Справка 11.5. Биологический смысл скрытой овуляции

«Скрытая овуляция у древних гоминид лишила возможности их самцов контролировать своё потомство. Для этого у них остался один выход – укрепление длительных половых связей с одной самкой. Самка, напротив, приобрела свободу полового партнёрства, так как её ребёнок – это её ребёнок, которого она будет вынашивать в своём чреве, от кого бы он ни был зачат. Это не единственная выгода от скрытой овуляции, характерной для человека. Она предшествовала длительной и постоянной сексуальной активности, была предпосылкой формирования моногамии, помогала приобретению новых функций секса. Одним словом, наряду с другими особенностями поведения человека, скрытая овуляция у самок способствовала эволюции гоминид и приобретению новой уникальной адаптации – культуры. Можно с уверенностью полагать, что без скрытой овуляции моногамная семья едва ли возникла бы в условиях социального образа жизни первобытных гоминид»[19].

 

Справка 11.6. «Заслужи любовь ближнего» (из кодекса поведения Селье)

«Старание «возлюбить ближнего как самого себя»[20], вероятно, принесло много добра и сделало для улучшения жизни больше, чем любой другой принцип поведения. Единственное затруднение в том, что строгое соблюдение этого принципа несовместимо с биологическими законами… нравится нам это или не нравится, эгоизм – существенная черта всего живого, и если мы будем честны перед собой, то должны согласиться, что ни один из нас не любит всех своих собратьев как самого себя. Когда интересы сталкиваются, я не вправе ожидать от других, что они примут мои интересы так же близко к сердцу, как свои собственные…

Когда речь идёт о гнусном и наглом враге, который стремится уничтожить меня и всё, во что я верю, когда я думаю о ленивом пропойце, паразитирующем на чужом труде, или о закоренелом уголовнике, растлителе юных, я считаю противоестественным любить их, как самого себя, или хотя бы так, как своих родных и друзей. Более того, даже самого дорогого мне ближнего я не могу любить как самого себя. Если допустить крайний случай: предстоит решить, чью жизнь сохранить, его или мою, я выберу свою. Есть, конечно, исключения из этого правила (родитель может без колебаний умереть, спасая дитя из пылающего дома), но – согласимся с этим – исключения редки и не могут служить основанием считать такого рода поступки эталоном поведения.

Нужно перефразировать приведённое выше изречение как «заслужи любовь ближнего». При такой формулировке незачем любить по приказу тех, кто воистину омерзителен. Мы не обязаны любить других, как самих себя, ибо это противоречит биологическим законам. … Чистый эгоизм неизменно ведёт к конфликтам и неустойчивости общества. … Гормоны передают на химическом языке приказ мирно сосуществовать с агрессором или вступить с ним в бой. Нельзя рассчитывать, что эмоция всегда подскажет правильный выбор. Поэтому весьма полезно учитывать преимущества и недостатки обеих установок с точки зрения биологического стремления к самосохранению, которое осуществляется синтоксическими и кататоксическими механизмами. В повседневной жизни это повысит вероятность выбора, который даст приятный стресс самовыражения и победы и поможет избежать разрушительного дистресса неудачи, рухнувшей надежды, ненависти и жажды мести»[21].

 


[1] Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем /Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999, С. 564.

[2] Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987, С.12.

[3] Рефлекс цели. – В кн. Двадцатилетний опыт, С. 198.

[4] Симонов П. В. Мотивированный мозг. – М.: Наука, 1987, С.48.

[5] Мэгун Г. Бодрствующий мозг. – М.: Мир, 1965, С.33

[6] Тирозингидроксилаза – ключевой фермент биосинтеза катехоламинов, превращает аминокислоту L-тирозин в L-3,4-дигидроксифенилаланин (L-ДОФА), который превращается в дофамин с помощью декарбоксилазы L-ароматических аминокислот.

[7] Нормальная физиология человека: Учебник для высших учебных заведений /Под ред. академика РАМН Б.И.Ткаченко. – М.: ОАО «Медицина», 2005, глава 16

[8] Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. – Новый мир, 1971, № 10

[9] Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999, С.77-105

[10] Авенариус Рихард (1843 – 1896), философ, основоположник эмпириокритицизма.

[11] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С. 39.

[12] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С.113.

[13] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С.39.

[14] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С. 40.

[15] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С. 50-51.

[16] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С. 42.

[17] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С. 102.

[18] Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002, С.189.

[19] Новоженов Ю. И. Биологическая теория происхождения человека. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997, С.58

[20] Евангелие от Матфея 19:19; от Марка 12:31

[21] Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992, 109 с.








Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 212;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.