Классификация научного знания и формы ее организации
Научные знания могут классифицироваться на разных основаниях, выделим классификацию по отнесению к формам мышления – разделение знаний на эмпирические и теоретические [1].
Эмпирические знание – это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Эмпирическое является материалом знания, а не его итогом. В процедурном отношении эмпирический уровень знания состоит из наблюдения и описания фактов, а также из систематизации их и вывода эмпирических зависимостей. Соответственно, эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на опытные данные. Эмпирические знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания (т.к. все наши знания возникают, в конечном счете, из опыта), все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.
Теоретическое же знание, опираясь на эмпирическое, объясняет предметный мир, на изучение которого и направлена данная наука. Объяснение, в свою очередь, является научной основой его преобразования.
Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.Именно теоретические знание трансформирует результаты – полученные на стадии эмпирического познания, в более глубокие обобщения, вскрывая сущности явлений, закономерности возникновения, развития и изменения изучаемого объекта.
Оба вида исследований – эмпирические и теоретические – органически взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, выявляя новые факты науки, стимулируют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретические исследования, развивая и конкретизируя новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпирические исследования.
Результат эмпирического и теоретического научного познания, имеет свое выражение в формах организации научного знания:
Факт (синоним: событие, результат). К научному факту относятся лишь те события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент науки, без их совокупности невозможно построить эффективную научную теорию: «Факты – это воздух ученого» (акад. И.П. Павлов).
Положение – научное утверждение, сформулированная мысль.
Понятие – мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, свойств предметов и явлений. В формулировании понятия по Э.Б. Алаеву действует принцип отражения: «Реально существующее явление создает представление, суждение, понятие; понятие получает свое имя – термин» [1. с, 17]. В.И. Ленин писал: «Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот».
Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. Например, философские категории «материя», «движение», «пространство», «время» и т.д. Каждая отрасль науки имеет собственную систему категорий.
Принцип выполняет двойную цель. С одной стороны, выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципе действия – норматива, предписания деятельности. Закон – существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами.
Теория как понятие рассматривается в двух смыслах. Во-первых, комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Во-вторых, в узком и строгом смысле – это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания – объекте данной теории. Метатеория – теория, анализирующие структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой либо определенной науке.
Идея (в философском смысле, как общественно-историческая идея, а не в бытовом «кому-то в голову пришла идея»). Идея как высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания, но и служат основой для синтеза знания в целостную систему и поиска новых путей решения проблемы. Развитие идеи имеет два «вектора» – как развитие идеи внутри науки, так и развитие по направлению реализации ее в практике. Одним из отличительных признаков идеи от теорий, концепций является то, что последние могут быть созданы одним автором и не получать широкого распространения. Идея же должна получить признание общества, профессионального сообщества, или значительной их части (интерсубъективность).
Доктрина – почти что синоним – концепции, теории. Употребляется в двух смыслах: в практическом, когда говорят о взглядах с оттенком схоластичности и догматизма (отсюда выражения: «доктринер», «доктринерство»); и в смысле комплекса, системы взглядов, направлений действий, но получивших нормативный характер посредством утверждения каким-либо официальным органом – правительством, министерством и т.п. Например, военная доктрина, доктрина (концепция) развития.
Парадигма – также выступает в двух смыслах: как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Проблема – как «знание о незнании», т.е. знание о том, что наука на сегодняшний день не знает, но это недостающее знание необходимо либо для самой науки, развития ее теории, либо для развития практики, либо для того и другого вместе.
Гипотеза – как «предположительное знание». В случае доказательства истинности гипотезы она становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т.д. В этом случае неподтвержденная гипотеза теряет свое значение.
Вопросы для повторения и семинара 3.
1. Дайте определение понятию «гносеология», «наука».
2. Приведите три наиболее существенных признака научного познания.
3. По каким характерным признакам структурируются отрасли.
4. Дайте определение понятиям: «теория», «методология», «метод», «методика исследования».
5. Приведите и раскройте сущность шести основных закономерностей развития науки.
6. Классификация научного знания: эмпирические знания, теоретические знания.
7. Дайте определения формам организации научного знания: «факт», «положение», «понятие», «категория», «принцип», «закон», «теория», «метатеория», «идея», «доктрина», «парадигма», «проблема», «гипотеза».
Литература
1. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки: Гносеологический анализ. М.: Высшая школа, 1985. – 230с.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. - 350с.
3. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М.: Высшая школа, 1971. – 178с.
Тест к разделу 1. Введение в учебный курс
1. Объектом исследования учебного курса «Естественно-научная картина мира» является:
1. Концепции пространственно-временной организации мира.
2. Объяснение отношения объективного мира.
3. Процессы самоорганизации сложных систем живой и неживой природы
4. Взаимоотношения человека с окружающей средой, место человека во Вселенной.
2. Предметом исследования учебного курса «Естественно-научная картина мира» является:
1. Концепции пространственно-временной организации мира.
2. Объяснение отношения объективного мира.
