Лекция 8. Понятие права, его сущность, типы и формы
План лекции
1.Понятие права
2.Признаки права
3.Принципы права
4.Функции права
5.Сущность права
6.Социальная ценность права
7.Типология права
Понятие права
Совместная жизнь людей вызывает необходимость регулирования их взаимоотношений. Уже на самых ранних стадиях развития общества возникают определенные правила поведения (обычаи, традиции, ритуалы).
В современный период регуляторами человеческого поведения являются: мораль, религия, здравый смысл, этикет, нормы корпоративного права и др. Среди них центральное важнейшее место занимает право. Право регулирует отношения в самых различных областях человеческой деятельности, среди самых различных субъектов права, по самым различным обстоятельствам и основаниям. Через него реализуется государственная воля, устанавливаются запреты и дозволения. Основное назначение права – упорядочение общественных отношений путем издания правовых норм, создание и обеспечение правопорядка. Объектом правового регулирования является социально значимое поведение людей. Оно непосредственно обращено к сознанию и воле субъектов общественных отношений и побуждает выполнять заложенные в нормах права предписания.
Право – есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Право – уникальное, сложное и общественно необходимое явление. На протяжении всего времени его существования оно вызывает к себе необычайно широкий интерес, поскольку так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Высок к праву и научный интерес, который не только не исчезает, но и возрастает, право является предметом изучения многих общественных наук. Человек открывает в праве все новые качества.
Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, со времен появления государства и права. И поскольку с течением времени характер общественных отношений претерпевает серьезные изменения, то соответственно меняются и представления людей о праве. Известны сотни правовых теорий, которые по-разному раскрывают природу и сущность права. Среди них нет ни одной общепризнанной, которая разделялась бы всеми. Общей основой представления о праве в современный период является то, что с помощью права достигается возможность установить в обществе порядок. Все разнообразие взглядов на содержание права в наиболее общем виде может быть сведено к двум исходным принципиальным позициям:
1) право объясняется как средство силы, средство преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка в основном с помощью насилия и принуждения, т.е. право – это орудие в руках одной части общества для проведения в жизнь своей воли и подчинения этой воле других членов общества;
2) право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречий и достижения социальных компромиссов, т.е. в праве сконцентрированы общие интересы различных групп общества. Суть права проявляется в достижении общественного согласия и поддержании общественного порядка. В определенных пределах, в соответствии с законом, допускается насилие, но оно вторично.
Необходимость большей определенности в понимании права вызвана проблемами, связанными с его реализацией на практике.
Анализ юридических источников позволяет выделить следующие подходы к пониманию сути права с позиций различных субъектов:
1) обыденное представление как нечто принадлежащее индивиду (социально – правовые притязания людей), человек может свободно распоряжаться этим под защитой государства без чьего – либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.), данное представление получило наименование «право в субъективном смысле», это конкретные юридические возможности людей, которые возникают на основе права;
2) профессиональное понимание – право как совокупность правил поведения, исходящих от государства и поддерживаемых им в качестве средства решения юридических дел ; получило наименование «право в объективном смысле», это понимание права практикующих юристов;
3) доктринальное (научное) понимание права, т.е. право как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспечиваемых официальной защитой нормативов равенства и справедливости, являющихся результатом согласования воль индивидов1.
Уровень правопонимания зависит от ряда обстоятельств: кто является субъектом правопонимания, от исторических условий функционирования права, от уровня культуры общества, от философской, религиозной, нравственной и идеологической позиций познающего его субъекта.
Существуют два основных уровня изучения права:
1 Практический уровень – реальное функционирование права, право в практической жизни людей, т.е. обыденные дела, конфликты, сталкивающиеся интересы. Выражается и реализуется в законах, постановлениях правительства, судебных решениях; связано с деятельностью судей, нотариусов и т.д.
2 Философский уровень (философское право) – постижение сущности, предназначения и смысла права, заложенных в нем начал, принципов.
