ЛЕКЦИЯ 10. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В процессе социального проектирования исходным чаще всего является социальный (не обязательно личностью определяемый) заказ на тот или иной социальный проект. Выражается он в объективных потребностях общественного развития. Субъективной же его основой является разработка соответствующих социальных теорий и применение их к данной ситуации. Анализ социальной ситуации — конкретной, локальной и в масштабах общества исходит из набранных фактов, целей проекта, уточнения общественной потребности, уяснения социального заказа либо получения официального заказа и базируется на избранной авторами теории социальных процессов.
Следующий этап представляет собой предварительную разработку проекта: формулировку замысла или официального заказа проекта, эскиз проекта (формулирование целей и основных его принципов), предварительное обоснование его указанием на теорию проблемы, основные положения этой теории и результаты анализа предпроектной ситуации и указание на потребность общества в разработке и реализации данного проекта, а также прогноз действий проектировщика, участников реализации проекта — групп населения, личностей. Причем проектировщиками, реализаторами и потребителями проекта могут оказаться одни и те же лица. В дальнейшем разработка и корректировка проекта приводят и к корректировке теории того социального процесса, который вызвал данный проект к жизни, либо выявляет несостоятельность этой теории,
что ведет к появлению новой.
В ходе разработки проекта преодолеваются противоречия между имеющимся социальным знанием и конкретной ситуацией, противоречия, заключенные в самом социальном проектировании, противоречия между социальным знанием и предполагаемыми действиями предполагаемых участников проектируемого процесса, противоречия проекта с действиями социальных групп, сопротивляющихся этому проекту или содействующих ему, исходя из своего видения реальности, отличного от авторского, что ведет к отклонению создаваемой социальной действительности от идеала авторов проекта.
На разработку социального проекта и его реализацию влияет множество факторов социальной среды, позволяющих завершить проект лишь со множеством отклонений от первоначального замысла. Но это не следует считать негативом, если изменения подтвердили свою необходимость.
Параллельно разработке в реализации социального проекта осуществляются технологические разработки, возможность и необходимость которых вызывается данным социальным замыслом, а также развивается технология самого социального проектирования. При этом социальное проектирование включает в себя представление проекта заказчику, обществу, агитацию за его принятие, его обсуждение и осознание обществом его сути и необходимости, затем официальное или фактическое принятие и проведение в жизнь массами.
Социальное проектирование представляет собой закономерный и неизбежный в обществе процесс, ибо вытекает из назревания общественных потребностей в социальных нововведениях — прогрессивных либо регрессивных, но объективно обусловленных изменением соотношения социальных сил вследствие изменений в социально-экономическом фундаменте общества. Именно поэтому отыскиваются средства для разработки социального проекта, ресурсы для его реализации, открывается тот или иной характер такой реализации (революционный или эволюционный), пути мобилизации масс для осуществления проекта и т. п.
Следующим этапом является подробная разработка проекта, его корректировка на базе локального или (что представляет собой не лучший вариант) масштабного, охватывающего все общество эксперимента. Иной раз верхи общества экспериментируют в таких масштабах путем распоряжений, указов, законов без достаточной научной базы; и результатом оказываются ошибки, наносящие ущерб всему обществу и особенно трудящимся массам. Но если проект реализуется с достижением тех или иных его целей, то открывается простор новым решениям.
В основе любого проекта лежит материальная действительность, социально-экономические условия, хотя в целостной социальной обстановке это не всегда заметно. Но именно из этой обстановки при использовании прежнего идейного материала вырастают новые идеологические установки и логически развиваются концепции того или иного проекта. Сам проект начинается с конкретного ощущения или знания новой потребности, проблемы. На этом этапе осознается социальный заказ, проводятся необходимые исследования, ставятся цели социального действия и затем разрабатываются примерные показатели и мероприятия. Затем в какой-либо знаковой форме происходит изложение этого идейного материала, ознакомление с ним общества. После этого происходит абстрактная разработка проекта — формулирование замысла, основных принципов и лишь потом — конкретная, всесторонняя разработка конкретных показателей и мероприятий. И лишь после нее обществу предлагается «окончательный» проект в виде единого документа, программы либо серии документов, законов и т. д.
Схематически этот путь от абстрактного к конкретному можно представить следующим образом:
Кмд 1= А1 – К1 – А2 – А3 – К2 – К3 – К4 – Кмд2,
где Кмд1 - исходная материальная действительность; А1 - исходный идейный материал (знание проблем, социальная теория); К1 - его подробное изложение; А2 - замысел проекта; А3 - наброски проекта; К2 - разработка проекта; К3 - изложение проекта; К4 - его распространение, освоение обществом; Кмд2 - его материализация (создание новой материальной реальности).
