Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд

 

Начала нравственности заложены в природу человека от рождения.

О существовании в нас естественного нравственного закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание. Наблюдая за собой, мы обнаруживаем в себе некое чувство, которое предписывает одно делать, указывая, что это хорошо, а другого избегать, потому что это зло. Закон этот знают и ощущают все народы земли. Ибо нет ни одного человека, который бы не сознавал различия между добром и злом, а также и того, что добро должно делать, а зла избегать и удаляться. Все народы считают злом убийство соплеменников, воровство, прелюбодеяние, ложь, жадность, трусость. У всех считается добром честность, трудолюбие, уважение к старшим, щедрость, справедливость, милосердие.

Допустим, человек утверждает, что ни во что божественное он не верит, стоит на самых что ни на есть материалистических, атеистических позициях. Но спросите его, что он ценит в людях больше всего, и он, скорее всего, ответит: «Порядочность, честность, скромность, доброжелательность». Спросите его, что его в людях раздражает, и он наверняка ответит: «Хамство, ложь, предательство». Спросите его, чего он желает своим детям, друзьям в дни праздников, и он скажет: «Здоровья, счастья, благополучия». Это естественно и само собой идет изнутри, какие бы политические и философские идеи человек не провозглашал внешне.

 

Доказательства существования ЕНЗ:

1. О существовании такого закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание. Наблюдая за собой, мы обнаруживаем в себе некое чувство, которое предписывает одно делать, указывая, что это хорошо, а другого избегать, потому что это зло.Это чувствуем не только мы с вами здесь в России, но это чувствуют и негры, и индейцы, и чукчи – все народы земли.

2. Всеобщность нравственных предписаний. Все народы считают злом убийство соплеменников, воровство, прелюбодеяние, ложь, жадность, трусость. У всех считается добром честность, трудолюбие, уважение к старшим, щедрость, справедливость, милосердие. Наблюдение это приводит к мысли, что у всего человечества нравственный закон имеет общий источник. Какие же существуют мнения о происхождении этого естественного нравственного закона?

Материалисты считают, что нравственный закон у людей имеет своим источником жизненный опыт, познание окружающей нас природы и развитие цивилизации. Рассмотрим подробнее эти аргументы.

1. Может ли научить человека нравственности жизненный опыт в том смысле, что нравственно поступать выгоднее? Однако окружающая действительность говорит об обратном. В бизнесе, политике и в карьере преуспевают те, кто легко переступает нравственные границы.

2. Может ли быть источником нравственного закона познание окружающей нас природы? Ни в растительном, ни в животном мире, ни тем более в неживой природе нет примера нравственных действий. Извержение вулкана может уничтожить целые города и селения. Горная лавина накрыть группу туристов вместе с вертолетом, на котором они прилетели, благовременный дождь может потушить лесной пожар и спасти деревню; но ни того, ни другого явления природы мы не называем нравственно добрым или нравственно дурным. Мы не можем назвать аморальным поведение волка, утащившего овцу из стада. Всё это показывает, что внешняя природа не может служить для человека источником нравственных принципов. Это сам человек придает тем или иным явлениям природы нравственную оценку.

3. Может ли быть источником нравственного закона развитие цивилизации? Материализм проводит мысль, что по мере её развития люди становятся все гуманнее, культурнее и т.д. Что на это возразить? На дворе 21 век. Брошенные дети, наркомания, порнография, содом-парады и однополые браки говорят сами за себя.

Еще одну гипотезу предлагает Эммануил Кант. Он считал, что нравственный закон создан человеческим разумом. Правда, не простым, бытовым, а чистым Разумом. Такой Разум, по мнению Канта и его последователей, сам дает себе закон в форме категорического императива (повеления, приказ) — «ты должен делать то или другое». Но каким образом наш разум выводит сам из себя (а не из окружающей природы) такой закон, почему он так всеобъемлющ (распространяется на все человечество) и так обязателен для исполнения – это, по мнению Канта, недостижимо для человеческого познания. Потому что, если продолжить рассуждение, получается, что этот чистый Разум как бы общий для всего человечества и может диктовать всему человечеству свою волю. Такой вывод и сам Кант сделать не осмеливался.

Поэтому в материализме вопрос происхождения нравственности до сей поры остаётся открытым.

Вопрос о происхождении естественного нравственного закона относится к той группе вопросов, которые без веры в Бога, одними силами науки и человеческого разума, решить невозможно (какие еще подобные вопросы вы знаете?) А мы, христиане, в его решении основываемся на учении Церкви, которая есть столп и утверждение истины, и на авторитете святых отцов.

