Предмет биоэтики - охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения.
БИОЭТИКА КАК НАУКА
Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, окружающие человека.
Термин «биоэтика» ввел в 1927 Фриц Ягр в статье «Биоэтический императив (требование, указ, предписание)», как понятие о моральных основах использования лабораторных животных и растений.
Современное представление о биоэтике разработал в 1969, где-то указано в 1971 году американский биохимик, онколог Ван Ренсселера Поттер для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире.
Объектом изучения биоэтики является нравственность человеческого поведения в биологически-медицинской сфере, в сфере здравоохранения относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям.Дозволенности медицинских вмешательств в человеческий организм с точки зрения права, в частности, тех вмешательств, связанных с развитием биологических и медицинских наук. Использование биологических наук на службе человеку с целью улучшить условия жизни.
Предмет биоэтики - охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения.
Выражения "биоэтика", "биомедицинская этика" включают в качестве своей составной части термин "этика". В строгом смысле слова "этика" философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.
Особой, и весьма непростой, проблемой, вызывающей много дискуссий среди специалистов по этике, является соотношение понятий "мораль" и "нравственность".
Часто они выступают как синонимы, однако между ними есть определенные различия.
Так, существует традиция, в русле которой мораль понимается как совокупность (а точнее система, то есть упорядоченная совокупность с определенными связями между элементами) норм запретов, идеалов, требований, предписаний, принятая и разделяемая в данном обществе. Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде перелаются от поколения к поколению.
Этика понималась как раздел философии, не столько изучающий, сколько научающий человека, как ему надлежит себя вести, и потому ее называли практической философией. Под практикой при этом понимались реальные поступки и действия человека, так или иначе затрагивающие других людей.
Например сравним известное высказывание "врач должен облегчать страдания больного" и высказывание "врач облегчает страдания больного". В обоих высказываниях фигурируют: а) некто (в данном случае "врач"), который б) осуществляет (или не осуществляет) определенные действия ("облегчает"), направленные на в) некоторый объект ("страдания больного"). Но если во втором случае высказывание лишь описывает определенное событие, то в первом случае мы имеем дело с высказыванием, которое не относится к конкретному событию, а фиксирует предписание, или норму, соблюдаемую или не соблюдаемую в реальных ситуациях и являющуюся критерием, меркой для оценки множества конкретных действий.
Очевидно, облегчение страдания, есть благо для больного, так что в общей форме смысл рассматриваемого нормативного высказывания можно свести к тому, что врач должен нести благо больному (или делать добро для: больного).
Во-первых, эта обязанность, этот долг может быть зафиксирован
- в нормах права (например, в законодательстве), так что невыполнение или ненадлежащее выполнение нормы будет караться юридическими, административными или дисциплинарными санкциями.
Юридические санкции налагаются судом, который может истолковать некоторые действия например, неоказание помощи больному или разглашение конфиденциальной информации (врачебной тайны) как правонарушение (или даже как преступление). Они включают различные виды наказания денежный штраф, запрещение заниматься врачебной практикой и т.д. вплоть до лишения свободы.
Административные и дисциплинарные санкции это взыскание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую должность, запрет заниматься определенными видами медицинской деятельности и т.п. Они могут следовать за нарушение норм, установленных как законом (но не столь тяжелое и опасное, как в предыдущем случае), так и внутренним регламентом медицинского учреждения либо решениями местных, региональных и федеральных органов исполнительной власти, правомочных контролировать деятельность медицинских работников, а значит и налагать такие санкции;
- во-вторых, долг и обязанность могут быть не правовой, а моральной природы. В этом случае иным будет и источник, из которого исходят санкции, и их характер. Если правовые санкции налагаются лицом или органом, имеющим на то специальные, четко зафиксированные официальные полномочия, то источник моральных санкций обычно не бывает представлен столь определенно. Источником моральных санкций может быть, к примеру, профессиональное медицинское сообщество, когда оно выступает с неодобрением, осуждением какого-либо поступка одного из своих членов, или отдельный медик, которого коллеги признают своим неформальным лидером. В конечном счете, вершить моральный суд и выносить моральную оценку может каждый, хотя оценка одних людей может быть более значимой, чем оценка других; о первых говорят, что они обладают моральным авторитетом.
Нужно сказать, что в конечном счете за правовыми санкциями всегда стоит власть государства, в то время как за моральными авторитет общества.
Что касается моральных санкций, то существенным является их публичный характер тот, против кого они направлены, в большей или меньшей мере теряет доверие своих коллег. Впрочем, субъектом, против которого бывают направлены моральные санкции, не обязательно является отдельный человек. В качестве такого субъекта может выступать и коллектив (скажем, поликлиники или больницы, в которую пациенты будут обращаться особенно неохотно в силу таких причин, как недобросовестность, недоброжелательность или низкая квалификация персонала, отсутствие надлежащего оборудования и медикаментов и пр.). Более того, доверие общества к медицинской профессии в целом отнюдь не является постоянной величиной. Чем ниже уровень этого доверия, тем чаше больные будут прибегать к самолечению, к услугам разного рода самодеятельных целителей, экстрасенсов и других представителей "неофициальной" медицины. Поддержание и укрепление доверия со стороны общества это такая задача, которая всегда актуальна и для медицинского сообщества в целом и для каждого его члена.
Одно из различий между моралью и правом усматривают в том, что правовые нормы более строги и жестки, тогда как моральные требования можно нарушать относительно безнаказанно. С этим, однако, нельзя согласиться, ибо основное различие между моралью и правом не в степени мягкости или жесткости санкций, а в принципиально разном механизме их действия. В самом деле, сила моральных требований бывает чрезвычайно велика, а отклонение от них может осуждаться не только жестко, но и весьма жестоко. Если, например, суровое моральное осуждение исходит от особенно близких и дорогих для человека людей, оно может переживаться крайне болезненно. И напротив, подчас нарушение закона и даже вызванные им санкции могут переживаться легче, когда сам нарушитель оправдывает его для себя какими-либо высшими моральными соображениями.
Из самой природы медицинской профессии проистекает, что врачи и другие профессионалы в области здравоохранения в ходе оказания медицинской помощи должны выносить этические суждения. Несмотря на то, что сегодня пациента всё больше и больше играют активную роль в принятии медицинского решения, традиционно во враче продолжают видеть менеджера болезни (то есть лицо, которое осуществляет эффективный контроль и компетентно управляет течением болезни) и ему доверяют решать как технические, так и этические вопроса. Особые этические обязательства врачей к индивидуальным пациентам и к обществу дают необходимый контекст для принятия медицинского этического решения.
Заботы об этической стороне медицинской помощи стали неотъемлемой частью медицины с самого её зарождения. Медицинская этика обладала необыкновенной степенью непрерывности и постоянства со времён Гиппократа до середины двадцатого столетия. Но современное научное, технологическое и социальное развитие вызвало быстрые изменения в биологических науках и в здравоохранении, среди которых следует отметить бурный рост новых технологий и процедур (например, трансплантация органов, технология рекомбинации ДНК), беспокойство общественности по поводу жестокого обращения о людьми (например, зверства нацистской медицины). Вопросы о надлежащих целях здравоохранения, моральном отношении, которое имеет врач к пациенту и к обществу, а также пределах, в которых врач может позволить соображениям качества жизни влиять на принятие медицинского решения, возникли вслед этой растущей области интереса.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 781;