Формы происхождения государства
Афинская – возникновение государства и права проходило «в чистом виде», то есть явилось следствием разложения первобытно-общинного строя и последующего социально-экономического развития общества непосредственно из классовых противоречий.
Германская – возникновение государства и права у германских племен, которые завоевали западную Римскую империю, что ускорило развитие процессов разложения первобытно-общинного строя. Родоплеменная организация германцев оказалась неспособной для господства над покоренными народами, что стимулировало возникновение государства. К тому времени рабовладельческие отношения в Римской империи находились в стадии разложения, что послужило причиной перехода германцев к феодальному строю, минуя рабовладельческий.
Римская – в Древнем Риме возникновение государства и права связано с внутренним насилием. Развитие частной собственности и появившиеся классовые противоречия были осложнены борьбой плебеев (стояли вне римской родоплеменной общины) за равноправие с членами общины. Борьба закончилась победой плебеев, что послужило толчком для окончательного разрушения родоплеменной организации.
Возникновение феодального государства непосредственно из первобытно-общинного строя на Руси. Возникновению государства способствовали:
– необходимость защиты от внешней угрозы и организации военных походов;
– невыгодность в существующих географических условиях рабского труда;
– обострение классовых антагонизмов.
Превращение родоплеменной знати в обособленную социальную группу во главе с монархом-деспотом, безраздельно распоряжающуюся общественной собственностью вследствие необходимости руководства крупными ирригационными и другими общественными работами, характерно для древневосточного государства.
Основные теории происхождения государства: марксистская (материалистическая), насилия, органическая, договорная, патриархальная, психологическая, кризисная, теологическая, ирригационная.
Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явлений не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.
В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других. Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства и права вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что они все концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.
Материалистическая (классовая) теорияпроисхождения государства (виднейшие представители Ф.Энгельс, К.Маркс, В.И.Ленин).В процессе развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. В качестве причины для такого преобразования представители данной теории называют совершенствование орудий труда, которое связано с началом плавки железной руды и появлением плуга с железным лемехом. В результате указанных обстоятельств люди приобрели новые производственные навыки, повысилась производительность труда. Важную роль в переходе к качественно новому способу производства сыграло последующее общественное разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, затем отделение ремесла. Все это приводит к тому, что человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате появляется избыточный продукт. Позже обособилась группа людей, занимающаяся обменом товаров – купцов.
Параллельно происходит процесс экзогамии – вынесение брака за пределы общины, укрепляется семья. Образование избыточного продукта создает возможность его накопления у отдельных семей, старейшин и военачальников, а позже и обособленных, лучших участков земли. Начинает использоваться трудов рабов. Появляется частная собственность. Возникает имущественное неравенство, деление людей на бедных и богатых, со временем появляются классы, между которыми складываются антагонистические, т.е. непримиримые враждебные отношения. В указанных условиях старая родоплеменная организация власти уже не справляется со своими обязанностями, появилась необходимость в новой организации власти, которая закрепила бы возникшие имущественные и классовые различия.1
Таким образом, в соответствии с представлениями основоположников материалистической теории, государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Вместе с государством появляется и право, которое также защищает прежде всего интересы господствующего класса.
В. И. Ленин в своих работах, выражая своё отношение к указанным обстоятельствам, писал: «По Марксу государство орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».2
_________________
1 Энгельс, Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., Политиздат, 1973, С.23-27.
2 Ленин, В.И. Полн. собр. Соч. Т. 33. С.7.
Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.
Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно от
мереть вместе с исчезновением классов.
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравст-
венных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, не вызывает сомнения то, что заслугой материалистической теории является доказательство выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому, в конечном счете, можно увязать даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования.
Договорная теория происхождения государства(основоположники теории: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо,А.Н. Радищев, Б. Спиноза, П. Гольбах, Д. Дидро).
Согласно данной теории государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми. Возникновению государства предшествовало естественное состояние человека. Разными авторами условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии характеризуются неоднозначно. Например, Т. Гоббс определял естественное состояние как личную свободу, ведущую к «войне всех против всех». Ж.-Ж. Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное состояние свободного положения человека, «золотой век». Дж. Локк писал, что естественное состояние человека заключается в его неограниченной свободе и независимости. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность.