Из учения Церкви мы узнаем, что естественный нравственный закон, который является универсальным началом человеческой нравственности, действительно существует и вложен в наше естество Творцом. О существовании его говорит Ап. Павел в послании к Римлянам: «…они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15)

О том, что он вложен в человеческую природу Богом, говорят многие свв. Отцы.

Святой Иустин Философ свой взгляд на естественный нравственный закон излагает в «Разговоре с Трифоном-иудеем». «Бог установил то, что всегда и везде является справедливым, и любой народ знает, что блудодеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех. И всякий человек, совершающий такие дела, не может освободиться от мысли, что совершает беззаконие, за исключением людей, одержимых нечистым духом или испорченных плохим воспитанием и привычками».

Замечательные рассуждения о естественном нравственном законе мы находим у Тертуллиана. Он пишет: «Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками…Он общий для всего человечества и высечен на скрижалях нашей природы».

Святой Григорий Богослов пишет: «Бог дал нам пророков прежде всякого закона. И даже прежде них Он дал неписаный естественный закон, следящий за исполнением того, что следует исполнять».

Святитель Иоанн Златоуст высказался так: «Бог вложил в человека врожденный закон, который управляет человеком, как капитан кораблем или как наездник лошадью».

Итак, мы видим, что о существовании естественного нравственного закона говорят многие Св. Отцы. В чем же самая основа, самая суть естественного нравственного закона, вложенного Богом в человеческую природу? Это любовь к Богу и ближнему.

 

Естественный нравственный закон вложен в человека не в виде готовых предписаний, а в виде нравственного чувства.Проявления нравственного чувства: совесть, стыд, потребность верить в Божество, и потребность любить, чувство долга, ответственности, сострадание, ощущение бессмертия души. А из них уже развиваются и кристаллизуются нравственные принципы закона. Заметим, насколько сильные чувства – потребность веры в божество и потребность любви. Если человек не пользуется ими по назначению, он вынужден искать какие-то суррогаты. Так, не любящие ближнего пытаются любить кошек, собак, голубей, комнатные растения, аквариумных рыбок, науку, любимое дело, а если и это не получается, то любовь обращается на самого себя. В Древней Греции существовал миф о Нарциссе, юноше, влюбившемся в самого себя, вернее, свое собственное отражение в воде. Он не мог оторваться от этого занятия – так и умер. Здесь заложен глубокий смысл: любовь к себе, самолюбование – это тупик и смерть. Людей, которые никого, даже и самих себя, не любят – таких нет, им становится незачем жить на свете. Подобно и с верой божество. Если человек отвергает веру в Истинного Бога, он начинает приписывать божественные свойства материи (что она бесконечна в пространстве и во времени, способна к саморазвитию), творить себе кумиров из своих возлюбленных, деток, знаменитых певцов и музыкантов, поэтов, спортсменов.

Нравственное чувство в целом и частные его проявления – это дары Божии человеку, данные ему, чтобы он мог спастись в падшем мире, князь которого диавол «ходит аки лев ища кого поглотити». Можно сказать, что это те таланты из притчи, которые человек должен умножать и потом дать отчет Хозяину.

Нравственное чувство присуще человеку от рождения. У новорожденного младенца его пока не заметно. Но довольно скоро (вместе с первыми проблесками разума, прямохождением и связной речью) нравственное чувство также просыпается и начинает свой рост. Далее посредством воспитания, путём многократного исполнения его требований, нравственное чувство раскрывается во всем богатстве своих проявлений. А под его воздействием в нашем разумеформируются нравственные правила, принципы, убеждения,что и носит название естественного нравственного закона. Таким образом, нравственное чувство обитает в сердце, а нравственный закон – в голове в виде нравственных правил, принципов, убеждений.

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей», – говорит о необходимости воспитания Священное Писание (Прит.29:17).

На формирование нравственного чувства оказывают влияние лица, воспитывающие ребенка: мать, отец и прочие. На этот процесс также оказывают влияние окружающая среда с ее правилами, народными традициями, религиозными воззрениями, конечно же телевизор, интернет. Влиянием всех этих обстоятельств и объясняется тот факт, что понятия о добре и зле, как у всех народов, так и у отдельных личностей, несколько различаются и искажаются по сравнению с тем, что изначально было вложено Богом.

