Сложная вина, приемы ее описания в составах преступления и особенности квалификации
Прежнее законодательство не предусматривало наличие в Особенной части УК составов умышленных преступлений с таким квалифицирующим признаком, как наступление общественно опасных последствий по неосторожности, хотя на теоретическом уровне этот вопрос обсуждался на страницах юридической литературы. Как следует из содержания ст. 25 УК, «Сложная вина характеризуется умышленным совершением преступления и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям, с которыми закон связывает повышенную уголовную ответственность. В целом такое преступление признается совершенным умышленно».
Это ситуации, когда в результате совершения умышленного преступления причиняются последствия, которые по закону влекут более строгое наказание в сравнении с основным составом и которые не охватывались умыслом виновного лица. Уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (ст. 23 УК – Совершение преступления по неосторожности). Сочетание прямого умысла и косвенного, легкомыслия и небрежности невозможно, ибо это взаимоисключающие понятия.
Реальная основа сочетания умысла и неосторожности в одном преступлении заложена в своеобразной законодательной конструкции отдельных составов. Нестандартность состоит в том, что законодатель объединяет в один состав фактически двасамостоятельных преступления, каждое из которых имеет свое место в Особенной части УК и не утрачивает своего преступного характера и при раздельном существовании. Однако в сочетании друг с другом они образуют качественно новое преступление со специфическим субъективным содержанием. При этом каждая из форм вины, сочетающихся в одном преступлении, полностью сохраняет свое качественное своеобразие, не образуя никакой новой формы вины.
В науке уголовного права предлагаются к рассмотрению различные варианты сложной вины в квалифицированных составах в зависимости от конструкции основного состава. По нашему мнению, практическое значение имеют ситуации применительно к материальным составам. Сложная вина в таких конструкциях включает в себя умысел к деянию и неосторожность к квалифицирующим последствиям. [4]
Материальных составов со сложной формой вины, как видно из анализа норм Особенной части УК, немного. Это так называемые квалифицированные виды преступлений с двумя указанными в законе и имеющими неодинаковое юридическое значение последствиями, посягающими на различные непосредственные объекты.
Такими составами преступлений являются, например, ч. 3 ст. 147 УК – умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (непосредственным объектом является здоровье человека), повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (непосредственным объектом этого неосторожного посягательства становится жизнь), незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности смерть женщины либо причинение тяжкого телесного повреждения (ч. 3 ст. 156 УК), похищение человека (ч. 3 ст. 182 УК), незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрическую больницу (ч. 2 ст. 184 УК), изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (ч. 3 ст. 166 УК) и др.
Тщательное изучение субъективного содержания преступлений со сложной формой вины необходимо для отграничения таких преступлений, с одной стороны, от умышленных в буквальном их понимании, со второй стороны – от неосторожных, сходных по объективным признакам (ст.ст. 139 (Умышленное убийство) и 144 УК (Причинение смерти по неосторожности) и др.). Так, если вследствие умышленного причинения тяжких телесных повреждений наступила смерть потерпевшего, которая также охватывалась умыслом виновного (хотя бы и косвенным), содеянное характеризуется единой формы вины и подлежит квалификации по признакам ст. 139 УК (Убийство). И наоборот, если при неосторожном лишении жизни не установлено наличие умысла на причинение тяжких телесных повреждений, то нет и двух форм вины, а деяние следует квалифицировать по ст. 144 УК (Причинение смерти по неосторожности). Только в ситуациях, когда будет установлен умысел на причинение тяжких телесных повреждений и неосторожное отношение к наступлению смерти, имеет место сложная форма вины и содеянное должно быть квалифицировано по ч. 3 ст. 147 УК (Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего).
В теории уголовного права наблюдается тенденция излишне широкого понимания сложной формы вины. Иногда концепцию сложной формы вины распространяют на основные составы преступлений типа: нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 314 УК), нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК), нарушение правил охраны труда (ст. 306 УК) и некоторые другие.
Подобные преступления не могут относиться к преступлениям со сложной формой вины, которые в целом, как отмечается в законе, признаются умышленными. Преступления с нарушением различных правил предосторожности всегда относятся к категории неосторожных. Действие в данных составах, выразившееся в нарушении определенных правил, без последствий не образует преступления, а представляет собой правонарушение иного рода (административные правонарушения или дисциплинарные проступки).
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1310;