Представители естественно - правовой считают государство результатом юридического акта – общественного договора, который люди заключили между собой о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они в соответствии со своей волей передают государству как органу, представляющему их общие интересы. А государство, в свою
очередь, обязуется обеспечивать права и свободы человека. Таким образом государство рассматривается как результат сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.
Д. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: « Люди быстро догадались, - писал он, - что если они будут пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех воль и всех их сил»1.
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта, он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на своих рабов. Они стали деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола.
Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы « найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в котором каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше.»
Далее, резюмируя свои взгляды, Руссо пишет: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого. Таким образом, общественный договор не нарушает естественного равенства, а заменяет физическое неравенство законным равенством»2.
Теория общественного договора подвергается критике по различным причинам. В частности, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. При этом личность признается над всем господствующей и определяющей. Не личность следует считалась обусловленной общественной средой, а, наоборот, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей.
__________________
1 Дидро, Д. Соч. Т.7. М., 1939. С.236.
2 Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. С.13.
Сторонники других концепций происхождения государства относятся к договорной теории критически, находят в ней существенные изъяны вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, мотивируя это тем, что сложно представить, чтобы десятки тысяч людей при наличии острых социальных противоречий могли договориться между собой. Другие авторы утверждают тем не менее, что некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства.
Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Союз Советских Социалистических Республик был образован также на основе договора между республиками. На этих примерах утверждается, что элементы договорной теории имеют под собой реальную историческую почву.
Органическая теория ( представитель теории - Герберт Спенсер).
Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель впервые сформулировали представление о государстве как своеобразном подобии человеческого организма. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со строением человеческого организма , способностями людей и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Он писал: «Человек – существо общественное, политическое. Он всегда стремится к совместной жизни». Образно свои взгляды он аргументировал следующим образом:» Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства»1.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Г. Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX в. По мнению
Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.
______________________
1Аристотель. Политика //Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. -М.: Мысль, 1997.- С. 106-107.
Важной стороной данной теории является утверждение о том, что госу-
дарство образуется одновременно со своими частями – людьми и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть – это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования организма1.
Такое представление о государстве может показаться, с первого взгляда, наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспринимает методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла. Это подтверждается следующим: человек есть существо общественное, но как индивид сформирован биологически, обладает волей и сознанием; исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель общества и государства. С другой стороны, общество и государство - сложные системы, состоящие из взаимодействующих элементов, как и человеческий организм.
Теория насилия (основоположники теории: Людвиг Гумплович, Карл Каутский, Евгений Дюринг).
Теория насилия объясняет происхождение государства военно-политическими причинами, завоеванием одних народов другими (внешнее насилие), а также принуждением одной части общества по отношению к другой (внутреннее насилие). Таким образом насилие, по мнению сторонников данной теории, является первопричиной развития общества.
Теории зародились на ранних этапах развития государства, еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. В XIX–XX вв. теория насилия получает более развернутое научное обоснование. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политическогодействия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления – это следствия политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны _____________
1 Спенсер. Основание социологии. Т. 1, 11. СПб., 1908.
друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государст-
ва Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решения большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государство. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.1
Австрийский государствовед Гумплович – представитель теории внешнего насилия. Он полагает, что государство возникает в результате завоевания слабых племен более сильными. В итоге завоеваний возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы, т.е. физическом преобладании одного племени над другим, которое со временем превращается в политическое господство и экономическое угнетение более могущественного класса.2
Каутский также видит причины возникновения государства во внешнем насилии. Победившее племя присваивает себе землю побежденного, а затем принуждает его работать на себя, платить налоги и подати. В результате завоевания возникает деление общества на классы. Победитель для управления над побежденными создает аппарат принуждения, который превращается в государство. В результате один класс становится господствующим и эксплуатирующим, а другой – угнетенным и эксплуатируемым.3
Исторический опыт подтверждает, что отвергать полностью теорию насилия нельзя. Завоевание одних народов другими являлось реальным фактом возникновения и существования государственности исторически длительное время. В подтвер ждение этого можно привести много фактов (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения многих государств (римское, древнегерманское государства, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства. Таким образом можно
сделать вывод, что эти реальные факты исторической действительности в какой-то степени подтверждают истинность теории насилия и не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.