Человеческое естество повреждено грехом, поэтому нравственное чувство нуждается в поддержке со стороны. Однако внешнее влияние не всегда положительно: оно может как поддерживать, так и подавлять дар Божий – нравственное чувство. Надо учитывать еще один важный момент: если нравственное чувство сильно подавляется, на определенном этапе к процессу могут подключиться падшие духи, и тогда люди теряют нравственные ориентиры. Например, жители древней Спарты признавали за лучшее умерщвлять физически неполноценных младенцев. Испанские конкистадоры были потрясены жестокими массовыми жертвоприношениями инков и ацтеков. В Индии до сей поры при языческих храмах существует ритуальный блуд. В современном обществе встречаются секты сатанистов.

Главным проявлением, нравственного чувства, как бы его ядром, является совесть. Совесть есть общечеловеческое явление, голос ее слышится во всяком человеческом сердце. Еще в древности совесть называли — голосом Божиим в душе человека. В одной из книг ветхозаветного Писания она именуется «оком Божиим, положенным на сердцах людей» (Сир. 17:7).

Прп. авва Дорофей в Душеполезных поучениях говорит: «Когда Бог сотворил человека, Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон... Последуя сему закону, т.е. совести, (ветхозаветные) патриархи и все святые, прежде писанного закона угодили Богу» (Поучение 3-е. О совести).

В нравственной жизни человека совесть выполняет три функции. Прежде всего, она выступает как строгий и неподкупный судия, оценивающий все внешние и внутренние действия человека. Также совесть действует в душе человека как законодатель. Она предъявляет человеку нравственные требования, как нужно и как не нужно поступать. Наконец, совесть еще действует в человеке как мздовоздаятель. Это бывает тогда, когда мы, поступив хорошо, испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти упреки совести могут достигать такой силы, что доводят до отчаяния (пример Иуды).

Будучи присуща всем людям, совесть, однако, весьма различно действует у разных людей. Её проявление находится в зависимости от всей совокупности умственного и, особенно, нравственного состояниячеловека. Встречаются люди, которые как будто бы вовсе потеряли совесть, заглушили ее в себе. В Священном Писании указаны различные состояния совести: она может быть с одной стороны: благою, доброй, прекрасной, чистой, а с другой стороны: лукавой, оскверненной; слабой, заблуждающейся, немощной и даже сожженной.

Стыд.Первичные понятия не имеют определений. Стыд как раз относится к таким первичным понятиям. Поэтому стыд – это одно из проявлений нравственного чувства. Более конкретного определения нет, каждому он знаком из опыта. Еще можно сказать, что это чувство очень эмоциональное и наименее опосредствованное разумом.

Уже философы античности отличали стыд как важную и сугубо человеческую добродетель. Они же говорили: «Стыду научить нельзя, с ним нужно родиться». Современная наука признает, что способность стыдиться отличает человека от животных и явно выделяет его из всего животного мира.

В Библии впервые о стыде говорится в связи с повествованием о грехопадении прародителей. В грехопадении человек увидел свою обнажившуюся тварность и впервые пережил стыд.

Познав зло, Адам и Ева познали и стыд. Чувство стыда обличило их в том, что они совершили нечто недолжное, недоброе. Они почувствовали, что сделались иными – не такими, какими они должны быть. Стыдясь быть такими, какими они стали, они прикрывают друг от друга и от себя самих свою наготу фиговыми листьями. И прячутся от зовущего их к Себе Творца за райскими деревьями.

Стыд существует в двух видах. Стыдно бывает за проявления перед людьми низшей, животной природы, её влечений и функций, что среди людей принято прятать. В обществе эти проявления регламентированы правилами приличия, нормами поведения. В этом смысле стыд предохраняет личность от погружения в стихию животного чувственного начала, даёт ей возможность поступать в соответствии с требованиями культуры.

Также бывает стыдно за низменные поступки, когда они обнаруживаются перед людьми.

Стыд – из всех проявлений нравственного чувства наиболее эмоциональное, не опосредствованное разумом чувство. Стыд обязательно бывает перед кем-то другим,за кем мы признаем человеческое достоинство, а перед самим собой или животными это чувство не действует. Оно свойственно только человеку, причем до тех пор, пока он осознаёт своё человеческое достоинство и имеет уважение к другим людям. При крайнем эгоизме и утрате уважения к другим людям, а также в пьяном виде, стыд ослабевает и даже совсем утрачивается.