1Алексеев, С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995.- С. 1-8
Термин «право» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, право понимается как возможность совершать определенные действия (субъективное право, принадлежащее конкретному лицу). Во-вторых, право рассматривается как правовая система общества, законодательство государства (объективное право). В этом значении право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, направлены на урегулирование общественных
отношений и выражают общие и индивидуальные интересы населения страны. Для того чтобы уяснить отличие права от общих социальных регуляторов, необходимо дать перечень признаков права. Признаки определяют сущность, содержание, форму, социальное назначение права и гарантии его регулятивного воздействия на общественные отношения. Право
имеет закономерные связи с политикой, экономикой, моралью и особенно глубокие и прочные связи с государством. Все эти связи также выражаются и проявляются в его признаках.
Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
2.Признаки права:
– нормативность;
– общеобязательность;
– формальная определенность;
– волевой характер;
– гарантированность государственным воздействием;
– динамизм и изменчивость;
– системность;
– предоставительно-обязывающий характер права;
– право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.
Нормативность.Право представляет собой совокупность установленных или санкционированных государством правил поведения (норм), регулирующих общественные отношения и основанных на учете интересов различных слоев общества. Этот признак права роднит его с другими социальными регуляторами – моралью, обычаями, традициями и т.д. Но, в отличие от иных социальных норм, нормы права в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм устанавливаются либо общественными организациями (корпоративные нормы), либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы обычаев, традиций, морали). Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого осуществляется руководство общественными отношениями, обеспечиваются права и свободы человека и преодолевается социальный антипод права – беззаконие и произвол. Это правила поведения в наиболее типичной жизненной ситуации, созданные людьми и обращенные к ним в целях поддержания условий человеческого общежития. Это основные средства ориентации поведения личности в определенных условиях. А также средство контроля со стороны общества и государства за поведением людей. Нормативность права проявляется и в том, что оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, а общими признаками (возраст, признаки юридического лица, нахождение на государственной службе, вменяемость и т.п.). При этом нормативность права проявляется в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность права формируется как результат фиксации и обобщения повторяющихся и устойчивых социально полезных поступков людей и общественных отношений.
Общеобязательность. В отличие от других социальных норм право представляет собой единую общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества, на всех лиц, проживающих на территории государства. Право – система норм, которые подлежат выполнению всеми субъектами права, вне зависимости от их желания. Общеобязательность правовых норм распространяется и на само государство.
Формальнаяопределенность. Одним из объективных свойств права как социального регулятора является формальная определенность, то есть определенность по форме. Правовыенормы должны быть обязательно выражены вовне, содержаться в тех формах, которые являются способом их существования. Без этого нормы права нельзя признать существующими, более того, они не смогут выполнять свое предназначение - регулировать общественные отношения. Нормы права фиксируются в определенной, официально выраженной письменной форме. Основной формой существования права является нормативный правовой акт. Кроме этого, формой выражения права может быть: нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент. Такие источники придают правовым нормам необходимую формальную определенность, подтверждают их юридическую силу. Кроме того, данные формы позволяют отграничить право от других социальных норм, которым в некоторой степени также свойственна формальная определенность. Например, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях. Религиозные нормы формируются в священных книгах. Но в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями ( общественными, религиозными). И государство, в отличие от них, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения и тем самым подчеркивает его общеобязательность. В Республике Беларусь виды нормативных правовых актов, т.е. их внешняя форма определяется ст.2 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 г. « О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2000.-№ 7,2/136; 2002.-№ 7,2/830.
Таким образом, именно государство придает внешнюю форму праву, определяя для каждого конкретного случая тот или иной вид нормативного правового акта. Но при этом, нельзя преувеличивать роль государства и считать, что формирование право есть результат и продукт только государственной деятельности. Такое ложное представление господствовало длительное время в отечественной науке и практике. В настоящее время характер взаимодействия по вопросу формирования права между обществом, государством определяется формулой «содержание права создается обществом, форма права – государством».
Волевой характер. Право - это не только специально – юридический, правовой механизм воздействия на социальные процессы, но и соответствующий психологический механизм. Право действует на поведение индивидов и общественные отношения не иначе как через сознание и волю людей. С одной стороны,право выражает государственную волю, а каждый отдельный нормативный правовой акт – волю издавшего его государственного органа. Исторический опыт возникновения и функционирования государства и права свидетельствует о том, что содержание государственной воли обусловлено волей властвующих, т.е. политически господствующих групп (классов, слоев, партий). На более высоких ступенях цивилизации в правовом государстве это может быть воля большинства народа, отражающая требование социальной справедливости. А с другой стороны, осуществление правоотношений не возможно без сознательного, интеллектуального проявления воли участников.