________________________
1 Дюринг, Е. Ценность жизни. СПб., 1894.
2 Гумплович, Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
3 Каутский, К. Материалистическое понимание истории. Т. 2, М., 1931. С. 77
Психологическая теория (Представители: Л. Петражицкий, З. Фрейд, Г.Тард, М. Бакунин).
Представители психологической теории определяют причины происхождения государства как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. В частности, с одной стороны, психической потребностью одной части общества подчинять своей воли поведение другой части, а с другой стороны - потребностью людей подчиняться, сознанием своей зависимости от руководителей. Таким образом, речь идет об инстинктах властвования и подчинения. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, жрецов, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров. На основании изложенного они выдвигают мысль, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей, обладающих соответствующими способностями. Личности, не обладающие качествами руководителя, имеют потребность и обязанность подчинять свое поведение указаниям лидеров.
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуума и общественные явления развиваются на основе психических актов людей. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания материалистической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию
людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии есть преувеличение.
Кризисная теория (Представитель теории А.Б. Венгеров).
В соответствии с этой теорией государство определяется как новая организационная форма жизни общества, которая возникла в результате «неолитической революции» при переходе человечества к новому способу существования и воспроизводства – от присваивающей экономики к производящей. В основе возникновения данных обстоятельств и перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Эти кризисные явления возникли на рубеже 10–12 тысяч лет назад. Произошли неблагоприятные изменения климата. Резкое похолодание вызвало значительное сокращение фауны и флоры, началось вымирание мамонтов, шерстистых носорогов – все это служило основным источником питания человека. По этой причине человечество перешло от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию, скотоводству, металлообработке. Это сопровождалось перестройкой всей социальной и хозяйственной организации, появлением ранних государственных образований и правовых систем. Эти изменения происходили по следующим причинам: формирование производящей экономики сопровождалось значительным увеличением производительности труда - человек стал создавать прибавочный продукт; произошло возрастание роли мужского труда - матриархат уступил место патриархату; родовая община начала дробиться на патриархальные семьи; переход к производящей экономике обеспечил рост численности населения, произошел «демографический взрыв» - это обусловило появление новых управленческих и организационных функций; указанные изменения сопровождались формированием новых социально- регулятивных систем и, в первую очередь, права; произошло дальнейшее разделение труда - появились организаторы производства, работники информационных систем и систем контроля, эти должности начинают передаваться по наследству; появляются новые формы собственности: коллективная, частная.
На этой основе начинают появляться древнейшие государственные образования, которые характеризуются как раннеклассовые государства и первоначально возникают как города – государства.
Города – государства осуществляют функции государственного управления: управление земледелием, выполнение ритуальных обрядов, товарообмен, защита от нападений, взимание налогов, создание общественных фондов, развитие ремесла, создание институтов для рассмотрения споров. Но классовая природа первичных государств определилась лишь с течением времени. Образование политически и экономически господствующих классов осуществляется через присвоение должностей по наследству и обогащение на этой основе.
Возникновение городов – государств характеризуется следующими признаками: единое территориальное и экономическое пространство; появление аппарата управления – особого слоя людей, использующих для осуществления своих функций, при необходимости, принуждение; единая система налогов и финансов; единый язык; единая оборона, внешняя политика, транспортная, энергетическая и информационная системы; единые права граждан, охраняемые государством.
Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики. Право регламентировало организацию и процесс труда, распределение его результатов. С расслоением общества и возникновением классов право получает четкий классовый характер.1
____________________________
1Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Часть 1.Теория государства. -М.: Юрист, 1995 – С. 21-38
Теологическая(божественная) теория (Представители: Фома Аквинский, Ж. Маритен).
