Гражданское общество
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права, который характеризуется стремлением мыслящих людей создать такую модель общественного устройства, где господствовали бы свобода, справедливость, равенство людей как субъектов права, безусловная защищенность прав и свобод человека независимым судом и благополучие. Формирование гражданского общества самым тесным образом связано с проблемами совершенствования государства, возвышением роли права и закона.
____________________
1 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 32-34.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга. Модель правового государства наиболее оптимальна для максимально возможной свободы функционирования гражданского общества и самореализации его институтов.
Понятие гражданского общества было известно давно. Но при этом следует отметить, что для нашей белорусской науки это понятие оказалось относительно новым и неразработанным. Конституция Республики Беларусь не содержит этого термина. Слабое распространение оно получило в общественном сознании и средствах массовой информации. Гораздо боль-
ше (хотя тоже явно недостаточно) утвердилась идея правового государства. Эта концепция, выдвинутая у нас в середине 80-х годов, все это время обсуждалась на страницах научных и общественно–политических изданий. А о гражданском обществе заговорили относительно недавно. Нет серьезных разработок по этой проблеме до настоящего времени.
За понятием «гражданское общество» стоит обширное и богатое содержание, смысл его многогранен и неоднозначен, понимается учеными по-разному. Но при этом абсолютно ясно, что не всякое общество является гражданским. Ставить знак равенства между понятием «общество» и «гражданское общество» нельзя. Первое значительно старше второго. Идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность в борьбе против сословно-феодального неравенства и произвола. Значительный вклад в разработку идей гражданского общества внесли такие мыслители, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, В. Гумбольдт, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс. В частности, в работах указанных мыслителей отмечалось, что гражданскому обществу могли соответствовать лишь прогрессивные формы государственного устройства, абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом; человек все должен создавать собственными силами и отвечать за содеянное; побудительной причиной самосовершенствования людей является столкновение их интересов; для возвышения человеческого достоинства необходима гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом; достижение всеобщего гражданского общества есть величайшая проблема для человечества; гражданское общество есть сфера действия частного интереса.
Становление и развитие гражданского общества были связаны со значительными изменениями социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Важнейшей составляющей понятия было признание всеобщего правового равенства людей, что определяло качественно новое положение личности в обществе и государстве. Суть гражданского общества составляют преобладающие горизонтальные _________________________
1 Теория государства и права. Учебник. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М., 1997.-С.29-31.
горизонтальные отношения юридически свободных людей, имеющих права и свободы, признанные и защищенные законом. Вывод о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству является значительным шагом в развитии общественных наук. Эта самостоятельность обусловила различия в структуре, строении и принципах организации государства и гражданского общества. Они состоят в следующем:
1 Государство есть руководимая единым центром вертикальная система государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины; система содержится за счет общества; постоянная и главная цель государства – охрана общества, управление им и на этой основе оправдание и легитимация своего существования. Гражданское же общество представляет собой систему разнообразных горизонтальных связей и отношений людей, основанных на равенстве, личной инициативе и самостоятельности в добыче средств к существованию.
2 Государственные органы создаются и действуют строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества основана на доброй воле его участников, хотя и регламентируется законом. Свои права граждане реализуют или не реализуют по своему усмотрению; государственные органы наделены полномочиями, которые они обязаны использовать.
3 Граждане имеют правоспособность, которая дает им самые широкие возможности совершать любые сделки в разных сферах частной жизни (кроме запрещенных законом). Государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей узкие параметры их деятельности.
4 Гражданин может быть привлечен к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Государственный служащий может быть привлечен к ответственности не только за правонарушение, но и за служебные упущения, обусловленные не только виной, но и недостаточной квалификацией.
5 Деятельность органов государства и должностных лиц регламентируется нормами публичного права, которые охраняются от нарушений преимущественно штрафами, карательными санкциями. Взаимоотношения членов гражданского общества регламентируются нормами частного права, где первостепенное значение имеют правовосстановительные санкции.
