Сущность и социальное назначение государства

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение доказано мировой наукой и исторической практикой. Однако государство как историческое явление имеет двойственную
природу.

Качественные изменения, объективно происходившие в жизни общества, неизбежно вели к изменению сущности государства.Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и «общих» задач государства.

С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой – расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности. В результате из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.

Таким образом следует отметить, что в современной юридической литературе имеют место два основных подхода к определению сущности государства:

1) сущность государства рассматривается с классовых позиций, т.е. государство есть орудие диктатуры господствующего класса; именно представители господствующего класса в таком государстве определяют его основные цели, задачи и функции; следует отметить, что государство, выражающее интересы, прежде всего, господствующего класса порождает в итоге серьезные социальные противоречия;

2) государство как надклассовое образование, как инструмент примирения социальных противоречий, выражающий интересы всего общества; любое современное правовое демократическое государство с точки зрения его сущности представляет собой орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Подводя итог сказанному следует отметить, что сущность современного государства выражается в следующем: это единственная организация политической власти управляющая всем обществом, обладает огромными организационными возможностями и правом применения принуждения; государство организует и регулирует совместную деятельность людей, обеспечивает стабильность и порядок в обществе, является орудием социального компромисса; государство - это особая структурная организация, состоящая из специального аппарата управления, где работают люди особого разряда, обладающие публично – властными полномочиями; государство объединяет население определенной территории, которая разделяется на административно – территориальные единицы.

Социальное назначение государствавытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представитель договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Г. Гроций ), общую безопасность (Т. Гоббс), общую свободу (Ж.-Ж. Руссо). Ф. Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека1.

Марксистское учение основным предназначением государства считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

В середине XX в. возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство», «теория солидаризма » , «технократическая теория» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.)2.

Теория государства всеобщего благоденствия ( Д. Дьюи, Мунт).

Дьюи рассматривает государство как инструмент примирения противоречивых интересов в обществе. Государство, по его мнению, стало надклассовым, выражает интересы всех слоев общества, обеспечивает всеобщее благоденствие. В современный период не имеет место деление общества на классы, классовые противоречия отсутствуют. Дьюи говорит об общности интересов всех членов общества, государство и право существуют для блага

всех. Государство является инструментом регулирования и примирения интересов различный групп, слоев и кланов общества. Теоретической и экспериментальной базой для доктрины послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности.

1Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова.- М.: «Дабахов, Ткачев, Димов». 1995.- С. 65.

2Там же. С. 66-67.

 

Мунт утверждает, что природа современного государства в корне изменилась. Государство превратилось в позитивную экономическую и социальную силу и призванному беспристрастно регулировать общественные отношения. В этом качестве современное государство выполняет функции защиты прав и свобод граждан и старается обеспечить каждому человеку гарантированный минимум благосостояния.

Теория плюралистической демократии (Ласки, Дюверже).

Смысл теории состоит в том, что в современном обществе классы перестали существовать, а власть утратила классовый характер. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность страт – значительных групп людей, объединенных по различным признакам (профессия, социальное положение, место жительства и т.д.). Страты создают различные общественные и политические организации, которые продвигают в жизнь интересы той или иной страты и пытаются оказать давление на государственную власть.

Теория правового государства.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей (подробно теория рассмотрена в главе 10 учебного пособия).

 

Теория солидаризма ( Л. Дюги).

Теория получила своё распространение в первой половине XX века. Главный представитель Леон Дюги разработал концепцию социальной солидарности, согласно которой связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, построенными на взаимозависимости. Каждый класс, социальный слой выполняет свою миссию, тем самым обеспечивается солидарность и гармония в обществе. Таким образом порождается норма социальной солидарности: не делать ничего, что нарушило бы эту социальную солидарность, а делать все возможное для её увеличения.

 

Технократическая теория (Веблен, Барнхейм, Сойман и др.).

 

Сторонники данной теории пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если бюрократы обладают властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний, умений, опыта. По мнению идеологов данной теории, лишь управленцы – мене способны определять действительные потребности общества, просчитать оптимальные пути его развития.

Что из себя представляет государство в современный период?

Значительно углубились демократизм общественной жизни, который

формируется на началах равенства и социальной справедливости, свободы личности. Общество, которое сформировалось в развитых странах на значительных территориях после Второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличилось от «капиталистического» общества времен К. Маркса и Ф. Энгельса и «империалистического», которое изучал В. Ленин.

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяются роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме)1.

Государственная власть –публично-политическое отношение руководства и подчинения между субъектами, обеспечивающее стабильность и правопорядок в обществе путем использования различных методов, в том числе и государственного принуждения.

Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и сложный феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятии «государственная власть» преломляются важнейшие стороны бы-

__________________

1Лившиц, Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право. 1990.№ 10. С. 16-17.

 

 

тия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет свои качественные особенности. В частности, государственная власть имеет политический характер.

Основоположники марксизма – ленинизма характеризовали государственную власть как организованное насилие одного класса для подавле-

ния другого. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем верна. Подлинно народная власть, функционирующая на научной основе, выражающая интересы всего общества, есть великая созидательная сила. Она обладает реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные и групповые интересы, подчинять властной воле в основном методами убеждения.

Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства. Она действует через государственные органы и учреждения, обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов. Методами государственной власти являются:

– убеждение – метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти;

– принуждение – это психологическое, материальное и физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить её действовать по воле властвующего субъекта.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

3.Характерные черты государственной власти:

– распространяется на все общество , выступает от имени всего народа и является его единственным официальным представителем на территории государства и на международной арене;

– носит публично-политический характер, т.е. государственная власть реальная, известная, официальная;

– осуществляется специальными лицами; субъект и объект государственной власти не совпадают; в демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, но полного совпадения нет (если это произойдет, то государственная власть утратит свой политический характер);

– сконцентрирована в государственном аппарате и осуществляется через систему государственных органов;

– создает и использует в своей деятельности юридические нормы;

– при необходимости опирается на государственное принуждение, но такой способ действий не является преобладающим;

– суверенность (независимость внутри государства и на международной арене), легитимность (в широком смысле означает принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться), легальность власти (нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности);

– осуществляется в соответствии с делением населения по территориальному признаку;

– государственная власть, как правило, обеспечивается идеологически и обладает авторитетом среди большей части граждан;

– существуют существенные различия между властью в первобытном и раннеклассовом обществах;

– с точки зрения марксизма-ленинизма, государственная власть – это «организованное насилие одного класса для подавления другого»;

– бессилие и немощь государственной власти – это смертный грех государства; грех, не подлежащий отпущению; общество этого не прощает; наоборот, очень часто народы стойко переносят самые жестокие злоупотребления государственной власти и провозглашают своими героями деспотов;

– имеется два типа публичной государственной власти:

1) власть ограничена свободой подвластных;

2) неограниченная власть, когда нет свободы.








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 7917;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.