Трудовой кодекс Российской Федерации как кодифицированный источник трудового права (общая характеристика).
Состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 424 статьи. Не делится на Общую и Особенную часть. К первой можно отнести ч. 1 и 2.
Имеет приоритет над всеми ФЗ, они не должны противоречить ТК, что обеспечивает единство правового регулирования.
Первый Кодекс законов о труде 1918 года предусматривал лишь основные институты трудового права.
Второй Кодекс законов о труде 1922 года действовал почти 50 лет и предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме института занятости и трудоустройства. Он сыграл большую роль не только в правовом регулировании труда в России, но и в разработке кодексов законов о труде других союзных республик бывшего СССР. Он также прогрессивно влиял на международно-правовое регулирование труда, на принятие норм конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ).
Ушедший в историю третий Кодекс законов о труде РФ, принятый 9 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 апреля 1972 г., значительно расширил гарантии права на труд женщин, несовершеннолетних, инвалидов, льготы обучающимся без отрыва от производства, полномочия трудовых коллективов и др. В него неоднократно вносились отдельные изменения и дополнения. Кардинально его нормы были изменены в связи с переходом России к рыночным отношениям Законом РФ от 25 сентября 1992 г.
Ныне действующий Трудовой кодекс, четвертый по счету, был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. По объему он почти в два раза больше, чем КЗоТ. В нем 424 статьи (в КЗоТе было 256 статей), и структура его иная. Он состоит из 6 частей, 14 разделов и 62 глав. Если в КЗоТе главы представляли, как правило, самостоятельные институты трудового права, то в Трудовом кодексе их представляют разделы, кроме разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,— его специальные нормы относятся к разным институтам трудового права.
Трудовой кодекс по сравнению с прежним КЗоТ имеет следующие достоинства:
1. Он в большей мере учитывает условия сферы труда в нынешний переходный к рыночным отношениям период, а также права работодателей, закрепив их впервые в ст. 22 ТК, учитывает появившееся у нас ненормальное явление, которого не было в советский, даже в военный период, — это многомесячные задержки выплаты заработной платы, установил в ст. 142 ответственность работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных причитающихся работнику сумм. Он также установил, что минимальная оплата труда должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК).
2. Трудовой кодекс восполнил пробелы КЗоТ тем, что: а) дал в ст. 1 более развернуто цели, задачи, а также определил предмет трудового права; б) впервые легально закрепил принципы трудового права; в) почти по всем институтам трудового права закрепил на уровне Кодекса основные понятия, выделив их в общих положениях по каждому разделу Кодекса; г) четко в ст. 6 разграничил компетенцию Федерации и ее субъектов по каким вопросам они издают нормативные правовые акты трудового права; д) основной упор сделал в регулировании труда на коллективные переговоры и социально-партнерские отношения, поставив регулирование этих отношений даже впереди трудового договора (что представляется нам спорным, поскольку трудовой договор опосредует главные ведущие отношения — трудовые, а остальные, в том числе социально-партнерские,— это иные непосредственно связанные с трудовыми как главным предметом трудового права, и возникают они у работника, если только он заключил трудовой договор).
три важнейших его недостатка.
1. Трудовой кодекс сократил ряд прав профсоюзного органа организации по участию в правоприменении работодателем трудового законодательства, превратив этот орган из органа согласительного характера (по КЗоТ 1971 г.) при увольнении и принятии локальных актов в совещательный, т. е. лишь с запросом работодателем мнения профсоюзного органа, которое он может и не учитывать;
2. Трудовой кодекс пошел по пути сокращения производственной демократии, не закрепляя полномочия трудовых коллективов, хотя развитые страны Запада ее ныне расширяют и многое берут из советского опыта, как на это указывают российские политологи.
3. Трудовой кодекс сократил ряд гарантий, имевших место в ранее действовавшем КЗоТе у работающих женщин-матерей (одиноких отцов),— дополнительные гарантии их права на труд, что противоречит п. 2 ст. 55 Конституции РФ и международно-правовым актам по защите материнства. Нет в нем и норм об обеспечении занятости.
Ныне резко возрастает роль индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений путем заключения трудового договора. Новый Кодекс позволяет при поступлении на работу сторонам трудового договора договариваться о любых условиях труда, лишь бы они не ухудшали положение работника по сравнению с действующим законодательством. Но трудовой договор не является источником права. Это акт индивидуального применения трудового законодательства к конкретному работнику.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 4129;