Таким образом, действие норм права есть проявление не только интеллекта, но и воли людей. Только с учетом этого возможно говорить о будущем их поведении в рамках правоотношений и о перспективах реализации ими своих субъективных прав и обязанностей.
Реализация права обеспечивается государственным воздействием (принуждением).
Для этого существуют предусмотренные законодательством средства государственного воздействия, которые применяются только уполномоченными на то органами и в соответствии с установленной законом процессуальной формой. Если требования правовых норм не исполняется добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований правовых норм государственные органы могут применять меры юридической ответственности ( уголовной, административной, дисциплинарной). Этот признак права отличает его от всех иных форм социального регулирования: корпоративных норм, норм морали, обычаев и т. д. В случае нарушения этих норм к нарушителям применяются меры общественного воздействия. Государство также заинтересовано в том, чтобы иные социальные нормы соблюдались, но их обеспечение силой государственного аппарата не осуществляется. Монопольное владение правом применения принуждения со стороны государства имеет важное значение для обеспечения функционирования норм права.
Имеют место две формы государственного принуждения: обеспечение защиты субъективного права и принуждение правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны ( возмещение причиненного ущерба, взыскание долга); привлечение виновного к юридической ответственности и его наказание ( лишение свободы, штраф и т. д.).
Динамизм и изменчивость права.Общественные отношения подвержены постоянным изменениям, соответственно должно меняться и право, которое их регулирует. Постоянно идет процесс введения новых правовых норм, отмены или изменения действующих. Вся система права постепенно, но неизбежно меняется. Право – это постоянно обновляющаяся система, способная эффективно содействовать социальному прогрессу.
Системность.Право представляет собой систематизированную совокупность правил поведения. Это не случайный набор не связанных между собой правовых норм, а построенная на основе научных данных, строго выверенная и упорядоченная система. Система права выступает в виде правовых норм, объединенных в правовые институты, подотрасли и отрасли права. Система права строится на основании объективных и субъективных факторов. К объективным относятся реально существующие общественные отношения, которые не зависят от воли и сознания отдельных лиц. Субъективные факторы отражают политические и правовые представления и взгляды правотворческих органов, специфику планирования правотворческой работы, а также особенности используемых способов систематизации законодательства.
В научной и учебной юридической литературе имеется точка зрения, в соответствии с которой право включает в себя такие структурные правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права и обязанности, решения судебных и административных органов, т.е. так называемое «широкое» понимание права. Представляется, что указанные элементы не способны выполнять регулятивную роль, обеспечивать правопорядок и не поддаются систематизации.
Предоставительно-обязывающий характер права.Право наделяет стороны правоотношения взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями. Это означает, что реализация права осуществляется в форме правовых отношений, возникающих на основе норм права и представляющих собой общественно значимую связь конкретных лиц (субъектов права). Субъективному праву одно стороны соответствует юридическая обязанность другой, и наоборот. Осуществление взаимных субъективных прав и юридических обязанностей правоотношения происходит, как правило, добровольно (при этом фактор взаимности прав и обязанностей имеет важное значение). В ином случае, при необходимости, это гарантируется государственным воздействием вплоть до применения принудительных мер защиты и юридической ответственности.
Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.Путем установления запретов и дозволений в нормах права обеспечивается упорядоченность общественных отношений, формируется правопорядок. Право выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении и действиях общей норме. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно равная подчиненность общей норме определяют смысл правовой формы бытия и выражения свободы. Всеобщность права как единого и равного масштаба и меры свободы означает отрицание произвола и привилегий.
Как определить соотношение между правом и государством ?
Это соотношение сложное, противоречивое и даже парадоксальное. С одной стороны, прямая зависимость права от государства. В данном отношении государство выступает в качестве формирующего, обеспечивающего и гарантирующего фактора. Оно придает нормам общеобязательный характер, поддерживает их действие, в том числе и принудительным путем.