3. Процессы самоорганизации сложных систем живой и неживой природы
4. Взаимоотношения человека с окружающей средой, место человека во Вселенной.
5. Естественно-научная картина мира
3. В таблице приведите в соответствие «знать, уметь, владеть» их содержанию «должен» по ГОСТ:
1. Знать: | 4 – владеть методами научного познания; 5 – отличать научное знание от не научного согласно критериям научности; 6 – различать естественнонаучное и гуманитарное знание. |
2. Уметь: | 7. – навыками написания конспектов; 8 – принципами верификации и фальсификации. |
3. Владеть: | 9 – специфику научной деятельности, ее цель, структурные составляющие, возможности ее методов; 10 – особенности исторических этапов развития науки и понимать причины трансформации основных научных идеалов, видеть следствия изменения научных парадигм; 11 – особенности физической картины мира: корпускулярную и континуальную концепции описания природы; структурные уровни организации материи; теорию неравновесных систем; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; 12 – основы космологии: модели происхождения Вселенной, ее структуру и особенности развития; строение солнечной системы. 13 – особенности химической картины мира: о химических процессах и реакционной способности веществ; 14 – особенности биологического уровня описания природы: выделять структурные уровни организации живого; понимать проблему происхождения жизни; знать принципы эволюции, воспроизводства и развития живых организмов; основы генетики; 15 – проблемы естественно-научной антропологии: определять специфику «человеческой природы», структуру психики, особенности эмоций, физиологии человека; 16 – концепцию биосферы, ее структуру и развитие, понимать место и роль человека в формировании биосферы; знать специфику антропного принципа. |
4. Современной тенденцией науки в целом, является:
1. Гармоничный синтез гуманитарных и естественных наук
2. Раздельное развитие гуманитарных и естественных наук
3. Самостоятельный синтез гуманитарных и естественных наук
4. Автономный синтез гуманитарных и естественных наук.
5. Мистици́зм (от др. греч. μυστικός − таинственный) это:
1. Философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и научности.
2. Философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и рационализме.
3. Философское и богословское учение, а также научный способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме.
4. Философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме.
6. Астроло́гия (ст. слав. Астрология, звездословие, др. греч. ἀστρολογία от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») это:
1. Группа научных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
2. Группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
3. Группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека и, соответственно, возможность научного предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
4. Группа научных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
7. Оккульти́зм (от лат. Occultus − скрытый) − это:
1. Общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым».
2. Общее название научных учений и концепций считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым».
3. Общее название учений и научных традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым».
4. Общее название учений и научных концепций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым».
8. Ма́гия (лат. magia, от греч. μαγεία) — это:
1. Понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к научным законам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхестественным путём.
2. Понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к эмпирическим законам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхестественным путём.
3. Понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхестественным путём.
4. Понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к теоретическим законам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхестественным путём.
9. Спирити́зм (от лат. Spiritus − «душа, дух») − это:
1. Религиозно-философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком. В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом, с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой − так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.
2. Научно-философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком. В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом, с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой − так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.
3. Древнегреческая философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком. В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом, с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой − так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.
4. Философская доктрина Римской империи, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком. В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом, с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой − так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.
10. Правильно расставьте соответствие формулировки к методическому процессу:
1. Объяснение | 4. По логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов, теории), но сама факты остаются гипотетическими, неизвестными и их предстоит еще открыть. |
2. Понимание | 5. Способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления и события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности. |
3. Предвидение, или предсказание | 6. В самой общей форме можно определить как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию |
11. В прошлом было широко распространено мнение, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научных истин. Такой взгляд, назван:
1. Кумулятивизмом
2. Аккумуляцией
3. Суммированием
4. Объединением
12. Выделите правильное определение понятия «гносеология»:
1. Гносеология изучает закономерности и вероятность познания, исследует ступени (уровни), формы, методы и средства познания фактов, условия и критерии истинности научного познания.
2. Гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени (уровни), формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного познания.
3. Гносеология изучает законы и возможности познания, исследует ступени (уровни), формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного познания.
4. Гносеология изучает закономерности и возможности познания истины, исследует ступени (уровни), формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности знаний.
13. Выделите правильное определение понятия «наука»:
1. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.
2. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в выработке и теоретической систематизации фактов действительности.
3. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в систематизации знаний о обществе.
4. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о природе.
14. В гносеологии различают понятия «истина» и «знание». В таблице поставьте соответствие между понятием и формулировкой:
1. Истина | 3. Выражает форму признания истины, предполагающие наличие тех или иных оснований, в зависимости от достаточности которых имеются различные формы признания истины: либо мнение, вера, обыденное знание, научное знание. |
2. Знание | 4. Подразумевает соответствие знания действительности, достоверности его содержания безотносительно к познающему субъекту и существующего независимо от него в силу своей объективности |
15. Методология – это:
1. Учение о принципах построения, формах и методах познания объектов науки.
2. Учение о методах познания в целом.
