Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики?

Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста:

— потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспи­тателем, детьми), в любви и доброжелательности;

— потребность в активном познании и информационном обмене;

— потребность в разнообразной деятельности по интересам и само­стоятельности;

— потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и свер­стниками;

— потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.

Культурологический подход позволяет рассмотреть сущность сов­ременного дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития.

Культурологический подход основывается на признании самоценно­сти дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, ее психического и фи­зического здоровья. Ребенок-дошкольник при этом рассматривается прежде всего с позиции его активности и субъектных свойств, то есть в культурологическом подходе проявляется отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта.

Следует подчеркнуть, что самоценность дошкольного периода детст­ва, его значение для усвоения универсалий человеческого опыта и вхо­ждения ребенка в культуру социума убедительно доказаны (В. В. Аб-раменкова, Р. С. Буре, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Т. Кудрявцев, М. В. Осорина). Дошкольное детство представляет собой особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

С позиции культурологического подхода дошкольное образование определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посред­ника между ребенком и культурой. Глубоко осознавая особенности дошкольного возраста, воспитатель способен ввести ребенка в мир культуры, оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей.

Современный детский сад позиционируется как целостное, куль­турно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят социализация и индивидуализация ребенка, формируются первичные ценностные ориентации. Условием культурного развития дошкольника выступает содержательное взаимодействие всех субъектов дошкольного образования. В современной дошкольной педагогике со всей определенностью ставится проблема формирования детско-взрослого сообщества как совместного бытия взрослых и детей, для кото­рого характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание детей и взрослых. Диалог и сотрудничество становятся способом жиз­недеятельности и саморазвития субъектов образования в дошкольном образовательном учреждении.

Реализация идей культурологического подхода находит отражение в содержании дошкольного образования. Культурный опыт, прио­бретаемый ребенком, включает в себя культуру здоровья, культуру чувств и отношений, культуру познания и культуру деятельности, что в совокупности образует культурный потенциал развития, единство морфофункционального и социального. Выражением его являются положительная «Я»-концепция дошкольника (как гармоничное ощу­щение единства «Я» физического, «Я» реального, «Я» социального и потенциального, будущего «Я») и становление первооснов личностной культуры, проявляющейся в культурном отношении ребенка к миру.

Приобщаясь к культуре, дошкольник вступает во взаимодействие с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искусством, художественной литературой, музыкой, социальным миром, природой и миром собственного «Я» (внутренний, личностный мир ребенка). В каждой сфере бытия дошкольник осваивает:

— наиболее характерные объекты культуры;

— разнообразные способы и средства их познания (наблюдение, срав­нение, анализ, умение пользоваться сенсорными эталонами, схемами, планами, моделями, приемами замещения, кодирования);

— практические, деятелыюстные умения (универсальные умения построения деятельности, процессуальные и контрольно-оценочные умения, имеющие свои особенности в зависимости от вида детской деятельности);

— творческие умения, позволяющие ребенку свободно и разнообраз­но воплощать свои замыслы;

— коммуникативные умения, связанные с осуществлением общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— эмоционально-ценностные ориентации (ценности этические и эстетические, ценности сотрудничества и познания, ценности личного достоинства и самоуважения).

Таким образом, доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в объектном, творческо-деятельностном и ценностном выражении. Главное состоит в том, чтобы сделать это содержание есте­ственной частью личного опыта дошкольников, отвечающим детским интересам, потребностям, особенностям познавательного и эмоциональ­ного развития в дошкольном детстве. Задача дошкольной педагогики состоит в разработке теории обеспечения целостности культурного опыта ребенка на основе принципа интеграции его компонентов и еди­ного подхода к его обогащению.

Единство культурологического и субъектно-деятельностного под­ходов позволяет раскрыть механизмы освоения дошкольников куль­турного опыта. В детском саду освоение дошкольниками культуры вдет двумя возможными каналами: под руководством воспитателя и путем самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. Хотелось бы в связи с этим напомнить известные слова М. С. Кагана об источниках культурного детского опыта: «Культура детства двухслойна. Один слой — культурные формы, создаваемые взрослым для ребенка, второй — формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщаться к достижениям истории культуры, осваивать их и таким образом, через процессы распредмечивания, становиться современным культурным человеком. Самодеятельность ребенка служит развитию его творческих способностей в доступных каждому этапу детства видах деятельности. Системообразующей силой, обеспечивающей своеобразие и целостность культуры детства, является игра»[8].

Проблема развития активности, самостоятельности и самодеятельно­сти ребенка в настоящее время выходит на одно из первых мест и явля­ется выражением субъектно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике. Его сущность в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения и деятельности. Только при этом идет активное присвоение ребенком культуры.

Полученные научные данные свидетельствуют о том, что субъектная позиция ребенка в деятельности, общении, познании становится систе­мообразующим компонентом его целостного развития и личностной готовности к школьному обучению (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, М. В. Крулехт, О. В. Солнцева и др.).. Сущность развивающего процесса дошкольного образования состоит в том, что личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в детских видах деятельности, в процессе решения з^сложняющихся задач осваивал доступные средства познания, общения и деятельности, позволяющие ему проявить самостоятельность, творчество, в полной мере реализовать позицию субъекта и отношение к миру.








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 3403;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.