Ребенок Л., 3 лет 8 мес.
Мальчика нашли брошенным в подъезде в возрасте приблизительно 3 мес., после чего он находился сначала в больнице, а потом в Доме ребенка. С годовалого возраста появились приступы бронхиальной астмы. Отмечалась задержка психического и физического развития. В Доме ребенка очень часто болел простудными заболеваниями. Передан в семью Б. (усыновлен) в возрасте 1 года 9 мес. с диагнозами: бБронхиальная астма,. дДисбактериоз.
К моменту усыновления говорил отдельные односложные слова: «ав», «бух», «да-да». Отличался чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, бесстрашием, озорством. Очень быстро привязался к приемной матери. Не отпускал ее от себя. Как только она уходила, начинал кашлять, порой кашель не проходил до ее возвращения. Был чрезвычайно настойчивым, добивался того, чего хотел, любым путем – криком, плачем, лаской, обманом. В первое время ел чрезмерно много, но с течением времени аппетит стал избирательным, умеренным. Спал 2 часа днем, хотя всегда укладывался со скандалом. До 11-12 часов ночи ходил по кровати, пел песни. Во сне в первое время стучал ногами, качался вперед-назад, сосал палец. В дальнейшем последовательно исчезли стучание ногами, затем качание и сосание пальца. Из-за чрезмерной подвижности и отвлекаемости ребенка почти невозможно было занять, не умел самостоятельно играть. Предпочитал сидеть на руках и требовать то одно, то другое. Был очень капризным, требовательным, беспокойным, шумным, стремился привлечь к себе внимание всех окружающих. Требовал непрерывного развлечения и внимания. Отличался аккуратностью, педантизмом. Чаще всего действовал исподтишка, провоцировал на крик и драку старшего брата. Очень часто болел, хотя настоящих астматических приступов не было. Получал противоастматические препараты, ипроходил лечение дисбактериоза. Постепенно в процессе лечения нормализовались анализы, исчезли симптомы раздражения кишечника. Астматических приступов в течение всего времени пребывания в семье не было. В то же время настолько часто болел, что его невозможно было определить в детский сад.
Психический статус при первой консультации: выглядит несколько моложе паспортного возраста. Живая мимика, очень выразительные жесты, говорит простыми фразами, достаточно понятно. Особенно выразительной является пантомимика, с помощью которой становятся понятными любые его желания. Капризен, очень требователен, неспокоен, шумный, громкоголосый, назойливый. Все время тянется к матери, не хочет слезать с ее рук. Очень ласков, общителен. Охотно включается в игру с посторонним человеком. Стремится повторить движения, жесты, слова, игры брата. В то же время определенно имеет место задержка психического развития.
Диагноз: задержка психического развития вследствие раннего резидуально-органического поражения ЦНС и ранней эмоциональной депривации.
Лечение: нейролептический препарат, противоаллергические препараты.
В процессе динамического наблюдения и лечения стал значительно спокойнее, более покладистым, научился самостоятельно играть, хотя предпочитал, чтобы его занимали. Больше любил подвижные игры, возню, стал очень ловким, в основном бегал, лазал по двухэтажным кроватям, тренажерам, при этом обнаруживал смелость, отчаянность. В основном пребывал в приподнятом настроении, любил посмеяться, повозиться, похохотать. Легко усваивал цвета, буквы, счет. Начал играть с братом, значительно меньше его ««задирал»». По-прежнему был очень привязан к матери, порой не подпуская к ней старшего брата и не давая ей поговорить со взрослыми. Значительно меньше стал болеть, так что появилась возможность определить его в детский сад. Привык к детскому учреждению сразу, не плакал, играл с детьми, интересовался игрушками, занятиями. В последнее время стремится уйти с прогулки. Однажды ушел в школу к старшему брату и целый урок провел в его классе.
Последний осмотр: несколько повышенного питания, плотный, крепкий, сильный. Очень подвижный, ловкий, со стремительными движениями. Общителен, легко вступает в контакт, ласков даже с посторонними. Обаятелен, улыбчив. Настроение приподнятое. Уровень развития соответствует возрасту.
Лечение – нейролептический препарат и курсовое лечение (весной-осенью) ноотропными препаратами, витаминами, седативной микстурой.
