Монохромность в фотографии и живопись
Мы начали с упоминания опыта работы живописцев в черно-белой палитре, чтобы рассмотреть фотографию в контексте изобразительного искусства в целом.
Самое существенное различие между живописью и фотографией состоит в том, что живописцы всегда имели возможность выбора между работой в цвете и в монохромной палитре и решение работать в черно-белой гамме принималось ими намеренно, а в фотографии на протяжении первого ее столетия черно-белая гамма была вынужденной. По необходимости фотографы научились работать с ней, и вскоре эти ограничения стали привычны. Например, первые эмульсии были особенно чувствительны к синему цвету, и для пейзажной фотографии это означало, что сюжет хорошо экспонировался по земле, но при экспонировании по небу кадр неизменно получался переэкспонированным. Фотографы приучились выстраивать кадр так, чтобы белое небо попадало в него без ущерба для фотографии (это можно наблюдать, к примеру, в работах Тимоти О'Салливана).
Еще одно важное отличие между монохромностью в живописи и в фотографии касается вопроса степени цветности. В традиционной фотографии бытовало четкое разграничение между цветными и черно-белыми снимками, поскольку эмульсии для них были разными (конечно, в цифровую эпоху ситуация изменилась, но влияние традиций фотографии по-прежнему остается сильным). Можно было заниматься либо цветной, либо черно-белой фотографией, и никак не чем-то средним. Ни один производитель фотопленок не выпускал «полуцветную» пленку. Однако у живописцев всегда имелся широкий выбор красителей, и шаг в сторону монохромности означал ту или иную степень приглушения оттенка по выбору художника «на месте». Художник располагает широкой гаммой оттенков от насыщенных до обесцвеченных, и, возможно, поэтому художники, пишущие в монохромной палитре, не так часто расходятся в вопросе о природе своего творчества (например, Агнес Мартин гораздо чаще говорила о геометричности своих работ, а не об их обесцвеченности).
В наше время цифровые процессы позволяют обеспечивать любую степень цветности изображения, и принцип «либо цветное, либо черно-белое» больше не действует, в результате чего в этом аспекте фотография приближается к живописи.
ЧЕРНЫЙ КАНЬОН. Тимоти О’Салливан, 1871 г. Первоначально этот снимок был сделан по указанию лейтенанта Джорджа Уилера в рамках разведывательной операции, и его полное название - «Черный каньон, вид из лагеря 8, общий план.
ЧАСТИЧНО ОБЕСЦВЕЧЕННЫЙ СНИМОК. Цифровая обработка позволяет выбрать желаемый диапазон цветности, что раньше было прерогативой живописи. Этот снимок интерьера намеренно был частично обесцвечен.
СИЛУЭТ. Этот снимок тибетского монаха в храме монастыря Ташилунпо, запечатленного в виде силуэта, - хороший пример особого творческого приема изобразительного искусства, заимствованного фотографией.
ЧАСТИЧНО КОЛОРИЗОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Еще одна возможность цифровой фотографии, которая ранее, во времена съемки на пленку, была трудно осуществима, - это обесцвечивание локальных областей изображения наряду с усилением цветовой насыщенности других.
БЛИКИ. Блики - это оптическое явление, характерное только для фотографии, но не для живописи (за исключением картин, цель которых заключается в имитации фотоснимков).
Дата добавления: 2017-06-07; просмотров: 1052;