История происхождения моды
Слово «фэшн» [от англ, fashion - мода. - Пр им. пер.} происходит от латинского facito, что дословно означает «делать». Сейчас этот термин подразумевает набор ценностей, скрывающих под собой самые различные понятия. Мода способна заставить людей следовать определенным тенденциям, разделяет их на социальные слои, является способом выказать открытый протест и проявить эксцентричность, продемонстрировать социальные амбиции, статус, стать предметом соблазна и ввести в заблуждение. Желание быть красиво одетым стирает на своем пути исторические, культурные и географические границы, и, несмотря на различия в форме и содержании, мотивация остается прежней: желание украсить свое тело, подчеркнув свою индивидуальность.
Одиннадцать тысяч лет назад, когда человек сменил охотничий образ жизни на более оседлый, самые необходимые понятия - укрытие, пища и одежда - стали приобретать форму культурного и художественного выражения. Одежде, создаваемой из обрывков тканей, требовалось постоянное место хранения, а для выращивания сырья - льна и хлопка - был необходим стабильный климат. Одежда из шкуры животных, используемая в ледниковый период, нуждалась в дублении для размягчения, а сам процесс пошива представлял собой попытку придать форму шкуре, с последующим изобретением иголки с ушком. «Модный» феномен зародился из этих двух разных источников: отрезов, получаемых после обработки шкуры животного, и облачений прямоугольной формы из ткани.
Одежда более древних цивилизаций - ассирийцев, египтян, греков и римлян - создавалась с помощью более простого способа оборачивания ткани вокруг туловища [слева], закрепленной с помощью фибулы [броши]. Процесс ткачества изначально использовался для получения покрывал, а после того, как данную технику стали применять для создания каймы, можно было приступать к созданию одеяний типа шали. Сначала такой наряд получил распространение среди ассирийцев - как женщин, так и мужчин. На смену ему пришел мужской костюм - туника с рукавами, украшенными узорами, вышивкой и драгоценными камнями - который дополнялся характерным головным убором, известным как фригийский колпак. В Ассирии шелк использовали в дополнение к шерсти и льну, египтяне же считали шерсть грязной тканью и носили исключительно лен. В то время уже сформировался иерархический стиль одежды: рабы ходили обнаженными, а одежда являлась привилегией лишь верхних слоев общества, и только короли и сановники могли носить накрахмаленный лен и одежду со складками. Главным египетским одеянием в период до 1500 г. до н.э., называемый Древним царством, было schenti, длинное облачение, которое оборачивали вокруг талии и закрепляли с помощью пояса. В эпоху Нового царства, между 1500 и 332 гг. до н.э. оно трансформировалось в полупрозрачную длинную отделанную бахромой тунику под названием kalasiris, надеваемую поверх набедренной повязки. У женщин облачения начинались под грудью и закреплялись с помощью бретелек. Такой стилизованный костюм бытовал более 3 тысяч лет, вплоть до греческого завоевания.
Эта книга начинается с описания одежды и облачений Древней Греции и Рима, прочерчивая четкую грань между таким облачением и элегантным платьем. Классические платья, несмотря на иерархические особенности, не претерпели столь значимых изменений; изначально они представляли собой ткань прямоугольной формы, поделенной на несколько простых туник. Однако, на протяжении всей истории формирования моды одежда, создаваемая под влиянием классической античности, считалась образцом элегантности, найдя отражение в неоклассических тенденциях 19 домотканой одежды и мирное счастье Аркадии.
Римская копия греческой мраморной статуи бога виноделия Диониса, датируемая примерно 40-60 гг. н.э. Предположительно она была найдена в Позиллипо, регион Кампания, Италия. В отличие от большинства современных изображений Диониса в виде грациозного юноши, здесь Дионис облачен в массивное одеяние с венком из плюща и длинной бородой в античном стиле.
