Позитивизм и антипозитивизм в методологии науки
Поскольку методы исследования и способы объяснения, понимания и предсказания в естествознании были разработаны значительно раньше, чем в социальных и гуманитарных науках, то уже давно предпринимались попытки целиком перенести их в сферу общественных наук.
Первая такая программа была сформулирована известным французским философом и социологом Огюстом Контом (1798-1857) в его "Курсе позитивной философии". Для Конта позитивные, или положительные науки, к которым он относил прежде всего науки о природе, не нуждаются в философии, стоящей над ними и указывающей им приемы и методы исследования.
Наука − сама себе философия, так можно было бы кратко выразить суть контовского позитивизма. Основное свойство науки, которую Конт называет позитивной философией, состоит в том, что "положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования".
Враждебное отношение Конта к традиционной философии легко понять, если учесть, что вплоть до середины прошлого века была широко распространена натурфилософия, представители которой пытались объяснить явления и процессы природы исключительно посредством чисто умозаключений. Проблемы объяснения и понимания социальных процессов и явлений, сторонники позитивизма пытались свести их к уже существующим закономерностям естествознания. Сам Конт, например, рассматривал социологию как своего рода социальную физику, в которой вместо атомов фигурируют человеческие индивидуумы. Неудачи редукции, или сведения, социальных законов к физическим позитивисты объясняли недостаточной теоретической зрелостью.
Современный позитивизм унаследовал не только многие черты старого, но и добавил к ним ряд новые. Наряду с провозглашением лозунга о всеобщем, едином, универсальном методе познания для всех наук, он подчеркивает особое значение логики для построения системы научного знания, его унификации. В связи с этим современный позитивизм часто называют логическим позитивизмом. Идеалом для всех наук они провозглашают математическую физику, которая строится в соответствии с требованиями дедуктивно-аксиоматического метода. По такому методу строится геометрия Евклида, где сначала перечисляются аксиомы и основные понятия геометрии, а затем из них по правилам логики выводятся или доказываются теоремы. В математической физике вместо аксиом используются законы физики. Нетрудно понять, что на такой идеал можно ориентироваться лишь в законченном исследовании или в учебнике. Совсем иначе обстоит дело в реальной исследовательской практике, направленной на получение в первую очередь новых знаний, а не на их классификацию и систематизацию. Наконец, отличительной особенностью современного позитивизма является ориентация на эмпирическое обоснование полученных в науке результатов. Все, что не может быть так обосновано, объявляется ненаучным, метафизическим и спекулятивным. В связи с таким требованием современный позитивизм нередко называют позитивизмом эмпирическим.
В 1950-е годы современный позитивизм (неопозитивизмом), подвергся критике как со стороны ученых-естествоиспытателей и антипозитивистски настроенных философов. Было показано, что принципы, на которые опирается неопозитивизм, не согласуются с реальной практикой научных исследований, они ограничивают возможности ученых и рассматривают науку не в процессе поиска новых истин, не в движении и развитии, а в виде готовых истин и результатов.
Благодаря резкой, но справедливой и обоснованной критике неопозитивизм утратил теперь свое доминирующее влияние в естествознании.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1316;