Церковная политика Екатерины II.
В истории церкви при Екатерине II произошло два знаменательных события – секуляризация владений духовенства и провозглашение веротерпимости, то есть прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих.
При вступлении на престол Екатерина дала обещание не покушаться на владения церкви. Это был тактический шаг Императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства, если не явно, то скрытно враждебно воспринявшего манифест Петра III. Как только Екатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения. Она даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь перед членами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же возвратить моей короне то, что вы похитили у нее незаметно, постепенно». Надобность в патетической речи отпала, синодалы проявили покорность и послушание. Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос против секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич.
Справедливо ли считать протест Арсения серьезной угрозой светской власти, и должна ли была Екатерина предпринять решительные меры, чтобы пресечь нависшую опасность?
Сорвать секуляризационные планы Императрицы Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила бунтарю суровую кару, то эта акция имела, скорее всего, личную подоплеку – нескрываемую враждебность. Невоздержанный на язык Арсений (которым он и поплатился) позволил себе однажды резко и нелестно отозваться об Императрице и этот отзыв оказался ей известен.
Реализация Манифеста 26 февраля 1764 г. «О секуляризации церковных владений» имела важные последствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти. Установленный полутора-рублевый оброк с бывших монастырских крестьян (получивших название «экономических»), обеспечивал поступление в казну в 1764–1768 гг. 1 млн. 366 тыс.рублей ежегодного оброка, из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей, 250 тыс. расходовались на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше 644 тыс. руб.) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма достигала 3 млн. рублей, а вместе с другими хозяйственными доходами – 4 млн., из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а 7/8-х дохода поступало государству.
Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты монашествующих и «начальных» лиц, на содержание которых отпускалась строго установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной зависимости от государства, как в экономическом, так и в административном отношении, то есть было возведено в ранг чиновников в рясах.
Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере ограничивало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец они освободились от вотчинной юрисдикции – суда монастырских властей, истязаний и пр.
В соответствии с идеями Просвещения Екатерина придерживалась по отношению к инаковерующим политики веротерпимости. Так, если при набожной Елизавете Петровне со старообрядцев продолжали взимать в двойном размере подушную подать, предпринимались попытки вернуть их в лоно истинного православия, отлучали от церкви, на что они отвечали акциями самосожжения («гарями»), а также бегством либо в глухие места, либо за пределы страны, то Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение, а веротерпимость Екатерины II простиралась дальше – в 1763 г. она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати, и налога «с бород». Вместе с тем, от двойной подушной подати освобождались с 1764 г. старообрядцы, не чуравшиеся «таинств церковных от православных священников». Терпимое отношение правительства к старообрядцам способствовало экономическому процветанию старообрядческих центров в Стародубе (ныне Брянская обл.), Керженце (ныне Нижегородская обл.) и др., где появились богатые купцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-х годов XVIII в. создали Рогожскую и Преображенскую общины – организации, владевшие крупными капиталами и постепенно подчинившие своему влиянию старообрядческие общины на окраинах России.
Веротерпимость Императрицы проявлялась и в прекращении ущемления прав мусульман. Так, тем из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ при наследовании собственности. Татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию своего существования – в эпоху позднего феодализма. Классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается, в принципе, прежняя – монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах.
Для становления абсолютизма важную рольсыграли реформы Петра I. В первую очередь необходимо выделить сословные реформы только потому, что они имели глобальный масштаб и определили статус сословий.
На новый уровень стало дворянство. Между ним и боярством были трения, но в результате реформ оба класса получили вотчины и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для этого изменил порядок наследования. Он издал Указ «О единонаследии», то есть теперь наследовать землю мог только один сын (вместе с тем ограничивалось право продажи недвижимости и т.п.), а не получившим наследство ничего не оставалось кроме как идти на государственную службу (правда, в дальнейшем уже в 30-ые годы от единонаследия отказались).
В 1722 году была выпущена «Табель о рангах», которая определяла порядок службы и фактически иерархию общества в целом. Значимость этого документа не только в этом – Табель позволяла людям из низших сословий выслужить дворянство. Например, на военной службе дослужившись даже до низшего чина офицера человек автоматически получал личное дворянство, но без земли, а дослужившись до 6-го чина – потомственное, но также без наделения землей. Таким образом, в этот период разница между дворянством и боярством исчезает полностью.