Однако следует учитывать, что «окончательное завершение проекта» - понятие, корректное только для технического или архитектурного проектирования. Для социального же проекта его представление как завершенного идеала авторов нередко оказывается лишь началом его развития и, в частности, развития процессов, которые так или иначе произошли бы и без обнародования этого проекта. В отличие от технического проектирования, социальные проекты редко сбываются в задуманных авторами деталях. Это происходит ввиду того, что эти проекты затрагивают нередко противоположные интересы различных социальных групп и лиц, вступающих поэтому в борьбу за противостоящие друг другу корректировки к проекту. Другой причиной «неокончательности» представляемого проекта является большое число участников реализации таких проектов и многообразие факторов, влияющих на этот проект, многократно большее, чем в техническом проектировании, и во многом неподдающихся предварительному учету; многофакторность таких воздействий не позволяет проиграть заранее все возможные варианты реализации проекта. К этому присоединяется неполнота, неразработанность социальных теорий, часто не поспевающих за реальными процессами в обществе. В результате порой и сами авторы проектов и участники первоначальной его реализации сами не только отходят от проектов, но и начинают борьбу с ним.
Социальное проектирование намного сложнее технического. Тем более, что в масштабные социальные проекты включаются и технические проекты. Кроме того, в социальном проектировании многие моменты не поддаются строгому измерению (например, восприятие проекта разными социальными группами и индивидами). Поэтому нередко здесь интуиция занимает место логики. К тому же реализация (и даже пропаганда) социального проекта изменяют сознание людей, их стремления, из которых исходили авторы проекта, таким образом, что обновленное проектное сознание приводит к преобразованию самого проекта или к такой его реализации, результаты которой никак не предусматривались авторами.
В социальном проектировании нередок веер целей, и оно более многовариантно, чем техническое проектирование. Кроме этого, социальное проектирование более вариабельно и сильнее поддается изменениям. Реализация социального проекта происходит не по авторскому пути, а по иному, открытому неожиданным действиям масс, не являвшихся авторами проекта. Еще острее, чем в техническом проектировании стоит здесь заповедь «не навреди». Ведь блок безопасности технического устройства поддается точному расчету, а блоки безопасности социальных проектов нередко не наглядны, порой не предвидимы и часто не закладываются проектировщиками.
Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о социальном эксперименте. Здесь необходима крайняя осторожность в реализации проекта и даже в самом эксперименте, поскольку они затрагивают судьбы людей. Да и экспериментировать с участниками его как с автомобильными манекенами недопустимо. И если проект выходит из недр госаппарата без учета мнения людей, без их одобрения, то народ имеет право сопротивляться такому проекту. Чтобы этого не случилось, проект необходимо реализовать сперва на небольшом экспериментальном поле (если проект касается региона, то в одном — двух районах, если в районе — в одном–двух муниципальных образованиях и т. д.) и с согласия людей, охватываемых экспериментом. Сложность экспериментирования заключается тут еще и в том, что объект, подвергаемый эксперименту, связан с более широкими социальными системами, которые воздействуют на проведение эксперимента, оставаясь прежними и порой противостоящими нововведениям (скажем, изменение налоговой ситуации в регионе при сохранении прежней в стране).
Из-за невозможности учета всех факторов, влияющих на приближение будущего, неверной теоретической базы и т. д. социальный проект, осуществляемый в условиях дефицита предвидения его последствий, порой превращается в утопию. Но реалистичная оценка интересов жителей региона и его слоев, тенденций общественного развития, возможностей приближения желаемого будущего способна превратить самые фантастические планы в реальность. Поэтому прежде чем экспериментировать с людьми, требуется проиграть эксперимент мысленно, на компьютере, в деловых исследовательских играх; причем не возбраняется доводить игру до абсурдных ситуаций, но только при условии развернутой критики хода и результатов игры.
Социальные проекты в целом, в отдельных направлениях и разделах, в деталях разрабатывают различные аналитические центры, как федерального, так и регионального уровней. Данные центры исследуют и прогнозируют возникающие в обществе социальные ситуации, и выдают соответствующие рекомендации. Создаются различные фонды, институты, способствующие социальному проектированию, выделяются частные и государственные средства.
Методы социального проектирования более многообразны, чем методы любого иного проектирования, поскольку включают в свой арсенал и последние. Но существуют и специфические методы. Например, для определения региональных социальных параметров и корректировки проектов используются различные методы социальных исследований, на базе результатов которых рассчитываются параметры и разрабатываются мероприятия социальных планов и решений. Эффективным методом такой разработки может быть метод мозговой атаки, предполагающий (при серьезной взаимной критике) выдвижение любых, и в том числе фантастических, утопических предложений. Специфичны здесь и общепроектные методы. Так, синтез предполагает использование данных максимального количества общественных наук.
Многообразие наличных и сменяющихся факторов социального проектирования требует не просто комплексного, а системного подхода к нему. Необходимо учитывать не только существующее положение, но и тенденции общественного развития, его перспективы, а также социальный заказ на проект (потребности общества), интересы разных общественных групп, возможное сопротивление некоторых из них данному проекту. Такой учет важен уже на стадии обоснования проекта, при получении данных предпроектных исследований и теоретических положений различных общественных наук. Разработка проекта требует согласования между многими звеньями государственного аппарата, согласования — если это возможно — интересов разных общественных групп, а реализация проекта — и согласования его параметров с новациями, которые вносят в него и в общественную жизнь массы участников осуществления проекта.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1249;