 

Постыдное поведение навлекает на человека позор. Стыд – внутреннее чувство, а позор – внешнее последствие постыдного поведения. В Библии часто эти понятия смешиваются, и позор тоже называется стыдом. Например, стыдными называются проявление трусости, поражение в войне, крушение надежды, унижение (отрезание бороды).

Пороги стыда у людей сильно различаются: если одна краснеет от двусмысленного выражения, то другая снимается в порнографических журналах.

Стыд тесно связан с совестью. Невозможно, чтобы бесстыдный человек был совестливым или бессовестный стыдливым. «Нет у него ни стыда, ни совести», – говорит народная поговорка. В то же время между понятиями «стыд» и «совесть» есть различие. Совесть – внутреннее дело нашей души, а стыд относится в сфере человеческих отношений, стыдно нам бывает перед другими людьми.

Стыдно может быть за кого-то другого, с кем мы связаны тесными отношениями: за детей, за подчиненных. «Невоспитанный сын – стыд отцу своему».

Бываетложный стыд – например, стыд открывать свои грехи на исповеди; за родителей, что они такие старомодные, отсталые или необразованные.

Современная наука спорит, является ли стыд врождённым или возникает в процессе воспитания. Её аргумент: до трех лет ребёнок не знает стыда. Надо сказать, что аргумент этот спорный. До 3-х лет у человека незаметно вообще никаких человеческих качеств: ни разума, ни свободы воли, ни совести. Или все это тоже возникает в процессе воспитания?

Философ Владимир Соловьёв впервые указал на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только продукт природы, а нечто высшее.

Атеизм и антихристианство всегда вели борьбу со стыдом – и прежде, и в настоящее время (акции «долой стыд» после революции, нудистские пляжи, моды, порнография). А христианам надо защищать стыд как проявление нравственности и человеческого достоинства.

Отличие законов физических от законов нравственных

Закон физический определяет деятельность мира материального, закон нравственный определяет деятельность существ обладающих разумом и свободой воли. Ещё он содержит в себе понятия добра и зла, совершенно чуждые закону физическому.

Физический закон действует с безусловной необходимостью, здесь закон непосредственно переходит в действие.

Закон нравственный не принуждает с необходимостью, а только обязывает. Обязательство есть поведение без принуждения. Это значит, что требования нравственного закона исполняются человеком только тогда, когда на это есть согласие его свободной воли. Он всегда оставляет место соображению, рассуждению, решению.

Например, нравственный закон обязывает не красть, но не принуждает к этому. Человек может и не выполнить этого требования нравственного закона. Однако это не значит, что в случае невыполнения его требований нравственный закон отменяется и разрушается. Закон нравственный остается законом, но действует особым образом. Его неисполнение влечет за собой деградацию и саморазрушение, продолжающиеся до тех пор, пока человек снова не подчинится требованиям закона. Причина в том, что при нарушении нравственного закона разрывается связь с Богом, который является источником жизни для всего творения. Как плоть, когда ее покидает жизнь, становится трупом и начинает разлагаться, так и душа, когда нарушается её связь с Богом, начинает деградировать. Именно нравственное разложение служило причиной гибели великих империй: Римской, затем Византийской, потом Российской. В Библии яркий пример – история Израильского царства: его благополучие было неразрывно связано с исполнением закона Божия.

 

 

Тема 5. Свобода

 

Что такое свобода? Это слово знакомо каждому с детства, но если попросить дать ему объяснение, то ответить сможет далеко не каждый. Вот дует ветер, сегодня в одну сторону, завтра в другую, никто не может ему помешать. Можно ли сказать, что ветер свободен? Вот птица: летит куда пожелает, с ветки на ветку, с дерева на дерево, или поднимается высоко в небо, а то полетит и в жаркие страны. Можно ли сказать, что птица свободна?

В неживом мире свободы нет – там действие происходит по законам физики. Свобода животного – жить в соответствии со своей природой и назначением, по инстинктам. И если его лишить такой возможности (посадить в клетку, на цепь) оно будет страдать, а некоторые вовсе не могут жить в неволе. У человека свобода особенная. Особенность человеческой свободы связана с тем, что у него, в отличие от всех других земных творений, есть разум. Благодаря этому человек может сознательно выбирать варианты действия, поведения.

