Оценка экуменического движения с точки зрения православной теологии.
Интереснейшую оценку экуменическому движению с точки зрения его цели дал проф. МДА А.И. Осипов. Приведем в дальнейшем его аргументы.
Основная цель экуменического движения: достижение зримого единства церквей, - изначально ориентирует христианское сознание в ложном направлении, поскольку:
1. Единство церковное не относится к категории тех ценностей, которые можно создать путем договорных и организационных мероприятий, ибо оно совсем не следствие человеческой деятельности. Единство Церквикак богочеловеческого Организма есть изначальная реальность, данная Христом, и в единство этого Организма можно лишь войти при наличии определенных условий. Таковыми необходимыми и достаточными условиями для вхождения общин-церквей в Церковь - а не объединение церквей! - являются все свойства Церкви. Свидетельством наличия этих свойств у конкретных церквей является их верность, во-первых, кафолическим истинам христианской веры, во-вторых, основополагающим принципам ее духовной жизни.
2. Отсутствие христианского единства является убедительным свидетельством утраты, в той или иной степени, в христианских общинах (церквах) и прочих свойств Церкви (святости, соборности, апостоличности), представляющих собой неразрывное целое с единством. Но в таком случае как нечто странное и аномальное выглядит стремление к восстановлению лишь одного свойства Церкви, искусственно выделенного, и при том с акцентом не на его существе, а на зримой его форме.
3. Единство церквей, поставленное в качестве цели, в своем практическом осуществлении неизбежно приводит или к ошибкам, или к фальши, выражающихся, как правило, или в языковом тумане, прикрывающем неясностью и двусмысленностью выражений остающиеся принципиальные разногласия, или в нетерпимых в вопросах истины компромиссах, примером чего в том и другом случаях могут служить многие согласительные экуменические документы.
Но объединение церквей, не имеющих чистоты веры, а, следовательно, и внутреннего единства с Церковью, есть не более, как декорация единства, не только не несущее с собой никаких духовных ценностей, но и парализующее сам поиск единой Церкви.
В экуменическом же движении основное внимание обращено не на труд поиска и усвоения истины веры и основ христианской жизни отдельными общинами-церквами, то есть не на приобретение ими всех свойств Церкви, и в первую очередь ее святости, а на скорейшее достижение результата пребывания в Церкви - внешнего, зримого единства церквей, что особенно откровенно выражается в настойчиво осуществляемых совместных молитвах, богослужениях и интеркоммунионе. В этом нарушении естественного закона духовной жизни вновь откровенно, но уже в глобальном и всехристианском(!) масштабе повторяется первый грех человеческий.
Целью экуменического движения должно быть не зримое единство церквей - это закономерное следствие пребывания в Единой Церкви, - но очищение христианских церквей, общин и объединений от всего наносного, ложного, греховного в их стремлении к истине, и их взаимопомощь в восстановлении правильной догматической веры и верных принципов духовной жизни - как они даны в Священном Предании древней Церкви.
Главная же задача Православия заключается в том, чтобы ясно и точно представить инославию необходимый минимум этой веры и основ ее духовной жизни.
Вопросы для повторения
1. Опишите основные этапы зарождения экуменизма.
2. Дайте определение понятию «экуменизм».
3. Расскажите об идеологии ВСЦ.
4. Перечислите основные этапы в истории взаимоотношений РПЦ и ВСЦ.
5. Расскажите о современном состоянии экуменизма.
6. Дайте оценку экуменизма с точки зрения православной теологии.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 541;