Вместе с тем, не следует понимать роль государства по отношению к праву упрощенно. Получив от государства особое юридическое качество, нормы права начинают действовать в значительной мере самостоятельно и это действие может быть обращено уже и против государства.
При этом важное значение для соотношения государства и права имеет какой политический режим (авторитарный или демократический) характерен для государства. Политический режим влияет на функционирование и развитие права. В условиях авторитарного режима право имеет довольно узкие, свернутые функции. И наоборот, при режиме демократии правовая система обеспечивает ограничение и упорядоченность государственной власти, свободу народного волеизъявления, ограждает общество от стихийных процессов, своеволия толпы, господства силы и беспредела. Режим демократии выдвигает на первый план личность человека, его статус и права. Демократия открывает парадоксальную сторону взаимоотношений государства и права. Право существует и развивается в известном противостоянии и даже противоборстве с государством. С этих позиций право выступает в качестве главного института цивилизации, способного обуздать государство. Своеобразной кульминацией взаимоотношений государства и права является функционирование правового государства. Государство подпадает под влияние права, становиться правовым явлением. Наиболее высокой степенью развития права является не просто правовое государство, а его развитие, продолжение – правовое общество или общество Права1.
Соотношение государства и права (подходы ученых):
1) государство является источником права и всегда «над правом», в своих взаимоотношениях с правом государство первично;
2)хотя государство и издает нормативные правовые акты, не является источником права, не создает его, а само вытекает из права, право – первично, государство – вторично;
_3)государство и право настолько взаимосвязаны между собой, что говорить о первичности одного их них и вторичности другого просто недопустимо, государство не может существовать без создаваемого им права, а право – без государственного обеспечения1.
3. Принципы права.
Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. Принцип права – это первооснова права, его исходное, отправное положение.
Принципы содержат в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Общеизвестно, что принципы права не являются результатом субъективных идей и суждений законодателей и ученых. Это объективное качество, присущее праву. «Принципы права – не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества. Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не «придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и
функционирование»2.
Как уже отмечено, принципы права не являются производными по своему характеру. Но это не исключает оценку их значимости и содержа __________________
1Алексеев, С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995.- С. 98-108.
3)государство и право настолько взаимосвязаны между собой, что говорить о первичности одного их них и вторичности другого просто недопустимо, государство не может существовать без создаваемого им права, а право – без государственного обеспечения1.
3. Принципы права.
Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. Принцип права – это первооснова права, его исходное, отправное положение.
Принципы содержат в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу. Общеизвестно, что принципы права не являются результатом субъективных идей и суждений законодателей и ученых. Это объективное качество, присущее праву. «Принципы права – не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества. Наука лишь выявляет, обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не «придумывает», а «открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение, содержание и
функционирование»2.
Как уже отмечено, принципы права не являются производными по своему характеру. Но это не исключает оценку их значимости и содержания. Принципы права специально закрепляются в общих юридических нормах (конституция, закон, кодекс).
В зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются, принципы права подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.
Общие принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом. Они распространяются на все правовые нормы и действуют во всех отраслях права. К ним относятся:
1 Принцип социальной свободы – предоставление свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, право пользоваться социальными услугами, распоряжаться своими доходами и т.д.
2 Принцип социальной справедливости – обеспечивает соответствие между практической ролью индивида и его социальным положением, меж ду правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
_______________________
1Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- М.: Юристъ, 1997.- С. 225-227.
2Там же. С. 149-150.
3 Принцип демократизма – означает принадлежность всей власти народу. Ст. 3 Конституции Республики Беларусь гласит, что единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы.
4 Принцип гуманизма – право реально гарантирует естественные права человека, предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, обеспечения её чести и достоинства, прав и свобод.
5 Принцип равноправия – равенство всех перед законом.
6 Единство юридических прав и обязанностей – заключается в том, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями.
7 Сочетание убеждения и принуждения в праве – означает строгую индивидуализацию юридической ответственности, учет свойств личности правонарушителя.
8 Принцип ответственности за вину – предполагает, что юридическая ответственность может возникнуть и реализоваться только при совершении правонарушения, предусмотренного в законе, и при наличии виновного противоправного поведения.