В семье живут два усыновленные ребенка, каждый из которых имеет неблагополучный ранний анамнез – неблагоприятные беременность, роды (про второго ребенка таких сведений нет, можно только предположить), раннюю эмоциональную депривацию из-за того, что их обоих бросили биологические матери. Несмотря на то, что у обоих мальчиков имеют место так называемые остаточные явления резидуально-органической церебральной недостаточности, психопатологические признаки ее проявляются по-разному: у старшего отмечается выраженный церебрастенический синдром в виде утомляемости, истощаемости, раздражительности; постепенно формируются признаки повышенной чувствительности, неуверенности в своих силах; у младшего ребенка остаточные явления резидуально-органического поражения ЦНС проявляются в двигательной расторможенности, гиперактивности, шумливости, озорстве, затруднении в целенаправленных занятиях, даже в игре. Кроме того, младший ребенок с самого раннего возраста имеет тяжелое соматическое неблагополучие (бронхиальную астму, дисбактериоз, частые простудные заболевания) и постоянно требует повышенного внимания, а у старшего мальчика в ответ на появление в семье младшего ребенка, «отнимающего» у него мать, возникает депрессивное состояние. Своевременная и правильная диагностика психических нарушений у обоих мальчиков, постоянная поддержка матери психологом, регулярные коррекционные занятия с коррекционным педагогом, курсовое поддерживающее лечение, назначенное психиатром, приводят к преодолению задержки психического развития у обоих детей, исчезновению депрессивной симптоматики у старшего ребенка и снижению гиперактивности и массивных психосоматических расстройств у младшего. Степень положительной динамики настолько велика, что каждая повторная комплексная консультация приносит удовлетворение всем специалистам и вызывает их огромное уважение, даже восхищение самоотверженностью приемной матери. Эмоциональное, чуткое, нежное, но целенаправленно настойчивое и умное ее отношение к детям в данном случае является определяющим в коррекционной работе с детьми. Конечно, оба ребенка и вся семья будут нуждаться в длительной поддержке и помощи специалистов, но ее главные трудности все же преодолены.
Впрочем, очевидно, что прогноз социальной адаптации приемного ребенка в будущем зависит в определяющей степени от особенностей замещающей семьи, в которой нередко психологические особенности свойства матери или ее психические нарушения создают неразрешимые трудности для правильного воспитания детей, особенно если это касается детей-сирот, имеющих различного рода и уровня психическую патологию.
Вопросы, которые мы затронули, представляют лишь малую долю проблем сиротства, но и они остаются до настоящего времени не решенными. Система государственной поддержки детей–социальных сирот далека от совершенства. Разработанные и успешно осуществленные проекты в различных регионах России имеют локальный характер и в основном направлены лишь на одну из составляющих проблемы социального сиротства (какую?). Комплексная мультидисциплинарная (социально-медико-психолого-педагогическая) поддержка социальных сирот, несмотря на единодушное понимание ее необходимости, до сих пор крайне затруднена из-за недостатка средств, отсутствия необходимых специалистов и недостаточной их квалификации. Тем не менее, борьба с безнадзорностью, беспризорностью, социальным сиротством составляет сегодня приоритетную междисциплинарную проблему. В процессе ее решения, по нашему мнению, необходимо исходить из следующих приоритетных задач:
· Разработкаи системы профилактической помощи социально неблагополучной биологической семье для сохранения в ней детей.
· Организация реально функционирующей и эффективной системы семейного устройства детей-сирот с основным акцентом на раннее помещение в замещающую семью.
· Создание системы профессионального контроля и многофункциональной поддержки семьи, воспитывающей ребенка-сироту.
· Превращение интернатных учреждений в центры семейного устройства детей-сирот.
· Разработка противопоказаний для претендентов на роль патронатных воспитателей, приемных родителей, опекунов, усыновителей.
· Создание системы отбора и комплексной подготовки потенциальных замещающих родителей.
· Создание системы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов и интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· Широкое развитие социальной рекламы по проблеме социального сиротства для попытки привлечения кандидатов на роль замещающего родителя, привлечения волонтеров, средств, предоставления возможностей полноценного досуга, профессионального обучения и рабочих мест для выпускников детских интернатных учреждений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. I Международный конгресс по детской психиатрии. - М., 2001.
2. II Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». - Минск, 2003.
3. Дети России: насилие и защита. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. - М., 1997.
4. Й. Лангмейер, З. Матейчик Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
5. М. Е. Проселкова. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастной и динамический аспекты). / Дис. … канд. мед. наук. - М., 1996.
6. Сироты России: право ребенка на семью. Мат-лы Общероссийской конф. - М., 2001.
7. Сироты России: проблемы, надежды, будущее. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. – М., 1994.
8. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, - Нижний Новгород - Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара - Новосибирск – Киев - Харьков - Минск.: Питер. - 2004.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. I Международный конгресс по детской психиатрии. — М., 2001.
2. II Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». — Минск, 2003.
3. Дети России: насилие и защита. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. — М., 1997.
4. Й. Лангмейер, З. Матейчик Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
5. М. Е. Проселкова. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастной и динамический аспекты). / Дис. … канд. мед. наук. — М., 1996.
6. Сироты России: право ребенка на семью. Мат-лы Общероссийской конф. — М., 2001.
7. Сироты России: проблемы, надежды, будущее. Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. – М., 1994.
8. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, — Нижний Новгород — Воронеж — Ростов-на-Дону — Екатеринбург – Самара — Новосибирск – Киев — Харьков — Минск.: Питер. — 2004.
Вопросы:
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 387;