Духовенство становится частью государственного аппарата, подчиненным и подконтрольным его интересам. Петр I создает Великий Синод.
Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и другие органы местного самоуправления.
Изменилась и социальная характеристика крестьянства. Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему способствовала Реформа Петра I «О подушной подати», которая также не разграничивала их.
Произошли изменения в структуре и деятельности государственных органов управления. Россия стала Империей с 1721 года, а Петр I – Императором. Был провозглашен закон, в котором говорилось о неограниченности и не подконтрольности императорской власти. Порядок наследования престола так же был закреплен законом, который гласил, что Император мог оставить власть кому угодно по своему усмотрению и без ограничений.
При Петре I перестала собираться Боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена Консилией министров, а в последствии в 1711 году – Сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению, но царь их мог очень легко отменить.
В 1717–1719 гг. в отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная. Коллегии обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших – военная, военно-морская и иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в Сенате даже когда представители всех остальных были выведены из его состава.
При Петре I в 1708 году организуются губернии, что изменило порядок в делении России на территориально-административные единицы. Губернии были разделены на провинции (в которых верховодили воеводы), а те в свою очередь на уезды.
Рождаются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде. Кроме того, в некоторых городах был и судья, а где их не было, судебные полномочия выполняли магистраты. Петр создал и систему военных и военно-морских судов. Организуются прокуратуры, которые создавались сверху. Сначала в 1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (созданные в 1711 г. как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом. Появляются адвокатуры.
Вместе с тем, Петр I принял попытку уничтожить состязательность в процессе. Эту попытку он предпринял в 1697 г. издав указ о передаче всех дел розыскам (то есть никаких очных ставок со свидетелями и т.п. не было), но реально это не удалось. В 1715 г. появилась часть будущего военного устава называющаяся «Краткое изображение процесса», по которому все дела вел розыск. В 1723 г. был принят еще один указ «О форме суда» в котором был установлен порядок ведения дел по частным заявлениям.
Развитие права в это период характеризуется развитием государственного и административного права как отрасли. Были введены регламенты. Вместе с тем, в гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло. В уголовном праве произошла кодификация в области военного уголовного права. Изданы «Воинские артикли».
Период «просвещенного абсолютизма» и 34-летнее царствование Екатерины II, в частности, оставили яркий след в истории России. Бросается в глаза неординарность личности Императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного. Если Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая – на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав Империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине высокого уровня достигло распространение просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная работоспособность: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят». В другой раз она писала: «Я по природе люблю трудиться и чем более работаю, тем становлюсь веселее». Достаточно взглянуть на распорядок дня Императрицы, чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления государством. Екатерина энергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как «Наказ» Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие. Но Екатерина сочиняла не только указы, манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярное наследие. По ее признанию ей было совершенно недоступно стихосложение, она не понимала музыки, но охотно сочиняла пьесы, водевили.
Идеи умеренных просветителей разделяла не только Императрица. Некоторые русские вельможи устанавливали личные отношения с французскими просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.
Французская революция положила конец заигрываниям с идеями Просвещения как самой Екатерины, так и ее окружения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков и феодальных грамот напоминали русским дворянам события Крестьянской войны в России. Рушились порядки, на которых, как писал фаворит Екатерины Платон Зубов, «основано было спокойствие, уверенность и благоденствие». Приближалась новая эпоха – эпоха разложения крепостничества и нового роста капиталистических отношений.
Литература
- Артикул Воинский // Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.
- Бакаев Ю.Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994.
- Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формирование абсолютизма. М., 1987.
- Ефимов С.В. Петровские преобразования и русское общество в первой половине XVIII века // История России: народ и власть. СПБ., 1997.
5. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.
6. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российскогодворянства //
7. Хрестоматия по истории государства и права / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997.
8. Моисеев В.В. История государственного управления России. М., 2010.
[1] ТАЛИОНА ЗАКОН (от лат. tаlio, род. п. tаliоnis - возмездие, равное по силе преступлению) – принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесён им ("око за око, зуб за зуб").
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1017;