Центральной идеей божественной теории происхождения государства и права является утверждение, что государство и право созданы богом для регулирования жизни людей. Право даруется человеку через посредство пророка или правителя. Представителями данной теории были многие религиозные деятели древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и современной христианской церкви. Виднейшим представителем теории является Фома Аквинский, который создал оригинальную философско-правовую концепцию с позиций христианской теологии – идейное течение «томизм». В наше время религиозное понимание сущности происхождения государства и права остается одним из важнейших направлений их теоретического осмысления (Ж. Маритен).
Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Понятно, что теологическая теория исходит из религиозных воззрений, опирается не на научные доказательства, а на веру, основана не на изучении объективных закономерностей развития общества. Однако она все же отражает реальные процессы, действительно имевшие место в ходе становления государств.
Право также имеет божественное происхождение, представляется как вечное, выражающее божью волю явление. При этом не отрицается наличия в праве природных и человеческих начал. Многие религиозные мыслители утверждают, что право дано богом как искусство добра и справедливости. Божественный закон ( по утверждению Фомы Аквинского) – правила исповедания, данные людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). Это высший и безусловный критерий, которым следует руководствоваться в спорах. Божественный закон нужен для того, чтобы направлять душевные движения, которые вне сферы человеческого закона.
Человеческий закон по мнению Ф. Аквинского1 – это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Его цель обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям.
Недостатком теологической теории является то, что она опирается не на научные доказательства, а на веру. Она основана не на изучении объективных закономерностей развития общества, а на религиозных воззрениях.
____________________
1 Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс/ Пер. с англ.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-С. 74-78.
Патриархальная теория ( Представители: Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский).
Патриархальная теория обосновывает происхождение государства трансформацией отцовской власти во власть монарха. Теория была широко распространена в Риме и Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в период средневекового абсолютизма. Основным постулатом теории является утверждение, что монарх – отец всех подданных. Так же, как и теологическая теория, она направлена на обоснование неограниченной власти монарха, но истоки власти она видела не в божественном происхождении, а в формах семьи.
Одним из основоположников этой теории является Аристотель, который в своей работе «Политика» утверждает, что государство – это естественная форма человеческой жизни, вне государства существование человека – индивида общественного, политического невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. Первой формой совместного проживания была семья, в которой складывались отношения трех видов: супружеские, родительские и господские. Эти разновидности отношений патриархальной семьи Аристотель переносит на государство в целом, которое возникает по мере роста потребностей и обмена. Увеличение числа этих семей, их объединение приводят к образованию государства .По Аристотелю государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
В период буржуазной революции в Англии Р. Фильмер в свое работе «Патриархия, как защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что монарх наследует свою власть от библейского Адама, ко рый передал эту власть своему старшему сыну, а тот уже своим потомкам – королям. Таким образом утверждается, что Адам является отцом человечества.
Свою благоприятную почву патриархальная теория нашла в России. Теоретик народничества Н.К. Михайловский активно пропагандировал эту теорию. Он доказывал, что древнейший тип государственной власти развился из власти отцовской. Не без влияния данной теории в России пустила глубокие корни вековая традиция веры то в «отца народа», хорошего царя, вождя. Из патриархальной теории, как и из теологической, обосновывается вывод о безусловной необходимости для людей подчиняться государственной власти.
Представление о том, что семья, объединенная под властью патриарха, является ячейкой, из которой выросло государство научно несостоятельно, противоречит историческим фактам. Семья и государство сформировались в процессе разложения первобытно - общинного строя и развития общественного производства.
Ирригационная теория ( Одним из основоположников этой теории является немецкий ученый К.А. Виттфогель).
В его работе «Восточный деспотизм» возникновение государств связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Строительство грандиозных ирригационных сооружений требовало привлечения для этих работ большого количества людей, диктовало необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения. Это приводит к образованию класса менеджеров, бюрократов, порабощающих общество, что в конечном итоге, по мнению сторонников данной теории, приводит к образованию государства.
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса чиновников-управленцев, различных служб, обеспечивающих функционирование каналов. На самом деле эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления и подчинения. И вместе с тем, ирригационная теория улавливает лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государственного образования. Процесс возникновения государства предшествовал организации ирригационного строительства. Более того, именно существование государства позволяло организовать столь крупные и скоординированные работы.