3. Совокупность методов в какой-либо конкретной области научного познания – тогда говорят, например, о методологии географии (экономической, физической и т.д.).
4. Совокупность технических приемов и организационных форм для проведения научного исследования, в широком понимании методика – это инструмент науки.
5. Путь исследования объекта, а методы – пути, или совокупность применяемых в науке приемов и способов получения новых знаний об объекте и обобщения их в теорию (учение).
16. В таблице выделите правильное соответствие между понятием и формулировкой:
1. Эмпирические знание | 3. Сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. |
2. Теоретическое знание | 4. Установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. |
17. В таблице «формы организации научного знания», поставьте правильное соответствие факта его содержанию:
1. Факт | 14. Как «предположительное знание». В случае доказательства истинности гипотезы она становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т.д. |
2.Положение | 15. Как «знание о незнании», т.е. знание о том, что наука на сегодняшний день не знает, но это недостающее знание необходимо либо для самой науки, развития ее теории, либо для развития практики, либо для того и другого вместе. |
3. Понятие | 16. Выступает в двух смыслах: как пример из истории, в том числе истории той или иной науки, взятый для обоснования, сравнения; и как концепция, теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. |
4. Категория | 17. Употребляется в двух смыслах: в практическом, когда говорят о взглядах с оттенком схоластичности и догматизма (отсюда выражения: «доктринер», «доктринерство»); и в смысле комплекса, системы взглядов, направлений действий, но получивших нормативный характер посредством утверждения каким-либо официальным органом – правительством, министерством и т.п. |
5. Принцип | 18. Как высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. |
6. Закон | 19. Теория, анализирующие структуры, методы, свойства и способы построения научных теорий в какой либо определенной науке. |
7. Теория | 20. Как понятие рассматривается в двух смыслах. Во-первых, комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Во-вторых, в узком и строгом смысле – это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания – объекте данной теории. |
8. Метатеория | 21. Существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. |
9. Идея | 22. Выполняет двойную цель. С одной стороны, выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципе действия – норматива, предписания деятельности. |
10. Доктрина | 23. Предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира. |
11. Парадигма | 24. Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, свойств предметов и явлений. |
12. Проблема | 25. Научное утверждение, сформулированная мысль. |
13. Гипотеза | 26. События, явления, их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы, зарегистрированы. |
Раздел 2. Естественно-научная картина мира в физике
Тема 1. Естественно-научные теории и концепции в физике
Лекция 4.
«Механическая и электромагнитная картина мира»
Введение
Представления о свойствах и особенностях природы возникают на основе тех знаний, которые дают нам разные науки и в разные периоды истории. Поскольку природа представляет собой единое и целое, то и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой систему. Такую систему научных знаний о природе издавна называют Естествознанием.
Раньше в Естествознание входили все знания о Природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины, начинается процесс дифференциации научного знания.
Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер основных знаний о природе, ученые ввели понятие естественно-научной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира. Речь идет не о части или фрагменте знания, а о целостной системе. В формировании такой картины наиболее важное значение имеют теории наиболее развитых в исторический период отраслей естествознания. Лидирующие науки накладывают свою печать на представления и научное мировоззрение ученых своих эпох. Картина природы, это синтез открытий и результатов исследования всех отраслей и дисциплин естествознания.
Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных идей и теорий (рис. 1). Но история науки свидетельствует, что большую часть своей истории естествознание было связано преимущественно с развитием физики.
Рис. 1. Естественнонаучная картина мира.
Картина природы мира, рисуемая естествознанием, оказывает воздействие на другие отрасли науки, в том числе и социально-гуманитарные. Такое воздействие выражается в распространении концепций, стандартов и критериев научности на другие отрасли познания. Обычно именно концепции и методы наук о природе и естественно-научная картина мира определяют научный климат эпохи. Начиная с XVI в. бурно развивалась математика, что создала математические методы. Однако без учета результатов экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными и ограниченными. Поэтому следует различать естественно-научную картину мира наук о природе, и картину мира куда входят важнейшие концепции и принципы общественных наук (социально-гуманитарных наук).
До появления научных представлений о природе люди задумывались об окружающем их мире. Такие представления вначале выступали в форме мифов. Согласно мифам античности, весь видимый упорядоченный и организованный мир назывался космосом, произошел из дезорганизованного мира, или неупорядоченного хаоса. В античной натурфилософии у Аристотеля (384-322 до н. э.), такие взгляды нашли отражение в делении мира на совершенный небесный космос и несовершенный земной мир. Сам термин "космос" обозначал упорядоченность, организацию, совершенство, согласованность и даже военный строй. Такое совершенство и организованность приписывались небесному миру.
Натурфилосо́фия, или Естествословие (от лат natura — природа и др.гр. φιλοσοφία — философия) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и XX веках.
Схола́стика (греч σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
В эпоху Возрождения новые взгляды стали основываться на результатах и экспериментальных выводах естествознания, стали называться естественно-научной картиной мира. Одной из первых возникла механистическая картина мира, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи − механического перемещения тел.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 2554;