Ветер, птица для нас символы свободы, потому что понятие свободы мы связываем с отсутствием ограничений, возможностью делать, всё, что мы пожелаем. А поскольку желаний у человека великое множество, то одна всеобъемлющая свобода распадается на множество отдельных свобод: свобода слова, свобода передвижения, свобода совести, вероисповедования, свобода получения информации, свобода самовыражения, творчества, свобода выбора и т.д.

Человеческая свобода имеет естественные ограничения: человек не может за вечер выучить наизусть том «Православной энциклопедии», он не может летать как птица, он не может не есть целый год. В человеческом обществе свобода личности также ограничивается законодательством. Но такие ограничения, если человек с ними внутренне согласен, не сковывают его свободу, он не чувствует себя от этого ущемлённым. Это просто уменьшает объём выбора. Отсюда берёт начало мысль, высказанная Спинозой, затем повторённая Гегелем и Марксом, что свобода есть осознанная необходимость. Для молодёжи кажется особенно привлекательной свобода делать то, что запрещено, вседозволенность. Этим нередко пользуются разрушительные политические силы... То, что мы сказали до сих пор, касается общечеловеческого понимания свободы.

Но в Нравственном Богословии нас интересует только один вид свободы из всех – это свобода выбора между добром и злом. Этот вид свободы называется нравственной свободой. Итак, нравственная свобода человека есть ни от кого и ни от чего постороннего не зависящая способность выбора между добром и злом. В богословии богословии эту свободу называют ещё свободой воли.

Нравственная свобода является бесценным даром, данным человеку от любящего Бога, Который ищет от него не механического повиновения, а сыновнего послушания по любви. Без свободы выбора любовь и творческий разум становятся невозможными. Свобода воли, любовь и творческий разум – это важнейшие свойства образа Божия в человеке.

Тем не менее, существует философский взгляд, отрицающий нравственную свободу человека. Он носит название детерминизма (от латинского слова «детермино» — определяю).

Детерминизм – философское учение, согласно которому все явления, в том числе и мораль, подчиняются законам Вселенной и обусловлены необходимой причинной связью. Таким образом, человек осуществляет нравственный выбор не свободно, а под воздействием определенных космологических, биологических и психологических законов, которые господствуют над человеком и определяют его нравственное поведение. По мнению детерминистов, зная эти законы, можно точно предсказать человеческое поведение.

Свидетельство человеческого сознания о том, что человек в своих действиях и поступках свободен, детерминисты называют самообманом. Например, Спиноза говорил, что брошенному камню, если бы он мог думать, казалось, что он летит по своей воле и падает, куда ему хочется.

Человеку только кажется, что он свободен; Им управляют первичные инстинкты (питания, размножения, сохранения жизни, конкуренции), бессознательное стремление к наслаждению, требования со стороны культуры, общества. И действует человек с неотвратимой необходимостью под влиянием более сильных факторов (мотивов). Поэтому представление, что человек мог в данном случае поступить иначе, чем поступил, — чистая иллюзия: что я сделал, то только я и мог сделать, – говорит детерминизм.

Видными выразителями детерминизма являются голландский философ Спиноза (17 в.), и немецкий философ Шопенгауэр (19 в.), а из современных – бихевиористы, фрейдисты, эволюционисты.

Рассмотрим теперь аргументы в защиту свободы воли.

– Очень сильным аргументом против учения детерминизма является следующий. Если у человека нет свободы воли, то лишаются смысла все нравственные оценки, в том числе понятия греха и покаяния, ответственности,наказания. За что каяться, за что судить и наказывать, если человек несвободен в своих поступках? Всех преступников надо выпустить из тюрем, принести извинения и возместить моральный ущерб. Если детерминизм прав, то неправильно все наше общественное устройство.

– Наличие свободы воли человека доказывается также самосознанием человека, его уверенностью в своей дееспособности. Каждый человек говорит о себе: этого я хочу, а этого не хочу, и сознает при этом, что он может поступить так или иначе.

– Каждому по личному опыту знакомо чувство раскаяния. На чем основано это чувство? На том, что раскаивающийся сознает, что он мог поступить иначе, мог сделать и другой выбор.

– Если рассуждать о мотивах, то не все мотивы обусловлены природой. Есть мотивы нравственные, например, спасти утопающего, причем бескорыстно. При выборе мотива человек способен отдать предпочтение не самому сильному или выгодному, а выбрать по нравственному достоинству. Таким образом, мотивы действуют на нашу волю не с неотразимой необходимостью, а только обнаруживают направление воли.