В заключении следует отметить, что нами рассмотрены основные, наиболее распространенные теории происхождения государства, имеют место и другие теории, менее известные. Пестрота и противоречивость научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Государство – явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, религиозными, национальными, классовыми и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории. Однако сторонники большинства теорий признают, что государство существовало не всегда, возникло лишь на определенном этапе развития общества.
Основные теории происхождения права: естественно-правовая, марксистская, историческая, теологическая.
Естественно-правовая теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).
Сторонники этой теории полагали, что кроме позитивного права, установленного государством, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Никто – ни государство, ни общество естественные права человеку не дарует. Эти естественные права принадлежат индивиду как человеку, являются условиями его существования и жизнедеятельности. К естественным правам относят – право на жизнь, собственность, свободу, равенство и другие. Представители теории утверждали, что естественные права человека являются вечными, неотчуждаемыми, неизменяемыми. Естественное право не создается людьми, возникает само по себе, спонтанно, люди познают его как некий идеал всеобщей справедливости и разума. Естественное право по отношению к действующему, позитивному праву является высшим правом, его первоосновой.
Естественно – правовая теория развивается в рамках ценностного подхода. Согласно данному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало, отвлеченная идея. В человеке естественное право проявляется в виде голоса его совести, вытекает из самой природы человека и присущей людям идеи справедливости. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, соответствуя ей или искажая ее. Таким образом, содержание действующего законодательства может противоречить идее естественного права, которая служит ориентиром для исправления недостатков. В основе естественно-правовой теории лежит идея прав человека, возникшая в XVIII в. Согласно этой теории, права и свободы личности – предполагаемые естественные нормативы, защищать и поддерживать которые призвано государство посредством права.
Таким образом, первичным и исходным пунктом естественно-правовой теории является наличие у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделен природой или Богом так же, как и разумом, страстями. В первозданном, естественном состоянии общества, когда не было государства и права, права и свободы осуществлялись людьми индивидуально. Затем люди заключили между собой договор о создании государства, которое призвано обеспечить интересы каждой отдельной личности. Речь не идет о каком-то конкретном акте в письменной форме, а о достижении общественного согласия по поводу создания органов государственной власти. При этом права и свободы не определяются самим государством, а лишь закрепляются им в законодательных актах. Если нормативный правовой акт противоречит естественным правам человека, он не может считаться обоснованным и правовым.
Принципиальное различие между правом и законом в том, что право есть совокупность нормативов равенства и справедливости, являющихся результатом согласования воль индивидов, закрепленная и реализованная в законе, а поэтому несправедливый закон не есть право.
Но такая постановка влечет за собой возникновение ряда вопросов, дать ответы на которые составляет определенные трудности:
1) справедливость разные люди понимают по-разному; наиболее распространенная точка зрения: справедливость выражает общезначимую правильность, всеобщую правомерность, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы;
2) представления людей о понимании и критериях справедливости со временем меняются;
3) можно ли считать справедливыми законы, которые принимаются правотворческими органами не единогласным голосованием?
Несмотря на указанные выше трудности решения вопросов определения понятия справедливости следует отметить, что естественно – правовая сыграла в свое время прогрессивную роль в борьбе против феодального произвола, за буржуазно – демократические права и свободы. Теория дала идеологическое обоснование буржуазной революции и её лозунгам. Естественно – правовая теория имеет большое социальное значение и глубокое содержание как право справедливости и право моральных начал.
Историческая школа права (Г. Гуго, К.-Ф. Савиньи, Г. Пухта)
Представители исторической школы права видят в праве результат исторического процесса. На этом основании отрицается возможность существования единого для всех народов права. По мнению сторонников данной теории, у всякого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом. Среди источников права на первое место выдвигается обычай, поскольку многие люди не знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок жизни.
Историческая школа права сложилась в начале XIX в. в Германии, которая в то время была феодальной раздробленной страной. Основоположники данной теории считают, что право выражает «общее убеждение» народа и рассматривается как выражение его духа. Право, передаваясь от поколения к поколению, саморазвивается и постепенно складывается в обществе подобно языку и нравам, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.
