Уголовно-правовое значение факультативных признаков субъективной стороны для квалификации преступлений

 

В соответствии с данными психологии, все действия человека обусловлены определенными мотивами и направлены на определенные цели. Это в полной мере касается и уголовно-правового поведения. Не случайно Пленум Верховного Суда РБ в постановлениях «О назначении судами уголовного наказания» (п. 4) «О судебном приговоре» (п. 10 ), «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 139 УК)» (п. 1 ) и др. подчеркивает необходимость установления мотивов и целей преступления наряду с другими обстоятельствами совершения преступления.

Мотив и цель – это признаки субъективной стороны преступления, неразрывно связанные с виной, но в отличие от нее имеющие факультативное значение. [72]

Следует, однако, оговориться, что под составом преступления (при делении признаков на факультативные и обязательные) подразумевается не состав конкретного преступления, а так называемый общий состав, т. е. общее представление о всех составах. А в конкретных составах ничего лишнего (факультативного) быть не может.

Мотивами преступления называются обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении.

Цель преступления – это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления. Иногда цель безосновательно отождествляется с последствиями преступления. Во избежание подобной путаницы следует иметь в виду, что под целью как признаком субъективной стороны преступления понимается лежащий вне рамокобъективной стороны конечный результат, которого стремится достичь виновный посредством совершения преступления. Так, при убийстве его цель состоит не просто в лишении жизни другого человека, а, например, в сокрытии другого преступления, в использовании органов или тканей потерпевшего. [97]

Общественно опасные последствия преступления охватываются мотивами и целями только в умышленных преступлениях. В случае причинения общественно опасного последствия по неосторожности мотивы и цели поведения человека не охватывают последствий. Поэтому применительно к преступлениям, совершенным по неосторожности, нельзя говорить о преступныхмотивах и целях.

Мотивы и цели преступления всегда конкретны и, как правило, формулируются в диспозициях норм Особенной части УК: цель завладения имуществом, цель облегчить или скрыть другое преступление, цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности страны и т.п.; мотивы корыстные, садистские, хулиганские, мести и т.п. Но в некоторых случаях законодатель дает обобщенную характеристику мотивов как личной заинтересованности. При такой формулировке суд должен точно установить содержание мотива и обосновать утверждение, что мотив носит характер именно личной заинтересованности.

Для правильной уголовно-правовой оценки большое значение имеет классификациямотивов и целей. По нашему мнению, наиболее практически полезной представляется классификация, базирующаяся на моральной и правовой оценках мотивов и целей. С этой точки зрения все мотивы и цели преступлений можно подразделить на две группы: низменные и лишенные низменного содержания.

К низменным следует отнести те мотивы и цели, с которыми УК связывает усиление уголовной ответственности: либо в рамках Общей части, оценивая их как обстоятельства, отягчающие наказание, либо в рамках Особенной части, рассматривая их в конкретных составах преступлений как квалифицирующие признаки, либо как признаки, с помощью которых конструируются специальные составы преступлений с усилением наказания по сравнению с более общими составами подобных преступлений. Например, это террористический акт (ст. 359 УК) как частный случай убийства (п. 10 ч. 2 ст. 139 УК), захват заложника (ст. 291 УК) как частный случай незаконного лишения свободы (ст. 183 УК), диверсия (ст. 360 УК) как частный случай умышленного уничтожения имущества (ст. 218 УК). Низменными, например, являются такие мотивы, как корыстные (п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «ж» ч. 2 ст. 126, п. «ж» ч. 2 ст. 206 УК), хулиганские (п. 12 ч. 2 ст. 139, п. 6 ч. 2 ст. 147 и др), расовая, национальная, религиозная вражда или рознь (п. 14 ч. 2 ст. 139 УК, п. 8 ч. 2 ст. 147 УК и др.), связанные с осуществлением потерпевшим или его близкими служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. 10 ч. 2 ст. 139 УК ) и др.

Влияние мотива и цели на квалификацию преступлений зависит от того места, которые названные признаки занимают в структуре состава. Здесь возможны следующие варианты.

1) Мотив и цель играют роль признаков, придающих деянию характер уголовно наказуемого и отграничивающих преступления от непреступных деяний. Например, состав лжепредпринимательства является основанием уголовной ответственности по ст. 234 УК при наличии цели получения ссуд, кредитов.

Названные признаки входят в число элементов основного состава. Являясь «несущими конструкциями» состава, они определяют его устойчивость и жизнеспособность. Без них состав разрушается. Мотив является обязательным компонентом, такого, например, состава, как злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК), которое может быть совершено только из корыстной или иной личной заинтересованности. При их отсутствии злоупотребление служебными полномочиями образует чаще всего дисциплинарный проступок и не может расцениваться как преступление. Состав лжепредпринимательства является основанием уголовной ответственно­сти по ст. 234 УК только при наличии «цели получения ссуд, кредитов…». Цель являет­ся обязательным признаком хищений (ст.ст. 205 – 212 УК) и ряда других преступлений.

В названном варианте от мотива и цели зависит наличие или отсутствие преступления (быть ему или не быть).

2) Мотив и цель, включенные законодателем в состав преступления в качестве конструктивного (обязательного) признака могут отграничивать одно преступление от другого, т.е. определить квалификацию по различным статьям Особенной части УК. Например, уничтожение путем взрыва, поджога или иными действиями зданий, сооружений, путей и средств сообщения в целях нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности РБ подлежит квалификации по признакам ст. 360 УК, а практически аналогичные действия без названной цели должны быть квалифицированы по ст. 218 УК (Умышленное уничтожение или повреждение имущества). Причинение легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, из хулиганских побуждений квалифицируется по ст. 339 УК, а без указанных мотивов – по ст. 153 УК.

3) Мотив и цель не являются элементами основного состава, но могут быть включены в квалифицированные составы, например, в п.п. 8, 9 или 13 ч. 2 ст. 139 УК (Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, с целью получения трансплантата, из хулиганских побуждений и др.). Отсутствие этих факультативных признаков не исключает квалификацию содеянного как убийство по признакам основного состава (ч. 1 ст. 139 УК). Но их наличие изменит квалификацию с ч. 1 ст. 139 УК на ч. 2 этой же статьи. Следовательно, их влияние заключается в способности изменять квалификацию на часть статьи, предусматривающую более строгую ответственность. Например, для разграничения умышленных тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 3 ст. 147 УК), и убийства (ст. 139 УК) принципиальное значение имеет исследование мотивации действий виновного. Есть мотивы, при наличии которых возможно и то, и другое преступление (месть, ревность, ненависть, зависть, хулиганские побуждения и др.). Но в отдельных ситуациях мотивация предполагает причинение смерти как единственный результат, на достижение которого направлен умысел виновного: устранение нежелательного свидетеля, убийство матерью новорожденного ребенка, убийство наследником наследодателя, убийство супруга с целью освобождения жилплощади и т.д. В подобных случаях причинение умышленных тяжких телесных повреждений не обеспечивает виновному достижения поставленной цели. Нечеткость мотивации или неустановление мотива по обстоятельствам дела не должно служить основанием для применения ч. 3 ст. 147 УК, если имелся умысел на причинение смерти.

3) Если мотив или цель не включены ни в основной, ни в квалифицированный состав, то в таком случае они никак не влияют на квалификацию и могут играть роль обстоятельств, смягчающих ответственность (п.п. 6, 8, 9 ч. 1 ст. 63 УК) или отягчающих ответственность (п.п. 7, 8, 9 ч. 1 ст. 64 УК).

 








Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1448;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.