Элегантность одежды часто считают привилегией стран Запада, берущей свое начало при королевских дворах 14 столетия. Именно тогда из моды вышло крестьянское платье, а на смену ему пришли облачения во французском стиле с акцентом на контуры, сшитые по специальному покрою (наверху]. Ввиду социального неравенства определенные фасоны и ткани были под запретом для большей части населения согласно закону социальных сословий. Одежда служила опознавательной чертой социального статуса, независимо от континента и временных рамок. В Японии в эпоху правления сегуната Токугава (1600-1868] предписывалось носить одежду из шелка, а по Закону об одежде (1574], изданному Елизаветой I и ее Тайным советом, всем жителям запрещалось носить одежду из определенных материалов и меха, кроме герцогов, маркизов и графов.
По мнению различных историков, индустриализация общества середины 19 века стала отправной точкой в развитии моды. Именно в этот период модные тенденции стали определяться работами того или иного кутюрье или модельера. Американский модельер Элизабет Хос (1903-71) описала эту теорию в своей книге Fashion Is Spinach (1938) как своего рода «французскую легенду» о том, что «вся красивая одежда создается в домах мод французских кутюрье, и все женщины о ней мечтают». Однако современные эксперты считают, что витки моды имеют место не только в западном стиле, но и в национальных и региональных стилях одежды.
Национальный японский наряд кимоно - это простое Т-образное одеяние из прямоугольных отрезков ткани с квадратными рукавами и небольшой прорезью для продевания рук. Края пришиваются вдоль передней нательной части, а поясом оби кимоно закрепляют вокруг туловища (ок. 1900).
Такая концепция рассмотрена в нашем издании в серии очерков, в которых представлены одеяния различных культур, в том числе юго-запада США, Африки и Азии. Стиль одежды других стран - Китая и Японии (напротив! продолжает развиваться на фоне современных западных веяний. Термин «кимоно», означающий «ношеная вещь», впервые появился во времена правления императора Мэйдзи (1868-1912). Это было самое начало модернизации в Японии, и постепенно кимоно приобрело популярность благодаря признанию роли Японии на западе после длительного периода вынужденной изоляции.
Эта книга раскрывает читателю сложные взаимосвязи. В Англии викторианской эпохи показное расточительство нашло отражение в однотонной сдержанности цилиндра - символизируя целенаправленный поиск денег в стране, вступившей на путь индустриализации - точно так же, как роскошные туалеты 14 столетия при итальянских дворах, сотканные из дорогих шелков, на которых зиждилось богатство Венеции и Флоренции. Юбки с кринолином, едва проходившие сквозь двери, вошли в моду в Испании в 17 веке, затем получили известность во Франции и остальных государствах Европы, однако они были лишь уделом светских кругов. Кроме того, некоторые направления в моде формировались на фоне научных открытий: изобретение крахмала в 1560-е гг. позволило создавать круглые воротники в период Возрождения (стр. 56]; появление кринолина из стальной проволоки (с. 1471, впервые запатентованного в Британии в 1856 году, стало причиной искажения викторианского «силуэта» (внизу). Сэр Уолтер Рэли не смог бы похвастаться стройными ногами, если бы не изобретение чулочновязальной машины преподобным Уильямом Ли в 1589 году, а появление колготок в 1960-е гг. подняло мини-юбку еще выше.
Окружность кринолина из металлических прутьев [кринолин-каж] достигла максимума в 1860-е гг., избавив от необходимости надевать объемные и тяжелые нижние юбки. Ширина юбки делала женщину беспомощной и изолированной, поскольку движения в кринолине были очень ограниченными.
Поскольку западная мода развивалась на фоне появления новых идей и индустриального прогресса 19 века, стремление к переменам стало своего рода эпидемией, когда распространение получили листовки с выкройками и иллюстрированные журналы на тему моды (с. 208]. Новые достижения в области производства и реализации одежды, открытие новых магазинов, улучшение транспортной инфраструктуры способствовали росту спроса. На протяжении долгих веков элегантная одежда являлась единственным женским орудием власти - примером тому может служить версальский двор Людовика XV. Именно тогда в моду вошли deshabille, которые носили в будуарах любовницы короля, дабы соблазнить его и обрести власть.