Консерватизм данной школы проявляется в отрицании роли правотворчества государственных органов и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни.
Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений.
С другой стороны, представители исторической школы справедливо считают, что законодатель не может творить нормы только по своему субъективному усмотрению. Его задача: познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.
Марксистская теория права(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).
Марксистская теория рассматривает право как часть надстройки над экономическим базисом общества. Право обусловлено в первую очередь материальными условиями жизни и представляет собой возведенную в закон волю господствующего в данном обществе экономического класса.
Эта теория официально признавалась в СССР как единственно верная, отступление от неё считалось враждебным проявлением. Под правом понимается совокупность общеобязательных норм, установленных государством, выражающих волю и интересы господствующего класса, определяемые материальными условиями его жизни. Фактически право – это воля господствующего класса, выраженная через государство. Государство понимается как политическая организация господствующего в обществе класса. Марксизм-ленинизм отрицает естественные права человека, правовую свободу и частную собственность как ненужные классу наемных рабочих и заменяет их уравнительным распределением обобществленного национального дохода.
Теологическая (божественная) теория права (Фома Аквинский).
Центральной идеей божественной теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя, т.е. право создано тем самым божественным началом, которое по религиозному воззрению сотворило и самого человека. Теологическая теория опирается в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждается, что основные законы ( заповеди Моисея) были даны человеку Богом.
В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (XII–XIII в.в.), утверждается о существовании высшего божественного закона, который и составляет основу действующего права. Божественный закон – это правила исповедания, данные людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). Это высший и безусловный критерий, которым следует руководствоваться в спорах. Божественный закон нужен для того, чтобы направлять душевные движения, которые вне сферы человеческого закона.
Вопросы права и закона рассматриваются в контексте христианских представлений о месте и назначении человека в божественном миропорядке. Бог, по трактовке Фомы, – первопричина всего, в том числе и человеческого бытия и человеческих действий. Вместе с тем, не отрицается наличие в праве природных и человеческих начал. Законы делятся на божественные и человеческие. Человек – существо разумное и обладающее свободной волей. Свободная воля – это добрая воля, т.е. осуществление разумности, справедливости, добра в земной жизни, соблюдение законов, определяющих необходимый порядок мироздания и человеческого общежития.
«Закон, – пишет Фома, – есть известное правило и мерило действий, которым кто–то побуждается к действию или воздерживается от него. Сущность закона: упорядочение человеческой жизни и деятельности под углом зрения блаженства как конечной цели.»
По Аквинскому закон – это общее правило, которое должно выражать общее благо всех членов общества, устанавливаться всем обществом
(или теми, кому общество доверило попечение о себе), закон должен быть обнародован. Он пишет, что закон –есть известное установление разума, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе. Человеческий закон – это положительный закон, снабженный принудительной силой против его нарушений. Его цель обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям. Совершенные и добродеятельные люди могут обходиться без человеческого закона. Человеческий закон должен соответствовать естественному закону. По этому основанию Фома различает человеческие (позитивные) законы справедливые и несправедливые. Несправедливые законы могут быть двух видов:
а) вместо общего блага имеют частное благо законодателя, превышение им своих полномочий;
б)противоречат естественному и божественному законам.
Такие законы не должны соблюдаться и исполняться.
Недостатки теологической теории: основана не на изучении объективных закономерностей развития общества, а на религиозных воззрениях, опирается на веру1.
Длительное время ученые пытаются создать интегративную концепциюправа, которая учитывала бы все стороны этого сложного явления. Точкой преткновения здесь является проблема соотношения права и закона. Нормативизм отождествляет право и закона. Все иные концепции так или иначе разграничивают эти явления. Суть данной проблемы сводится к решению вопроса о том, все ли законы, исходящие от государства, явля ются правовыми и, следовательно, обязательными для выполнения или же часть из них не может быть отнесена к праву и не должна исполняться?
_________________
1История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 27-39.
Контрольные вопросы к лекции (тема №2).
1.Общество и социальная власть
2.Понятие и признаки гражданского общества
3.Общая характеристика родового общества
4.Плюрализм мнений о возникновении государства и права
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1298;