9 Принцип законности – означает строгую иерархию нормативных правовых актов по юридической силе, верховенство закона. Государство, его органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Консти-
туции и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.
10 Принцип правосудия – означает, что признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд.
11 Принцип уважения прав и свобод человека – означает незыблемость закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, их всестороннюю гарантированность и охрану.
Межотраслевые правовые принципы – руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Например, в процессуальных отраслях права действуют принципы: состязательность судебного разбирательства, коллегиальность рассмотрения дел, гласность т.д.
Отраслевые правовые принципы – существенные черты конкретной отрасли права. Например, в гражданском праве действуют принципы: равенство сторон в имущественных отношениях, свобода договора, неприкосновенность собственности и т.д.
Функции права.
Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения и поведение людей. В функциях проявляются сущность и социальная ценность права.
Функции права в соответствии с двумя группами критериев классификации подразделяются на общесоциальные (или внешние) и специально-юридические (или внутренние).
По внешнему критерию выделяют следующие функции:
– политическая – направлена на регулирование политических отношений;
– экономическая – направлена на регулирование экономических отношений;
– социальная – выражается в правовом обеспечении социальной защиты населения;
– экологическая – направлена на охрану окружающей среды;
– воспитательная – которая, с одной стороны, направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах основ существующего общественного строя, а с другой стороны, утверждает в обществе посредством правовых предписаний высокие нравственные начала.
На общесоциальном уровне функции права во многом совпадают с функциями государства.
По внутреннему (сугубо юридическому) критерию выделяют регулятивную и охранительную функции права.
Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить упорядоченность общественных отношений. Это осуществляется путем определения субъектов правоотношений и круга жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий, а также формирование прав и обязанностей сторон правоотношений.
Регулятивная функция неоднородна, выделяют две её разновидности: регулятивно - статическую и регулятивно - динамическую.
Регулятивно - статическая функция права заключается в его воздействии на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. В праве закрепляются в первую очередь те общественные отношения, которые составляют основу существования стабильного общества, институт права собственности, права и свободы человека, разделение властей и т.д.
Регулятивно - динамическая функция права направлена на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов. Данная функция обеспечивает предусмотренную в нормах права направленность развития социальных процессов, которые соответствуют интересам общества, различных его слоев и отдельных граждан.
Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану предусмотренных и обеспечиваемых правом отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений, опасных или вредных для общества. Охранительная функция направлена на пресечение и предупреждение противоправного деяния. Это воздействие выражается в следующем: информирование участников общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты государством под защиту, какие деяния запрещены, а также какие способы воздействия применяются к правонарушителям.
5.Сущность права
Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Как известно, под сущностью в философии понимается то, что составляет суть явления, процесса, совокупность устойчивых, постоянных характеристик, определяющих его свойства. Уяснение указанных признаков и характеристик какого – либо явления позволит безошибочно определить его место и отделить от всех других явлений.
Теоретически и практически важно определить, что составляет сущность такого явления как право, разобраться с его устойчивыми характеристиками, выяснить закономерности его функционирования и развития. При этом принципиально важным является уяснение следующего:
– чья воля находит выражение в праве;
– интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает.
В юридической литературе имеют место два подхода к сущности права:
1) классовый – право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, т.е. право используется как средство для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса;
2) общесоциальный – право рассматривается как выражение компромисса между классами, социальными группами и слоями общества, как инструмент примирения социальных противоречий, обеспечивающий интересы всего общества.
Право как категория исторически изменчиво в силу постоянных перемен ситуации в обществе, а также изменения объективных факторов его развития: политических, экономических, социальных. Соответственно происходят постоянные изменения и сущности права. В правовом государстве право выражает в себе общую волю, строится на взаимных уступках и компромиссах, ставит своей главной задачей достижение общественного согласия и обеспечение правопорядка. В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения в юридической литературе категория «общая воля» признается как первооснова права, его сущность.
Сущность права –это общая воля как результат согласования, сочетания частных и общественных интересов населения, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая государством и выступающая общим масштабом, мерой поведения и деятельности людей.
