Восточная медицинская этика.
Медицинские познания данного периода излагаются в книге "Аюр-Веда" ("Книга жизни"). Важное место в "Аюр-Веде" занимает врачебная этика.
Во многом нормы, содержащиеся в этой клятве, совпадают с нормами европейской медицинской этики, в силу чего считается, что древние греки могли заимствовать их из Индии. Так, ученик обязывался высоко чтить своего учителя - вплоть до личного самопожертвования; вести аскетический образ жизни; ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно всем сердцем и всей душой; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить втайне профессиональные секреты.
В отличие, однако, от норм, характерных для западной медицинской этики, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания.
Учение Аюр-Веды рассматривает дисбаланс, возникающий в организме из-за разрыва связей между гомеостатическими или иммунными механизмами, как основную причину болезни. Большое влияние на развитие дисбаланса оказывают эмоциональные и психические факторы.
Согласно учению Аюр-Веды в основе регуляции различных функций разума и тела лежат 3 физиологических принципа. Каждый человек с рождения одарён всеми тремя, но их точные пропорции у каждого индивидуума варьируются. Они и определяют психофизиологический тип организма. Нестабильность в физиологических принципа нарушает нормальное функционирование организма и приводят к возникновению заболеваний.
Главная цель терапии, с точки зрения Аюр-веды, заключается в восстановлении физиологического баланса, что соответствует восстановлению баланса физиологических принципов. Баланс – это условие, при котором максимально усиливаются гомеостатические и саморегулирующие механизмы. Данная концепция распространяется на 4 главные области – сознание, тело, поведение и окружающую среду.
В трактатах Индии по медицинской этике получили отражение этические нормы, которыми врач обязан руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Они касаются компетентности врача, его моральных качеств и правил поведения врача с больным, коллегами и учениками.
В трактатах указывается, что «медицину поистине не так легко изучить, поэтому пусть каждый учится ей старательно и постоянно». Со всей душой врач «должен заботиться о лечении больного, и если бы даже он рисковал собственной жизнью, он не имеет права причинять больному какое-либо страдание и никогда не должен иметь в помышлении оскорбить жену другого, а также попирать ногами его имущество». Вступая в жилище больного в сопровождении человека знакомого и имеющего право на вход, «его слово, мысль и чувство должны быть обращены не на что другое, как только на лечение его положения». Уделяется место врачебной тайне: «О происшествиях в доме не следует болтать, непозволительно также сообщать что-либо относительно угрожающей преждевременной смерти больного, где это может повредить ему или кому-либо». Также указывается на правила поведения врача и требуемые от него высокие моральные и физические качества. От Врача требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был терпеливым, спокойным. Оказывая помощь больному, следует проявлять уважение к нему, быть добрым и человечным. Гуманность должна стать как бы религией врача.
Врач предостерегается от высокомерия, повышенного самомнения. Отдельный раздел посвящён поведению врачующего с тяжёлым больным и умирающим: бороться до конца за жизнь человека, быть осторожным в своих суждениях в присутствии больного, уверять его в выздоровлении.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 939;