С началом Первой мировой войны «хромая юбка», изобретенная Полем Пуаре (1879-1944], и искаженный силуэт S-образного корсета были позабыты. На смену им пришла практичная, удобная одежда, введенная в моду французским модельером Коко Шанель (1883-1971], которая явила миру простой приталенный жакет, и Жаном Пату (1880-1936; наверху], впервые представившим линию спортивной одежды для женщин. Увлечение Эльзы Скиапарелли (1890-1973] сюрреализмом привело к созданию интересных коллекций (с. 262), тогда как в голливудских фильмах времен Великой депрессии 1930-х гг. звезды щеголяли в белом атласе и лисьих мехах, среди них - Марлен Дитрих (с. 266).
Такой спортивный костюм появился после Первой мировой войны, когда женщины решили отпраздновать вновь обретенную свободу во все более праздном и потребительском обществе. Этот купальный костюм-двойка в полоску парижского кутюрье Жана Пату датируется примерно 1928 годом. Он был связан из шерстяной пряжи, а туника до бедер демонстрирует геометрический рисунок в стиле Арт Деко, популярного в тот период.
Мода заимствует идеи из различных культур и времен. Для создания трехмерного одеяния из двухмерного отреза применяется техника, используемая еще в давние времена для разрезания и придания формы ткани. Методы присоединения рукавов или юбки к корсажу или использование шва, обеспечивающего разветвление при покрое брюк, разнообразны, но не бесконечны. Основатель парижского дома моды Кристобаль Баленсиага (1895-1972; с. 306] в середине 20 столетия усовершенствовал широкий рукав, в период самого расцвета моды; такой рукав становился неотъемлемой частью лифа, но вместе с тем обеспечивал свободу движения. Впервые он использовался при покрое венгерского мундира dolmany, взявшего свое название от турецкого одеяния dolama. Платье Снежной королевы, творение Сары Бертон, верной помощницы Александра Маккуина (2011; с. 516] вызывает в памяти портрет Елизаветы I кисти Маркуса Герартса-младшего (ок. 1592), на котором королева облачена в платье, обладающее неподдельным сходством по своим очертаниям, ниспадающей ткани и отделке. Лицо королевы было осветлено венецианскими белилами, ядовитым порошком, содержащим свинец; современная же модель высветлила брови, дабы достичь схожего эффекта.
Простая и замысловатая, одежда входит в моду сразу же после ее слияния с социальным, политическим и экономическим контекстом, таким образом отождествляя эстетические тенденции данной эпохи. В середине 20 века в Европе и Соединенных Штатах произошла культурная революция, когда молодежь отказалась носить одежду своих родителей, сформировав собственное видение. Стиляги афроамериканского происхождения, бунтари 1950-х в кожаных куртках и джинсах, хиппи и сторонники консервативной формы одежды олицетворяли разные тенденции в молодежной моде. Хотя иногда было практически невозможно отличить мужчин от женщин, например, во времена процветания контркультуры 1960-х и начала 1970-х гг., когда и те, и другие носили джинсы и длинные волосы, серьезные попытки сформировать универсальную одежду для мужчин и женщин обернулись провалом, о чем можно судить по творениям в стиле «унисекс» Руди Гернрайха [1922-85] в 1960-е гг. Несмотря на это, заимствование деталей из предметов одежды противоположного пола и по сей день вдохновляет модельеров на новые идеи, и перенос стилей уже не воспринимается как нечто недостойное. С расцветом феминизма в 1970-е гг. классические атрибуты соблазнительниц, лиф и корсет, превратились в творениях Жана-Поля Готье (род. 1952] и Вивьен Вествуд (род. 1961] в предметы женской власти. Тем не менее, крепнущая индустрия массового производства в США в 1970-е гг. обходила стороной такую «игру» полов (с. 398]. Новое поколение американских дизайнеров, среди них Рой Халь- стон Фровик (1932-90; внизу], Донна Каран (род. 1968] и Кельвин Кляйн (род. 1962), были сторонниками упрощенного минимализма в стиле прародительницы современной американской моды Клэр Маккарделл (1905-58]. Ральф Лорен (род. 1939] основал целую империю моды, построенную на грустных образцах из золотого прошлого.
