Ветхозаветный нравственный закон
По своему содержанию Ветхозаветный закон разделяется на:
а) закон нравственный, излагающий заповеди об отношении человека к Богу и ближнему;
б) закон обрядовый, излагающий постановления о скинии, священстве, праздниках, жертвах;
в) и закон гражданский, излагающий правила общественной и семейной жизни евреев.
Два последних имели только временное значение. С появлением Евангельского закона их обязательность прекратилась. На первом же Апостольском соборе гражданские и обрядовые постановления Ветхого Завета были отменены, и оставлена только нравственная его часть.
Кратко главное содержание Ветхозаветного нравственного закона изложено в 10-ти заповедях, данных народу израильскому на г. Синай и написанных на двух каменных скрижалях. Первые четыре заповеди Десятословия содержат обязанности человека по отношению к Богу; последние шесть излагают обязанности человека к ближним. Сущность же всего нравственного Ветхозаветного закона заключается в любви к Богу и ближним.
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему;
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6.Не убивай.
7.Не прелюбодействуй.
8.Не кради.
9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Ветхозаветный нравственный закон, сокращенно изложенный в Десятословии, имеет следующие отличительные особенности:
Его предписания направлены преимущественно на внешнюю сторону жизни, запрещая прежде всего преступные действия. Закон выражается главным образом в форме запрещений: почти каждая заповедь Десятословия начинается частицею «не» (не делай того-то и того-то). Эта особенность Ветхозаветного закона была вызвана необходимостью воспитания народа грубого и жестоковыйного, только что вышедшего из египетского рабства, который только постепенно, шаг за шагом, мог восходить от внешнего к внутреннему, от чувственного к духовному.
Какие награды обещает Ветхий Завет за свое исполнение, и какие наказания за нарушения? Закон ветхозаветный побуждал к своему исполнению обетованием земных благ (зачитать Втор. 28:1-13). Другим побуждением к его исполнению для ветхого человека был страх наказания; за нарушение заповедей закон Моисеев угрожал телесной смертью или земными бедствиями.
Еще одна особенность – это Десятая Заповедь. Ее отличие от всех других заключалось в том, что она воспрещала не только преступные действия, но и мысли, и желания, направленные против ближних.
К достоинствам Ветхом Завете нужно отнести то, что в нем уже присутствуют главные христианские заповеди о любви к Богу (Втор.6:5) и к ближнему (Лев.19:18).
Ветхий Заветимел подготовительный характер. Его предназначением была подготовка людей к пришествию Спасителя и Новому Завету. Он раскрывал греховность человека, егонравственную испорченность. Эту мысль мы находим в послании ап. Павла: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Римл. 7:7). Все усилия выполнить строгие предписания закона приводили ветхозаветного человека к сознанию своей немощи, к осознанию того, что «от дел закона не оправдается всякая плоть перед Богом» (Римл. 3:20) Таким образом, в людях пробуждалось желание Божественной помощи, которая ожидалась от грядущего Мессии. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3,24);
Заповеди Ветхого Завета были уникальным явлением в человеческой истории. Они дали человечеству основополагающее понятие о добре и зле. Религиозные мыслители других народов не смогли дать в нравственной области ничего сопоставимого с Десятословием. Оно носит на себе печать божественного Разума. Его некоторое несовершенство объясняется его назначением: он был предназначен для подготовки людей к пришествию Спасителя и Новому Завету.
Когда Спаситель пришёл на землю, Он не отменил нравственные Заповеди Ветхого Завета.
. «Не мните, яко приидох разорити закон или пророки. Не приидох разорити, но исполнити» (Мф. 5:17). Он углубил понимание и дополнил нравственную часть Ветхого Завета. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5).
Ко времени пришествия Христа Спасителя духовные учители израильского народа исказили правильное пониманиеВетхозаветного закона – его стали понимать внешним образом, будто бы для богоугождения достаточно скрупулёзного исполнения его внешних предписаний. А целью пришествия Мессии считали могущественное земное царство и всемирное господство еврейского народа, и, прежде всего, освобождение от Римского владычества. Это было главным конфликтом, темой постоянных столкновений Спасителя с книжниками и фарисеями. Христос, придя на землю, восстановил правильное понимание Ветхого Завета. Но при этом Он не отверг, не тронул того основания, которое уже было заложено Моисеем и другими святыми пророками.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 150;