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия.
В научной и учебной юридической литературе имеется ряд теорий о сущности права: марксистская, психологическая, нормативистская, естественно–правовая, социологическая, юридико–либертарная (или либертарная).
Нормативистскаятеория права(Г. Кельзен, Р. Штаммлер.)
Данная теория утверждает то, что право – это исключительно те нормы, которые создаются или санкционируются государственной властью. Только государство может обеспечить равенство справедливого общественного устройства, при котором все граждане равны перед силой закона. При этом определяется, что развитие самого общества зависит от закономерностей развития права, следование основной идее права – конечная цель человеческого общества, именно право определяет направления развития общества. Одно из влиятельных направлений данной теории – юридический позитивизм. Представители данного течения делают акцент на абстрактно-формальном характере юридических норм, позволяющих обеспечить равенство возможностей во всех условиях и осуществляющих регулирование в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права.
Родоначальником нормативистской школы был австрийский ученый-юрист Ганс Кельзен (1881–1973). В своей работе «Чистая теория права»1 он под правом понимал совокупность норм, тесно согласованных между
собой и образующих строгую иерархию в виде ступенчатой пирамиды. На вершине этой пирамиды находится некая « основная (суверенная) норма»,
которая непосредственно связана с конституцией, принятая законодателем и звучит следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Каждая низшая норма вытекает и черпает свою законность
из высшей по отношению к ней нормы. Основная норма, которая является высшей базисной нормой, не выводится из чего бы то ни было, а берется в качестве некоторой первоначальной гипотезы. Все последующие нормы _________________
1 Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс/Пер.с англ..- М,: Издательский центр «Академия»,1996.-С.148-150.
выводятся поочередно одна из другой. Таким образом, далее следуют законодательные акты, потом подзаконные нормативные правовые акты, а нижнюю ступень составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами. Сила права и действенность регулирования общественных отношений полностью зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения.Эта регулятивная система, по мнению Г. Кельзена, не связана с политикой, экономикой, идеологией, нравственностью. Юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с указанными категориями.
Достоинства теории:
– верно указывается на такое важное свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по юридической силе;
– признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму;
- четкое построение правовой пирамиды обеспечивает формальную определенность права, что значительно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями.
Слабые стороны:
– представители данной теории отрицают влияние объективных потребностей общественного развития на содержание принимаемых норм права, недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, игнорируют права личности;
– преувеличивается роль государства в установлении эффективных юридических норм;
- тезис об « основной норме» Кельзена – слабое место теории.
Социологическая теория(Е. Эрлих, Л. Дюги, Р. Паунд, С.М. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич).
Социологическая теория подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе. Приверженцы данного подхода выводят юридические нормы из правовых отношений, связывают их возникновение с деятельностью судов, административным процессом, мнениями влиятельных юристов.
Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце XIX в. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах права, а в самой жизни». Таким образом, социологическая концепция права фактически отвергает вмешательство государства в сферу частных интересов, направлена против регулирующего влияния государства на хозяйственную деятельность.
Данная концепция получила свое распространение в странах общего права, судебные прецеденты наряду с законами являются источниками права, особенно в США, где господствует система общего права (прецедентное право судей). Виднейший представитель теории, американский правовед Р. Паунд обосновал три элемента социологической трактовки права:
1) определенный порядок, поддерживаемый государственными органами;
2) содержащие правовые нормы официальные источники;
3) судебный и административный процесс.
Соединенные воедино эти три элемента и есть право по мнению
Паунда. Он утверждал, что право – это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда..
Сторонники этой теории признают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права. Только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право творят судьи в процессе решения конкретных дел. Это «живое право», состоящее из норм, которые складываются и развиваются в самом обществе. Суды решают конкретные дела не только на основании закона, но более – на основании решения (прецедента) других судов, особенно вышестоящих. Таким образом по мнению сторонников социологической теории, право воплощается не в естественных правах и не законах, а в реализации права.
Содержание «живого права» в значительной степени зависит от личности судьи, его правосознания, искусства адвокатов и прокуроров, господствующих в обществе морально-этических норм, религии, общественного мнения, экономической и политической ситуации в стране.