Американский дизайнер Хальстон сформировая образ утонченной «недосказанности». Простое однотонное платье с трапециевидным силуэтом длиной до колена с короткими цельнокроеными рукавами олицетворяет сдержанный эстетический взгляд мастера с акцентом на функциональность и удобство (1980). Хальстон использовал новое синтетическое микроволокно - «жидкую шерсть» для придания фигуре плавных очертаний.
Возрастающий интерес к миру моды нашел отражение в развитии потребительского общества 1980-х, символами которого стали элитные дома моды Гуччи и Луи Виттон. Это дало толчок к распространению авангардных тенденций и появлению дизайнеров с радикальным видением, например, Иссэй Миякэ (род. 1938), Рей Кавакубо (род.1962] из Comme des Garcons и Едзи Ямамото (род. 1943], впервые представивших свои коллекции в Париже.
Высокая мода от Гари Харви переносит «стабильность» на более эстетический уровень, превращая ткань в предмет роскоши. Юбка платья слева сделана из 18 утилизированных плащей Burberry, создавая иллюзию кринолина, а платье с корсетом справа сшито из 42 пар джинсов Levi's модели 501.
По сей день мы продолжаем судить людей по их одежде - критически оценивать их статус, сексуальную привлекательность и вкус. Как говорила итальянская модельер Миучча Прада (род. 1949; с. 480), автор линии Miu Miu, продемонстрировавшей причудливый и в то же время исконно женский стиль [напротив): «Мода - опасная территория, потому что она знает о вас все, самые интимные подробности. Она рассказывает о вашем теле, интеллекте, мышлении. Она столько всего способна рассказать о человеке». Мода всегда несла в себе культурное значение, подтекст и ассоциации, а начало 21 столетия ознаменовало ее беспрецедентное проникновение в самую глубь общественного сознания. Британский историк Эрик Хобсбаум отмечал способность дизайнеров предугадывать грядущие потребности людей в своей книге The Age of Extremes: A History of the World 1914-1991 (1994): «Почему талантливым фэшн-дизайнерам, не обладающим аналитическим складом ума, удается предугадать форму вещей лучше, чем профессиональным прогнозистам? Это одна из самых больших загадок в истории, а для искусствоведа - одна из самых важных. В век катаклизмов совершенно необходимо понять, каково его влияние на высокую культуру, элитное искусство и, конечно же, авангард».
Мода часто ассоциируется с кратковременностью и воспринимается как нечто капризное и эфемерное. Ей свойственно меняться; индустрия заставляет ее процветать, а потребитель стремится к ней всем своим существом. Все новое и неведомое оказывает тщательно сбалансированным с уже устоявшимися эстетическими тенденциями, создавая особую интригу. Мода же 21 века стремится к статусу стабильности и искусства (наверху), в то же время, нуждаясь в хитрых маркетинговых стратегиях.
Книга Мода: Всемирная история расскажет вам об эволюции моды во всем мире - от древних прямоугольных покрывал до современного от- кутюр, в очередной раз переживающего свой расцвет. Мода должна удовлетворять потребности людей с разным телосложением, вместе с тем придавая некую «изюминку» образу человека. Это своего рода формирование личности человека с добавлением множества мелких деталей. Потребители многого ждут от моды - новых идей, преданности, самовыражения, возможности скрыться в толпе, провести ритуал и быть красивым всегда и везде.
Сочетая невинность и провокацию в своей весенне-летней коллекции 2010 г., Миучча Прада накладывает на сетчатые вставки телесного цвета «целомудренные» детали, например, украшенный драгоценностями воротничок. Юбка из шифонного шелка украшена голографическими пайетками, а полоса посередине соединяет заниженную линию бедер с накладным лифом.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Туника ИНКОВ мужское одеяние ок. 1450-1540 | | | Материалы и инструменты при производстве мебели |
Дата добавления: 2017-03-31; просмотров: 47767;