Индивидуальная гамма
Возвращаясь к теме весьма существенной в пограничном вопросе имманентного цветовосприятия и «беспристрастной» констатации объективных характеристик, которые могут быть выражены, скажем, показаниями приборов, следует заострить внимание на том, что И. Иттен выявил её, этой уникальной, как отпечатки пальцев, черты каждого индивидуума, первостепенную роль в самосознании не только художника, но и личности вообще.
Опыт позволил И. Иттену на основе многолетних наблюдений прийти к заключению, что эта персональная особенность, выраженная субъективными колористическими предпочтениям в сочетании с индивидуальными «симпатиями» в категории формы, позволяет предполагать возможность выявить и общую психологическую предрасположенность, и, в виде следствия того — даже обладать возможностью прогнозировать предпочтительность в выборе профессий. Он идёт дальше, указывая на взаимосвязь настоящего феномена с физическими свойствами человека.
Исследователь приводит несколько примеров, иллюстрирующих эту гипотетическую зависимость.
· «Светловолосые, голубоглазые ученицы с розовой кожей лица, как правило работают с чистыми цветами и часто большим количеством ясно различимых тонов. — Основным контрастом для них является цветовой контраст. В зависимости от жизненной силы людей этого типа цветовая гамма их произведений может быть более бледной и более яркой».
· «Люди с чёрными волосами, с тёмной кожей и тёмно-карими глазами представляют другой тип. Главная роль во всех сочетаниях отводится ими чёрному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении чёрного. В тёмных тонах шумит и клокочет цветовая сила».
· «Ученица с рыжими волосами и розовой кожей предпочитала работать весьма интенсивными цветами. Её субъективными цветами были жёлтый, красный и синий в их контрастном звучании. В соответствии с этим я дал ей задание написать букет цветов, что её очень обрадовало. Я посоветовал ей ограничиться пока темами, совпадающими по своему настрою с её субъективными цветовыми предпочтениями, потому что именно эти цвета могли быть прочувствованы и пережиты ею в полную меру. Это интенсивное переживание является решающей предпосылкой для творческой работы».
В контексте настоящих наблюдений учителя любопытны эпизоды из его практики, описанные в оригинальном издании книги «Искусство цвета» [7]. Однажды он был поставлен в тупик отсутствием возможности детерминировать субъективную гамму ученицы, точнее, предположения И. Иттена вступали в противоречие с имевшими место фактами. В первый день занятий по теме девушка в своей работе отдавала предпочтение пятнам серого, синего и красного цветов, на следующее утро в её гамме преобладали оранжевый, чёрный и пурпурный, причём работы её отвечали всем требованиям гармонии. Происхождение парадокса такого «эклектичного» восприятия цвета И. Иттен видит в том, что предками девушки были русские, греки и монголы, то есть на вычуре её цветовосприятия так ярко сказались сообщаемые её природе, характеру, наконец — темпераменту, генетические черты разных этносов. Во втором случае И. Иттену пришлось столкнуться с ситуацией, когда в деструктивном изменении индивидуальной гаммы, первоначально вполне гармоничной, нашло отражение общее состояние личности, проявившееся в названном факте задолго до заболевания.
В сочетании с другими педагогическими приёмами, которые также связаны с изобразительным искусством, И. Иттен рекомендует воспитателю, руководствуясь наблюдаемыми закономерностями, использовать их для выявления в подопечном его уникальных качеств, чтобы «дать каждому ребёнку органически развить свою индивидуальность». Далее он говорит: «Учитель должен помогать только лишь слегка, очень естественно, но постоянно и с любовью. Подобно тому, как садовник создаёт наилучшие условия для своих растений, так и преподаватель должен создать для ребёнка благоприятные условия для его духовного и физического развития. А расти он будет согласно собственным, свойственным ему идеям и силам».
Умение видеть
Примечания
1. ↑ Иттен Иоханнес. Искусство цвета. Издатель Д. Аронов. Москва. 2000 ISBN 5-94056-001-6
2. ↑ Bauhaus. Bauhaus archiv. 1919—1933. Magdalena Drost. Benedikt Taschen. 1990 ISBN 3-8228-0179-8
3. ↑ «Однажды, в 1922 году, вскоре после приглашения Кандинского преподавать в Государственном Баухаузе в Веймаре, Гропиус, Кандинский, Клее и я спокойно беседовали, как вдруг совсем непосредственно Кандинский спросил: „Какие предметы вы преподаёте?“. Клее ответил, что он читает лекции по проблемам формы, а я — свой курс). Кандинский сухо заметил: „Ладно, тогда я буду вести рисунок с натуры!“. Мы кивнули и больше ничего не говорили о наших учебных планах. И Кандинский, действительно, в течение многих лет после этого вёл в Баухаузе занятия по аналитическому изучению натуры.» — Иттен Иоханнес. Искусство цвета. Издатель Д. Аронов. Москва. 2000. C. 79
4. ↑ В России вопросами теории цвета и сопряжёнными с ней областями (изучением спектра, воздействием цвета, хроматографией, созданием и классификацией краисителей и т. д.) занимались М. В. Ломоносов, Ф. Ф. Петрушевский, Д. А. Лачинов, М. С. Цвет, П. П. Лазарев, С. М. Прокудин-Горский, Д. С. Рождественский, А. Е. Порай-Кошиц и многие другие.
5. ↑ Структурно несколько иную систему, порой с включением большего числа параметров, видим у П. А. Флоренского в его «Анализе пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях»,— в теоретических работах В. А. Фаворского. Эти труды являли собой основу их лекций и занятий во ВХУТЕМАСе на кафедре «Анализа пространственности в художественных произведениях» (1924—1925); тем не менее, с системой, предлагаемой И. Иттеном, можно наблюдать точки соприкосновения в осмыслении зрительного, психологического воздействия форм.
6. ↑ Сенека. Послания. VII
7. ↑ Itten, Johannes: Kunst der Farbe (Studienausgabe), 1970 Ravensburger, ISBN 3-473-61551-X
Дата добавления: 2016-05-06; просмотров: 786;