Достоинства теории:
– общество и право рассматриваются как взаимосвязанные явления, ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании;
– в процессе правоприменительной деятельности следует изучать и использовать не только нормы права, но и все правовые отношения;
– значительно повышается роль и значение судебной власти.
Недостатки теории:
– отрицание нормативности как одного из важнейших признаков и свойства права;
– смешение интереса в праве с самим правом.
Психологическаятеория (Л. Петражицкий, Г. Тард).
Психологическая теория имея самостоятельное значение, развивалась в рамках социологического направления в юриспруденции. Основой для становления данной теории послужило становление психологии как науки. По мнению представителей данной теории, право представляет собой продукт психических переживаний людей. Общественные переживания проявляются в позитивном праве, содержащемся в нормативных актах; индивидуальные переживания проявляются в автономном (субъективном) праве. Основным источником права выступает правосознание. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие людей совершать определенные действия. Таким образом, область права безгранично расширяется, поскольку к нему отнесено и внутреннее, интуитивное право индивидов.
Психологическая теория права наиболее основательно была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким. Он различает позитивное право (официально действующее в государстве) и интуитивное право (его истоки коренятся в психике людей, оно складывается из того, что люди переживают как право). При этом позитивное право, как считает Петражицкий, мало доступно гражданам, их представления об официальном праве он называет фантазмами.
Другое дело – интуитивное право, с которым человек сталкивается на каждом шагу. При этом на первый план выдвигаются эмоции, которые побуждают человека совершать определенные действия. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное, действующее право1.
Представители этой школы говорят о стремлении человека повинно-
ваться или подчинять себе, об инстинктах властвования и подчинения, об эмоциях, порождающих сознание необходимости повиноваться.
Достоинства теории:
– обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии;
__________________
1 Петражицкий, Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1-2.
– повышается роль правосознания в механизме правового регулирования.
Слабые стороны:
– осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических
факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим
и др.), от которых тоже зависит право;
– так как интуитивное право оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном походе отсутствуют четкие
критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Марксиситская (материалистическая) теория права (Карл Маркс, Фридрих Энгельс).
Маркс и Энгельс отмечают, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в антагонистическом (враждебном) противостоянии друг к другу. Политическая власть при этом является силой, которая используется одним классом для подавления другого класса.
В соответствии с рассуждениями основоположников данной теории, люди заняты общественным производством, в процессе которого они вступают в определенные отношения между собой. Эти отношения являются независимыми от их воли производственными отношениями, которые в совокупности образуют экономический базис данного общества. Это экономической структуре соответствует определенное общественное сознание людей. Способ производства материальных благ формирует характер социальных, политических и духовных общественных процессов, т.е. надстройку общества. На определенной стадии развития производительные силы приходят в противоречие и производственными отношениями, совершаются социальные революции, которые изменяют экономический базис общества, соответственно меняется и вся надстройка.
Этапами прогрессивного развития экономических формаций являются феодальный (пришел на смену рабовладельческому), затем буржуазный способы производства. По мнению основоположников данной теории, буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Материалистическое понимание истории, таким образом, заключается в том, что производство и распределение произведенного продукта являются основой любого социального строя. Поэтому, как считают Маркс и Энгельс, причины социальных изменений и революций следует искать в способе производства и обмене.
Государство и право на всех этапах общественного развития выражают интересы соответствующего эксплуататорского класса. Но право не играет в этой схеме большой роли, оно существует как средство, благодаря которому те, кто контролирует производство, осуществляют контроль в отношении угнетенного класса. Главное в праве – это классово – волевой характер. «Ваше право есть возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (Манифест Коммунистической партии).
Недостатки материалистической теории:
- рассматривая право лишь как инструмент подавления, эта теория не способствует изучению той полезной роли, которую право могло бы играть в обществе;
- экономические факторы, несомненно, влияют на те или иные аспекты социальной организации, но они не являются единственной причиной всего процесса развития общества.
Естественно–правовая теория зародилась в глубокой древности. Её содателями были Ляо-Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон, Демокрит, Сократ, Платон. Ранние теории включают концепции, которые рассматривают естественное право как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума и как божественное право.
