Цветовая композиция. Цветовая гармония, колорит, цветовая гамма
Цвет в нашем восприятии является неотъемлемым свойством формы. Совокупность любых форм в пространстве или на плоскости, если отвлечься от содержания того, что мы видим, можно рассматривать как определенное сочетание цветовых пятен. В произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в архитектурных и дизайнерских проектах расположение цветовых пятен, их цветовые характеристики и размеры должны подчиняться определенной закономерности и логике, связанной с содержанием и назначением объектов творчества. Поэтому художники и дизайнеры, определяя композиционное расположение форм всех элементов художественного произведения или объекта дизайна, параллельно определяют его цветовую композицию. Можно сказать, что цветовая композиция — составная часть общего композиционного решения, объединенная в неразрывное целое с объемно- пространственной и объемно-пластической композицией. Цветовая композиция всегда создаётся с расчетом на определенное эстетическое впечатление, запланированное художником. При этом нужно подчеркнуть, что цвет — самое активное средство гармонизации формы и пространства. Он в первую очередь, еще до начала восприятия пластики формы и пространства влияет на эстетическую оценку объекта и дольше всех признаков формы остается в памяти. Но способность цвета оказывать активное эмоциональное воздействие таит и опасность возникновения общего негативного впечатления от произведения, если у автора нет художественного вкуса и достаточного опыта.
Обобщив сказанное, можно сформулировать следующее определение: цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.
В соответствии с многообразием выразительных возможностей цвета можно вы- делить основные функции цветовой композиции в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства и в объектах дизайна.
1. Цветовая композиция вместе с другими компонентами общего композиционного решения должна создавать эстетическое впечатление. Гармонизация цветовых сочетаний, эстетически и функционально обоснованное взаимодействие цвета и фор- мы повышают художественную выразительность произведения.
2. Цветовая композиция формирует художественный образ. Ассоциативные свойства различных цветов и цветовых сочетаний дают возможность, используя определенный колорит и определенную гамму цветов, создавать образ любого эмоционального состояния, впечатления, настроения, характера. Трагедия или радость, строгость или веселость, мужественность или женственность, величавость, элегантность или изящество и скромность, декоративность или конструктивность, статичность или динамичность и т.п. — все может быть выражено цветом. Цветом можно передать характерное состояние окружающей среды, времени года или суток, создать ассоциативный образ какого-либо предмета или явления.
3. Закон любой композиции — ритмическая организация создается во всех видах пластических искусств и в дизайне в наибольшей степени за счет определенного чередования цветовых пятен, различных по цветовому тону, светлоте, насыщенности, величине и конфигурации. Это положение справедливо как для плоскостной, так и для объемно-пространственной композиции.
4. Цветовая композиция организует иллюзорное пространство в плоскостной композиции и реальное пространство в объемно-пространственной композиции:
– определенным расположением цветовых пятен достигается ощущение статического или динамического равновесия в композиции;
– цветом можно визуально трансформировать пространство: сжать или расширить, приблизить или отдалить какие-либо зоны, предметы, детали, элементы композиции;
– расположением и конфигурацией цветовых пятен акцентируются определенные направления в композиции — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания;
– цветом можно объединить или разделить пространственные зоны композиции
или какие-то ее элементы.
5. Цвет в композиции является мощным средством интеграции, объединения
всех элементов в одно гармоничное целое:
– в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве впечатление цельности достигается при помощи точно найденного колорита, за счет определенной цветовой гаммы, пронизывающей все произведение;
– в промышленном дизайне единая цветовая гамма обеспечивает цельность изделия или набора предметов, которые должны составлять единое целое (ансамбль одежды, мебельный гарнитур, комплект белья, набор украшений и т.п.);
– в архитектуре также во многом за счет единого цветового решения можно объединить в общую форму части здания, сооружения или объединить несколько зданий и (или) сооружений в архитектурном ансамбле;
– в интерьере цвет часто служит задаче объединения разных по стилевому характеру, форме, размеру, пространственной ориентации предметов.
6. Цвет используется в композиции для выделения, подчеркивания, акцентирования определенных элементов:
– цветом в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в театральных декорациях и объектах оформительского искусства можно выделить композиционный центр и акцентировать внимание на определенных деталях;
– цветом можно выделить конструктивные элементы, членения, соединения различных объектов дизайна и архитектуры в целях усиления художественной выразительности формы и обогащения эстетического впечатления от объекта;
–цветом также выделяются декоративные элементы в изделиях декоративно- прикладного искусства, объектах дизайна и архитектуры;
– в плакатной, промышленной и рекламной графике, в сопроводительной документации и в уличной рекламе цветом выделяются важнейшие элементы, знаки, надписи, зоны;
– цветом выделяются функциональные детали в бытовой технике, приборах, станках, машинах, а также функциональные элементы окружающей среды: указа- тельные и предупреждающие знаки, надписи и т.д. (в этом случае с помощью цвета решаются утилитарные задачи, однако выделяющиеся цветовые пятна могут оживлять окружающую среду или поверхность предмета, делать их более интересными с точки зрения эстетического восприятия).
Иттен в книге «Искусство цвета» в главе «Композиция» дает перечень важнейших факторов и одновременно средств общего решения цветовой композиции:
– выбор цветов;
– характер цветовых отношений;
– место и направление, т.е. расположение пятен каждого цвета в пределах данной композиции;
– конфигурация форм цветовых пятен;
– симультанные связи, т.е. эффект взаимного влияния выбранных цветов на восприятие каждого из них;
– размеры цветовых площадей;
– контрастные отношения в целом (результат взаимодействия всех вышеперечисленных факторов).
Из данного перечня следует, что композиция цветовых пятен прежде всего подчиняется законам цветовой гармонии и, так же, как и композиция предметов и фигур, законам масштабности, равновесия, ритма и пропорциональности.
Все названные аспекты важны, но важнейшими, определяющими характер цветовой композиции, являются первые два: выбор цветов и характер цветовых отношений. По этим признакам выделяются различные типы цветовой композиции. Часто в наиболее обобщенных вариантах типологии исследователи выделяют четыре основных типа цветовой композиции и несколько разновидностей. Например, такую типологию цветовых композиций предлагает Л.Н. Миронова в книге «Цвет в изобразительном искусстве».
Й тип — монохромия
Композиция строится на оттенках одного цветового тона (рис. 10.1) или на нескольких родственных тонах, которые воспринимаются как оттенки одного из основных цветов. Здесь возможны родственные или «аналогичные» триады, например, красный, фиолетово-красный и оранжево-красный. Такие композиции отличаются классической простотой и ясностью художественного языка, доходчивостью композиционной идеи.
Дата добавления: 2017-01-19; просмотров: 10994;