6 Структура гражданского общества существенно отличается от механизма государства. Ее составляют негосударственные социально-эко-
номические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); независимые от государства производители (частные предприятия, фирмы, фермеры); общественные организации, партии и движения; сфера негосударственного воспитания и образования; независимые средства массовой информации; церковь; семья.
7 Принципами гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, самоуправляемость, конкуренция, свободно формирующееся общественное мнение и политический плюрализм, многоукладность экономики; жизнедеятельность строится на принципе координации, а не субординации.
Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных интересов и потребностей.
Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков:
– становление и развитие гражданского общества основано на утверждении принципа формального равенства; признание различных индивидов формально равными – это признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага, конкретные объекты; формальное право – это правоспособность, абстрактная свободная возможность приобрести свое индивидуально - определенное право на данный объект; при этом формальное (правовое) равенство не следует смешивать с равенством фактическим ; при формальном равенстве и равной правоспособности различных людей их реально приобретенные права неизбежно (в силу различий между самими людьми, условиями и обстоятельствами их жизни и т. д.) будут неравными; формальное равенство – это лишь равный для различных людей путь к приобретению прав на различные вещи, предметы, блага, а не раздача этих вещей и благ поровну каждому;
– частные и иные формы собственности, рыночная экономика, политический плюрализм, высокий уровень общей и правовой культуры населения – базовая основа гражданского общества; в экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником и реально обладает теми средствами, которые ему необходимы для нормального существования; индивид свободен в выборе форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной, государственной), определения профессии и вида труда, может свободно распоряжаться результатами своего труда; в социальном плане индивид имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих интересов и потребностей; политический плюрализм свободы индивида как гражданина заключается в его возможности быть членом какого – либо общественного объединения, политической партии, профсоюза, клуба, в его независимости от государства, в праве избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, выступать с критикой существующей государственной власти, защищать свои права и свободы всеми законными способами, в том числе и с помощь обращения в суд; вместе с тем не следует понимать, что быть членом гражданского общества значит обладать только правами и пользоваться свободами, но и осуществлять закрепленные в конституции и других законах обязанности, иметь высокий уровень общей и правовой культуры;
– гражданское общество построено на принципе координации, в основе которого лежат горизонтальные связи между субъектами, самоорганизация и самоуправляемость; отношения построенные на принципе координации – это отношения между индивидами, каждый из которых не обладает никакой властью по отношению к другому (в отличие от отношений, построенных на основе субординации, вертикальных отношений, где один из субъектов обладает властными полномочиями по отношению к другому); равноправные субъекты вступают в отношения, заключают договора, совершают сделки не по чьему – либо указанию, а по собственной инициативе, исходя из своих интересов и потребностей; гражданское общество имеет свои внутренние источники самоорганизации и саморазвития, независимые от государства; более того, благодаря этому качеству гражданское общество способно оказывать влияние на властную деятельность государства и даже ограничивать её; важнейшими источниками прогрессивного развития гражданского общества являются гражданская инициатива её членов, осознанная и активная деятельность на благо общества в сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть;
– гражданское общество есть сообщество свободных граждан-соб-
ственников, готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества; индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливают между собой различные отношения, реализуют свои интересы и потребности, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной структуры;
– гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила; гражданское общество в его современном понимании – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место; но это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством; гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально – экономические
процессы; совсем другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сформировать тоталитарный режим;
– взаимодействие гражданского общества и государства направлено на формирование демократического, социального и правового государства; гражданское общество – это правовое демократическое общество, важнейшим фактором деятельности которого является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; постулатам о свободе и благополучии личности соответствуют идеи гражданского общества о разумности и справедливости власти, идеи приоритета права, правового закона, принципа разделения властей; гражданское общество является решающей социально – экономической предпосылкой формирования правового государства; правовое государство следует считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования;
– степень становления и развития гражданского общества характеризует уровень социально-экономической, политической и правовой зрелости населения.
Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.1
Идея гражданского общества уже органически вплелась в общую культуру человечества как представление о его нормальном, цивилизованном состоянии и как способе реализации общечеловеческих ценностей. Гражданское общество – это один из основных ориентиров наряду с правовым и социальным государством в организации самоуправления, существования и развития человечества.
3.Общая характеристика первобытного общества: экономика, публичная власть, семья, социальные нормы
Проблема происхождения государства и права длительное время остается в науке дискуссионной. Причинами для этого служат следующие обстоятельства:
– в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские проблемы;
– исторические и этнографические науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
Государство и право существовали не всегда, они возникли лишь на определенном этапе развития общества, их возникновению предшествовало первобытное общество.
_________________
1 Теория государства и права. Учебник. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова-М., 1997.-С.93
Наука о первобытном обществе возникла во второй половине ХIХ в. Хотя попытки изучения далекого прошлого делались ещё в эпоху античной Греции и Древнего Рима, мыслители того времени осуществляли познание окружающего мира и архаичной эпохи в рамках единой в то время универсальной науки – философии. Так, ещё греческий философ Демокрит (V в. до н.э.) утверждал, что люди выделились из царства животных: он пришел к такому выводу в процессе изучения жизни «варварских племен».
В Средние века процесс накопления этнографических знаний о жителях земли продолжается. Европейские путешественники открыли Китай, Индию, Африку, Восточную Европу, описали общественное устройство и
функционирование государств, расположенных в этих регионах.
Географические открытия ХV в. дали европейской науке данные о жизни жителей Америки, Африки, Австралии.
В ХVIII в. наука об истории первобытного общества стала развиваться в России. Одной из первых работ была книга С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» (1755). Через двадцать лет вышла в свет работа С. Е. Десницкого «Слово о происхождении и установлении супружества у первобытных», в которой зарождение семьи увязывалось с появлением и развитием собственности.
В 1836 г. датский археолог К. Ю. Томсен разделил всю первобытную «дописьменную» эпоху на три периода:
– каменный век,
– бронзовый век,
– железный век.
Чуть позже французский ученый Г. Мортилье разделил каменный век по типу орудий на несколько отдельных периодов.
В 1861 г. вышла книга швейцарского ученого И. Баховена «Материнское право». Автор доказал, что «материнское право» предшествует «отцовскому», и тем самым опроверг патриархальную теорию Аристотеля, согласно которой первые люди жили семьями, власть в которых принадлежала мужчинам. Баховен впервые обосновал стадию неупорядоченных отношений между полами, а затем и эпоху «гетеризма», через которую прошли все народы.
В 1877 г. появилась работа американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Морган предложил периодизацию первобытного общества по ступеням культуры, описал родовую организацию первобытного общества как предшествующую государству, показал место рода внутри племени.
Идеи Моргана использовал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Большая роль в разработке вопросов первобытной истории, в том числе касающихся возникновения государства, принадлежит ученым советского периода П. Ефименко, А. Першицу, А. Монгайту, С. Толстому, А. Окладникову, М. Герасимову, а также А. Лявданскому, К. Поликарповичу, Л. Поболю, Г. Штыхову, В. Бондарчуку, исследовавшим первобытное общество на территории современной Беларуси.1
Изучением первобытного общества занимаются как общественные, так и естественные науки. Но наиболее существенная роль принадлежит археологии, этнографии, языкознанию, фольклористике, геологии и некоторым другим наукам.
В настоящее время периодизация истории первобытного общества осуществляется в двух направлениях. Первое основывается на установлении этапов развития средств производства:
– палеолит (древнекаменный век);
– мезолит (среднекаменный век);
– неолит (новокаменный век);
– энеолит (медно-каменная эпоха);
– эпоха бронз;
– железный век.