– Окончательный наш аргумент –– это Священное Писание и святоотеческое учение, которые признают, что человек есть существо свободно-разумное, что он отвечает за свое поведение, что в его воле сделать выбор между добром и злом, Богом и диаволом, раем и адом, спасением и погибелью.

Например, без существования свободы воли Библейское повествование о первой заповеди в раю не имела бы смысла. Вспомним ещё Евангельские слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матф. 16, 24).

Из свв. отцовИоанн Златоуст говорит: «Бог насильно не влечет нас... Он дал нам власть избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно. Душа, как царица над собою и свободная в своих действиях, не всегда покоряется Богу; а Господь не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельною и святою. Ибо, где нет произволения, там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброю».

Свобода человека, однако, ограничена. Она ограничена в реализации выбора: мы можем пожелать чего угодно, но у нас нет достаточной силы, энергии, средств, чтобы это исполнить. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7,18). Но даже и свобода желания добра подвержена прессингу тварности и греховной поврежденности человеческой природы. Здесь и инстинкты, и страсти, и грехи, и законы материального мира – все это давит и влияет на бедного человека. Только Бог абсолютно свободен и ничем не связан. В сравнении с абсолютной свободойБога свобода всех тварных существ, в т.ч. человеческая, является неполной и несовершенной.

 

Теперь рассмотрим три состояния нравственной свободы человека: 1) свободу формальную, 2) свободу реальную и 3) свободу идеальную.Это деление соответствует трем состояниям человеческого бытия: до падения, после падения и в новом, духовно-преображенном, состоянии.

Формальная свобода характеризует состояние прародителей в раю до грехопадения. Душа человека еще не знала реальности нравственного зла, зло пока не давило на него и не влияло на нравственный выбор. Не было еще страстей: гнева, блуда, зависти, сребролюбия и прочих, которые неудержимо влекут человека на грех. Об этом замечательном состоянии мы знаем только теоретически, оно нам не знакомо, поскольку все мы рождаемся уже с печатью первородного греха. Формальная свобода закончилось, когда человек первый раз нарушил заповедь Божию.

 

Реальная нравственная свобода ¾ это состояние в котором находится человек после грехопадения, то есть то, чем мы обладаем сейчас. Необходимым условием реальной нравственной свободы является господство разума над чувствами и желаниями. Разум наименее поврежден грехом и поэтому служит орудием для очищения сердца от страстей. Нравственный выбор дается нелегко, человеку приходится напрягать все духовные силы в борьбе с помыслами, чувствами и наклонностями повреждённой природы. Для объяснения механизма реальной свободы вводится понятие «борьба мотивов». Наша свобода воли это не беспорядочные желания, а выбор того или другого мотива. Надо отдавать предпочтение мотиву нравственному, или более высокому с нравственной точки зрения. Под нравственным мотивом имеется в виду внутреннее побуждение к нравственному поступку (куда мне пойти сегодня вечером: на день рождения к приятелю или на праздничное богослужение?) В момент свободного выбора главное благо заключается не в выбранном объекте, а в том, что в процессе выбора происходит изменение личности. С каждым таким случаем душа или понемногу совершенствуется, или деградирует.

 

Идеальная нравственная свобода характеризуется действием Благодати. Нравственная свобода ¾ это полная свобода человека от власти греха, достигаемая духовным подвигом при содействии Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы человек желает и творит только добро. Такова свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати, а также Божиих Ангелов. Как можно этого достичь? Надо отказаться от своей воли, если она расходится с волей Божией, и принять волю Божью как свою собственную. Это трудно, однако возможно с помощью Благодати. Казалось бы, человек при этом теряет свободу, но, оказывается, свободы становится больше. Его возможности увеличиваются, так как воля Божия несравнимо шире и мудрее воли человеческой.

Идеальная свобода называется также истинной свободой. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», — говорит Иисус Христос (Ин. 8:38). Напротив, всякий, творящий грех, по Евангельскому учению есть не свободный человек, а раб: «Всякий делающий грех, есть раб греха», — говорит Христос (Ин. 8:34). Но почему же, спросим мы, подчинение человека воле Божией называется свободой, а подчинение его злу и греху — рабством? На этот вопрос можно ответить так: человек сотворен по образу и подобию Божию. Поэтому когда человек стремится к добру и Богу, то он действует в соответствии со своей истинной природой и назначением, и чувствует счастье и полноту бытия. Напротив, когда он уклоняется от Бога и предается злу, тогда он поступает противоестественно и начинает деградировать.

 

 








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 373;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.