Но наибольшее развитие концепция получила в эпоху буржуазных революций. Её разработали на новом уровне Гроций, Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтер, Радищев и др.
В XX веке разработку теории продолжили Р. Штаммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман.
Вот почему существуют три направления в развитии теории естественного права:
- ранняя теория естественного права;
- договорная теория права;
- теория возрожденного права.
Как теория идея естественного права оформилась в XVII – XVIII вв., став идеологическим оружием молодой буржуазии, рвущейся к власти, и средством борьбы против феодально–абсолютистских порядков.
Сторонники этой теории полагали, что кроме права установленного государством, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Естественное право никто–ни общество, ни государство – человеку не дарует. Естественное право является условием существования человека и его жизнедеятельности. Естественные права– это право на жизнь, собственность, свободу, равенство и др. Естественное право как сумма вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека рассматривается как высшее право по отношению к действующему, позитивному праву.
Эта теория несла в себе мощный социальный заряд, так как позволяла с позиций гуманизма, справедливости, либерального демократизма, просто здравого смысла оценивать действующее право в том случае, если последнее становилось преградой общественного развития.
В XX веке после перехода многих бывших социалистических стран к другой системе власти, основанной не на строго централизованной, административно-командной системе власти, а на либерально-демократической организации власти, рыночной экономике, защите прав и свобод человека, многообразии форм собственности теория естественного права получила новое развитие и показала свою социальную значимость.
Позитивное значение естественно – правовой теории:
– она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав и свобод человека;
– благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;
– теория концептуально связывает право и нравственность.
Недостатки теории:
– представление о праве как справедливом или несправедливом не всегда можно использовать в практической деятельности;
– справедливость разные люди понимают по–разному;
– представления людей со временем меняются;
– моральные категории не имеют устоявшихся определений.
Юридико – либертарная или либертарная (В.С. Нерсесянц).
Вопрос о том, что такое право имеет большое значение для человеческого познания в целом, остается актуальным для дальнейших поисков и исследования. При этом определяющим для правопонимания является вопрос о том, как соотносятся между собой право и закон. Именно такой момент отожествления или различения права и закона и формирует принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые принято обозначать как юридический ( от ius–право) и легистический ( от lex– закон)1.
Для легистического подхода вопрос о том, что такое право является решенным, так как в соответствии с указанным подходом под правом понимают позитивное, т.е. исходящее от государства и гарантируемое им. Здесь вопрос лишь в том, какое дать позитивному праву определение (дефиницию).
Для юридического правопонимания право не субъективное и произвольное властное решение, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом – своим принципом. Этим принципом права является принципом формального равенства. Право в ____________________
1Нерсесянц, В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997. С. 32.
соответствии с юридическим правопониманием – это всеобщая и необходимая форма свободы людей. Данную концепцию правопонимания Нерсесянц В.С. называет юридико–либертарной (или либертарной), поскольку, согласно данной теории, право–это всеобщая и необходимая форма свободы людей.
Либертарная концепция – это новое самостоятельное– направлениев новой общей теории различения права и закона, а не разновидность естественного права. Либертарная и естественно–правовая концепция – это разные направления различения права и закона, обладающими как общими, так и специфическими характеристиками. Специфика либертарной концепции состоит в том, что в ней нет присущего естественноправовым представлениям дуализма одновременно действующих систем «правильного» (естественного) права и «неправильного» права, т.е. противоречащего естественному праву.
Принцип правового равенства предполагает формальное равенство, единый масштаб и равную меру свободы индивидов и всеобщую справедливость. Эти смысловые компоненты принципа правового равенства представляют собой определение сущности права в его различении с законом. Право – это формальное равенство, право – это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право – это всеобщая справедливость. Эти объективные свойства права и его сущность отличают право от закона, т.е. не зависят от воли законодателя, логически предшествуют закону.
К этим исходным сущностным определениям права в процессе его выражения в виде закона приобретается новое качество – властная общеобязательность того, что официально признается. Только как форма выражения сущностных определений права закон представляет собой правовое
явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства ( и всеобщность равной меры свободы, и справедливость) получают государственно–властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает за-
конную защиту1.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2762;