Как видно из данной периодизации, основаниями для различия между эпохами являются способ изготовления орудий труда, используемый материал и способ обработки.
Второе направление периодизации в своем основании имеет этапы развития общественной организации людей:
– первобытная стадная община;
– материнская родовая община;
– патриархальная община;
– разложение родового строя.
Но не все ученые придерживаются указанной периодизации в качестве рабочей гипотезы. И это свидетельствует о сложности данной проблемы.
В настоящее время среди ученых не сложилось единого мнения о том, какая часть света является прародиной человека.
___________________
1Глыбовская, Н.А. Общая теория права: Учеб.-метод.комплекс для студ.юрид.специальностей/Н.А.Глыбовская,С.А.Трахименок.Мн.:Изд-во МИУ,2003.-С.25-26.
Однако большинство из тех, кто занимается исследованием этой области знаний, считают, что это была Африка.1
Первые люди изготавливали примитивные орудия труда и охоты. Большую роль в развитии человека сыграл огонь. Человек в эту эпоху пользовался огнем, хотя и не мог его добыть сам. Поэтому огонь, возникший естественным путем, мог потом поддерживаться людьми сотни лет. Затем человек научился сам добывать огонь. Это дало ему возможность иметь постоянную защиту от холода и диких зверей. Огонь сыграл важную роль в изготовлении орудий труда, развитии охоты и рыболовства.
Низкий уровень производительных сил обусловил примитивную ор-
ганизацию людей того времени. Первой организацией людей было первобытное стадо. Иногда его называют первобытной стадной общиной.
Древнейшие люди не знали индивидуального брака. В стаде существовали неупорядоченные, смешанные половые отношения – промискуитет, своеобразная форма брака, которая получила название эндогамной. Разумеется, кровосмешение, к которому приводила эндогамия, обусловило большую смертность и быстрый распад стад. Однако при этом интенсифицировался процесс естественного отбора. При существовании эндогамии
в стаде формировался коллектив, основанный на кровном родстве, что
способствовало образованию предпосылок для перехода к родовому
строю.
В эпоху верхнего палеолита произошли важные изменения в физическом строении человека. Неандертальский человек сменился человеком современного типа, появился так называемый Homo sapiens – человек разумный. Его формирование было обусловлено развитием орудий труда и изменением брачно-семейных отношений. Появилась экзогамия – запрещение брака между родственниками. Ограничение кровосмешения сделало биофизическую организацию человека более жизнеспособной. В настоящее время среди ученых существуют два мнения о причинах ограничения инцеста*. Ряд исследователей по-прежнему придерживается точки зрения Моргана, который объяснял эти ограничения прямым стремлением перво бытных людей избежать кровосмешения. Однако большая часть современных исследователей полагают, что первобытный человек не мог видеть связей между инцестом и его последствиями. Таким образом, естественный отбор совершался стихийно. Та часть первобытных людей,
* Инцест (лат. incestum) – половая связь между ближайшими родственниками, кровосмешение. (Прим. ред.)
___________________
1 Там же. С.28-29
что придерживались эндогамии, в большем количестве вымирала под влиянием биофизиологических факторов.
Оригинальный подход к проблеме инцеста предложил профессор А. Бутенко, который считает, что запрет инцеста был сознательным выходом из длительного исторического развития, показавшим, что кровосмешение ведет к вырождению рода. Он так же предположил, что именно те родовые институты, которые выполняли крайне важную общую функцию (поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами), были, независимо от наличия или отсутствия частной собственности и классов, древнейшими элементами новой, нарождающейся структуры.
Существует точка зрения, что с появлением экзогамии началось разделение стадной общины на две половины – женскую и мужскую. Связи между представителями разных родов устанавливались только по линии детопроизводства. Мужчины и женщины взаимобрачующихся родов жили в своих общинах и являлись не мужьями и женами, а лишь временными половыми партнерами. Это повлекло определение и укрепление родства по материнской линии. Исключительное положение женщины, которая совмещала заботы по добыванию пищи, по поддержанию домашнего очага и воспитанию детей, создавало предпосылки для формирования родовой материнской организации. Согласно вышеупомянутой периодизации, матриархат существовал в периоды мезолита, неолита и энеолита.
