Понятие социальной группы
В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:
- устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;
- относительно высокой степенью единства и сплоченности;
- однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;
- способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.
Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Социальные группы можно разделить на два подкласса: номинальные и реальные.
Номинальные – это искусственно выделенные исследователем группы, предназначенные только для статистического учета населения (пассажиры пригородных автобусов, состоящие на учете в милиции, имеющие временную прописку и т.д.)
Реальные называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки: пол; доход; национальность; возраст; родство и брак; профессия, место жительства. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют 4 типа и называют их главными:
- стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);
- этнические (расы, нации, народы, народности, племена, кланы);
- функциональные (шахтеры, учителя, директора);
- территориальные (ростовчане, горожане).
Все социальные группы можно подразделить:
- по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;
- по количественному составу — на малые и большие;
- по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.
- по принадлежности – внешние, внутренние, референтные.
1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.
В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.
Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают существенное воздействие на функционирование всего.
2. Малая группа — это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:
- малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех ; до тридцати человек);
- пространственная близость членов группы;
- устойчивость и продолжительность функционирования;
- интенсивность межличностных взаимодействий;
- высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;
- развитое чувство принадлежности к группе;
- неформальный контроль и информационная насыщенность общения.
Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсионная группа — «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику.
Большая социальная группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.
3. Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.
Неформальная группа —- это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.
4. Внешняя группа – это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим (они).
Внутренняя группа - это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой принадлежим (мы).
Референтная группа – социальная единица, на которую мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий.
Маргинальность
Специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Маргиналы – это люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и еще не примкнувшие к новой общности. Более глубокая трактовка маргинальности позволила объяснить формирование новых профессиональных, религиозных и т.п. сообществ, которые не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т.п.).
Виды маргиналов:
• этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;
• биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;
• социомаргиналы (группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, например абитуриенты);
• возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;
• политические маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
• экономические маргиналы (безработные);
• религиозные маргиналы – не решающиеся осуществить выбор между конфессиями.
Социальный институт
Социальный институт(от лат. institutum — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.
Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт — это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой — система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие, и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.
В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:
• институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;
• экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);
• политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);
• социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).
Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.
Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т.д.).
Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне — это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении — это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).
Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков (табл.2)
Таблица 2. Признаки главных институтов общества
Признаки | семья | государство | бизнес | образование | религия |
1.установленные образцы поведения | привязанность, лояльность, ответственность, уважение | послушание, лояльность субординация | производительность, экономичность, производство прибыли | любовь к знаниям, посещаемость | почтительность, лояльность, поклонение |
2.символические культурные признаки | обручальное кольцо, брачный ритуал | флаг, печать, герб, национальный гимн | фабричная марка, патентный знак | школьная эмблема, школьные песни | крест, иконы, святыни, гимн |
3.утилитарные культурные черты | дом, квартира, мебель | общественные здания, общественные работы, бланки и формы | магазин, фабрика, оборудование, бланки и формы | классы, библиотеки, стадионы | церковные здания, церковный реквизит, литература |
4.кодекс устный и письменный | семейные запреты и допущения | конституция, законы | контракты, лицензии | правила учащихся | вера, церковные запреты |
5.идеология | романтическая любовь, совместимость, индивидуализм | государственное право, демократия, национализм | монополии, свободная торговля, право на труд | академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении | православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам |
Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальнуюдеятельность, лишенную рациональных целей.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Роберт Мертон считал, что функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми.
Явные функции записаны в уставах, формально заявлены, декларированы, приняты сообществом. К ним относятся:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.
2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.
5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так во взаимодействиях между институтами.
Для социолога особый интерес представляют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.
Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1255;