мучений. Это обычно новоначальные. Почему-то в наше время именно новоначальным очень не нравится мысль, что надо бояться Бога, адских мучений. Им хочется общаться с Богом по любви. Но дело в том, что путь к такой любви, «которая вон изгоняет страх», неблизкий и не лёгкий. Естественное же начало премудрости – страх Господень.
2. Другие желают сподобиться земных или небесных благ. Эта категория сейчас многочисленна, особенно тех, кто ищет земных благ: молятся, ставят свечки, чтобы кто-то выздоровел, кто-то вышел замуж, нашёл работу, хорошо сдал экзамены. Для них было бы неплохо возвыситься до желания небесных благ, с таким же усердием попросить избавления от гнева, осуждения, сквернословия, просить терпения, прибавления веры. Для наемника свойствен страх лишиться той награды, которая заслужена долгим, нелегким трудом.
3. И только третьи исполняют волю Божию ради любви к Богу. Кто имеет дар благодатной любви к Богу, тот уже не боится Его, потому что чувствует, что и сам любим Богом. Если у него и есть страх, то страх огорчить, оскорбить Спасителя, лишиться благодати.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 181;