Переход к патриархату был связан с прогрессом в области изготовления орудий труда, открытием металлов и развитием скотоводства. Поскольку основное производство, от которого зависело выживание, перешло к мужчинам, изменилась роль женщины – она отодвинулась на второй план при участии в делах рода.
Отсутствие кровосмешения, обеспеченность продуктами питания приводили к увеличению численности населения. Из разраставшихся родов выделились коллективы близких родственников, которые давали начало новым дочерним родам. Первоначальные и дочерние роды составляли братство (фратрию). Несколько фратрий образовывали племя. Племена стали объединяться в союзы племен. Длительное существование союзов племен приводило к укреплению экономических связей и сплочению населения. Вырабатывался общий язык, складывались общие нормы культуры в широком смысле слова – культуры как способа выживания в конкретных пространственно-исторических условиях. Так формировались различные народности.
Внутри рода решение вопросов, касавшихся жизнедеятельности коллектива, строилось на основе демократии. В собраниях участвовали все взрослые члены рода. Мужчины и женщины имели равные права. Взрослыми членами рода избирались старейшина и вождь для ведения войны. И тот, и другой должны были обладать более высокими личными качествами, чем остальные претенденты. Это обеспечивало их авторитет среди членов рода.
Постепенно групповой брак стал вытесняться парным. Предположительно, причиной этому была невозможность найти в ближайшем окружении женщину, не являющуюся близкой родственницей мужчине. Некоторые ученые считают, что именно в этот период зародился обычай покупки или похищения женщин.1
Родовая община явилась могучим средством выживания человека.
В этом сказалась ее прогрессивность по сравнению с первобытным стадом
людей.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
1 Господствующей формой собственности первобытного общества была коллективная с уравнительным характером распределения и потребления продуктов.
2 Социальная родовая организация прошла путь от первобытного стада до родовой общины, завершившийся образованием территориальной (соседской) общины.
3 В первобытном обществе не просматривается специальная группа людей, которая бы обособленно от других членов общества осуществляла функции управления и власти. Власть принадлежала всему обществу, а не его части. Управление осуществляло общее собрание (совет). Объект и субъект власти полностью совпадали. Совет избирал старейшину, его власть не являлась наследственной, он мог быть заменен в любой момент. Старейшина осуществлял повседневное управление (власть авторитета). Не было специальных органов принуждения (первобытная демократия).
Экономическую основу первобытного общества составляли общность производства крайне низкого уровня и уравнительное распределение.
Поведение людей в первобытном обществе регулировалось с помощью социальных норм, которые существовали в виде традиций, обычаев, ритуалов, обрядов, системы табу и мифологической нормативной системы.
Особое место занимало табу (запрет) как средство обеспечения обычаев. Оно сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, в
поддержании дисциплины для обеспечения добычи и воспроизводства жизненных благ (защита охотничьих угодий, мест гнездований птиц и лежбищ зверей от чрезмерного уничтожения).
Важную роль играла и мифологическая нормативная система, она выполняла идеологическую, регулятивную и информационную функции. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о местах для ____________________
1 Там же. С.30-31.
стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, о классах родства, половые, пищевые и возрастные табу, имевшие важное экологическое и медицинское значение. Главное в мифах – аккумулирование практического опыта человечества и доведение его до каждого члена общества.
Признаки социальных норм первобытного общества:
– складывались на протяжении длительного времени;
– передавались из поколения в поколение;
– вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения;
– выражали интересы всех членов общества;
– закрепляли наиболее рациональные варианты поведения людей;
– не было специальных органов принуждения, обеспечивающих исполнение социальных норм;
– поддерживались не только силой общественного мнения, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 859;