Раздел V Гражданского кодекса Республики Беларусь
Новый Гражданский кодекс Республики Беларусь вступил в силу с 1 июля 1999 года.
Трудно переоценить значение появления этой редакции ГК РБ для развития интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. Раздел V Кодекса, посвященный этой проблеме, называется «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)». Поскольку большая часть законов в сфере интеллектуальной собственности к тому времени уже была принята, перед законодателем встала непростая дилемма: ввести в ГК все принятые ранее законы по интеллектуальной собственности или ограничиться некими основными положениями, оставив детализацию специальным законам по отдельным видам объектов интеллектуальной собственности. Победила вторая точка зрения, что привело к некоторым расхождениям в трактовке отдельных статей в ГК и специальных законах. Во всех случаях такого рода расхождений действует принцип главенства ГК по отношению к специальным законам.
Трактовка интеллектуальной собственности в белорусском законодательстве несколько отличается от принятой в Конвенции, учреждающей ВОИС. В соответствии со статьёй 980 ГК РБ «к объектам интеллектуальной собственности относятся:
1) результаты интеллектуальной деятельности:
произведения науки, литературы и искусства;
исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;
изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
географические указания;
нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);
2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг:
фирменные наименования;
товарные знаки (знаки обслуживания);
географические указания;
3) другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами» [2, с. 464].
В отличие от статьи 2(viii) Конвенции, учреждающей ВОИС, белорусский законодатель отталкивается от понятия «объект интеллектуальной собственности», выделяя три группы объектов. При этом очевидным образом не признается необходимым приложение интеллектуальных усилий для создания объектов второй группы, что можно признать полностью справедливым для географических указаний, частично верным для фирменных наименований и спорным для товарных знаков и знаков обслуживания.
Статья 980 КГ РБ не упоминает в качестве объектов интеллектуальной собственности открытия, коммерческие обозначения и защиту против недобросовестной конкуренции.
Как известно, в СССР государственная система регистрации открытий функционировала с 1957 года до начала 90-х годов. Было выдано около 450 дипломов на открытия на основании более чем 30 тысяч заявок. В настоящее время в Республике Беларусь и других странах мира открытия не охраняются исключительными правами.
Коммерческие обозначения частично перекрываются другими средствами индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг; разработка специального законодательства пока не актуальна для Беларуси.
Право на защиту от недобросовестной конкуренции белорусский законодатель выделил в отдельную статью, обоснованно полагая, что это особое право не относится ни к результатам интеллектуальной деятельности, ни к средствам индивидуализации.
Введены три новых объекта интеллектуальной собственности - селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация.
И, наконец, в отличие от Конвенции, другие результаты интеллектуального труда признаются объектами интеллектуальной собственности только в том случае, если имеется соответствующий закон. Как мы увидим далее, это положение статьи 980 КГ РБ практически не влияет на охраноспособность результатов интеллектуальной деятельности.
Белорусский законодатель относит к объектам авторского права
«1) литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);
2) драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
3) музыкальные произведения с текстом и без текста;
4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;
6) произведения прикладного искусства;
7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
10) компьютерные программы;
11) иные произведения».
К объектам авторского права также отнесены:
«1) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
2) сборники произведений (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда» (ст. 993).
Авторское право согласно ГК РБ распространяется на означенные произведения независимо от их назначения, достоинства и способа выражения. Объективными формами существования произведений признаются:
1) письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
2) устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
3) звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);
4) изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
5) объемно - пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
6) другие формы (ст. 992).
Совершенно очевидно, что расширения «… и т.д.» в пунктах 1-5, а также пункт 6 позволяют охватить все существующие формы представления произведений, а также те, которые появятся в будущем.
Для объектов смежных правприведен исчерпывающий перечень: «Смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания» (ст. 994).
Согласно статье 998 ГК РБ право промышленной собственностив Республике Беларусь распространяется на:
«1) изобретения;
2) полезные модели;
3) промышленные образцы;
4) селекционные достижения;
5) топологии интегральных микросхем;
6) нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);
7) фирменные наименования;
8) товарные знаки (знаки обслуживания);
9) географические указания;
10) другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством».
Общие положения для всех объектов интеллектуальной собственности ГК предусматривают:
1) два основания возникновения прав на объекты интеллектуальной собственности – «…в силу факта их создания либо вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органом…» (ст. 981);
2) два вида прав на объекты интеллектуальной собственности – личные неимущественные и имущественные права. «Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу» (ст. 982);
3) исключительный характер имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности: «Обладателю имущественных прав… принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта интеллектуальной собственности по своему усмотрению в любой форме и любым способом» (статья 983);
4) возможность передачи исключительных прав: «Обладатель исключительного права на объект интеллектуальной собственности вправе передать это право другому лицу полностью или частично…» (статья 983). Исключительные права могут также передаваться по наследству, в порядке правопреемства (ст. 984), по лицензионному договору (ст. 985) или договору о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности (ст. 986);
5) независимость исключительного и вещного прав: «Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой результат или средство индивидуализации выражены» (ст. 987);
6) способы защиты исключительных прав, которые включают как общие способы защиты гражданских прав (ст. 11 и глава 25 ГК), так и специальные «путем: 1) изъятия материальных объектов, с помощью которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения; 2) обязательной публикации о допущенном нарушении с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право; 3) иными способами, предусмотренными законом» (ст. 989).
Главы 61-65 и 67 посвящены авторскому праву и смежным правам, правам на изобретение, полезную модель, промышленный образец, новые сорта растений и породы животных, топологию интегральной микросхемы и способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарный знак, географические указания).
Одной из наименее разработанных в теоретическом и практическом плане проблем охраны результатов интеллектуальной деятельности не только в Республике Беларусь, но и в мировой практике, является проблема охраны так называемых «ноу-хау» (от английского «know how» - «знаю как») или секретов производства, не охраняемых ни патентным, ни авторским правом. Ноу-хау - это «полностью или частично конфиденциальные знания, включающие сведения технического, экономического, управленческого, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества лицу, их получившему, но не запатентованных» [24]. В новой редакции ГК РБ эти объекты предлагается охранять как нераскрытую информацию:
«Лицо, правомерно обладающее технической, организационной или коммерческой информацией, в том числе секретами производства (ноу-хау), не известной третьим лицам (нераскрытая информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования, если соблюдены условия, установленные пунктом 1 статьи 140 настоящего Кодекса» (ст. 1010).
Согласно пункту 1 статьи 140 «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законодательством».
Соблюдение перечисленных условий требует создания системы охраны информации, гарантирующей ее сохранность от несанкционированного распространения. Если такая система создана, а информация, тем не менее, стала достоянием третьих лиц, ГК предусматривает ответственность за незаконное использование нераскрытой информации:
«Лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующее ее, обязано возместить тому, кто правомерно обладает этой информацией, убытки, причиненные ее незаконным использованием…
Лицо, правомерно обладающее нераскрытой информацией, вправе потребовать от того, кто ее незаконно использует, немедленного прекращения ее использования…» (ст. 1011).
Предусмотрен также переход права на защиту нераскрытой информации от незаконного использования по лицензионному договору (ст. 1012).
Отдельная глава кодекса посвящена такому специфическому объекту промышленной собственности, как право на защиту от недобросовестной конкуренции.
«Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается.
Недобросовестной конкуренцией признаются:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
4) другие действия, противоречащие требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности» (ст. 1029).
«1. Лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции.
2. Лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков» (ст. 1030).
Позднее эти положения были развиты в дополнении к Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1022;