Медицинская этика европейского Возрождения и Нового Времени
В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается вопрос о моральных качествах врача. Споры шли вокруг того, достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе академического обучения, либо они даются путем озарения, через интуицию и опыт, приходят, что называется, от Бога.
Здесь можно отметить следующих величайших врачей эпохи Возрождения:
- Парацельстё. Параце́льс (лат. Paracelsus — псевдоним который он дал себе сам, означает превзошедший Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э.) настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Гогенхайм), — знаменитый алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, один из основателей ятрохимии. Знаменитый практический врач-целитель, смелый реформатор господствующих подходов к лечению (отвергший изнуряющие больных массивные кровопускания и слабительные).
Драматическая борьба Парацельса с преуспевающими врачами-современниками в конечном счете велась на языке этики. Противники Парацельса не только упрекали его в том, что он неуч (отвергающий Гиппократа, Галена, Авиценну), что он самозванец и шарлатан (использующий никому неведомые средства, употребляющий страшные яды), что он, может быть, вообще не окончил университет, раз преподает медицину не на латыни, а на разговорном немецком языке.
- Фрэ́нсис Бэ́кон .
Главные этические вопросы Ф. Бэкона:
Эксперименты на живых животных необходимы и допустимы в том случае, если исследовательская деятельность врача важна, полезна и соответствует требованиям гуманности.
Этические вопросы отношения к неизлечимым, умирающим больным.
Сильный импульс к своему дальнейшему развитию врачебная этика получила в эпоху Просвещения. В это время происходит переосмысление миссии медицины в обществе - целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность.
В этот период можно отметить:
- Томас Персиваль (врач), отразил множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине.
Персиваль опубликовал трактат "Медицинская этика", идеи которого во многом предопределили последующее развитие этой области знания в англоязычных станах. В трактате были выдвинуты такие моральные стандарты поведения врача, которые резко контрастировали с атмосферой взаимных нападок, ссор и свар, характерной для взаимоотношений врачей того времени.
Опираясь в целом на гиппократовскую традицию, Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: "Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег; ...Следует избегать непрошенного вмешательства влечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента.., нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу". Следует отметить, что этический кодекс Т. Персиваля был обращен не только к собственно врачам, но и к фармацевтам, больничному персоналу. Таким образом, прежде всего с именем Персиваля следует связывать расширение предмета врачебной этики и ее превращение в медицинскую этику.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 2730;