Контраст цветового насыщения
Ощущение степени насыщенности любого оттенка цвета, кроме максимально насыщенного, так же, как и светлоты и цветовой «температуры», всегда относительно. Если цвет располагается рядом с более насыщенным цветом, степень его собственной насыщенности визуально понижается и наоборот. Контраст цветового насыщения как основа цветовой композиции часто используется в композициях, построенных на оттенках одного цветового тона (рис. 9.8).
Данные пропорциональные отношения Гете рекомендовал с учетом соотношения светлоты сочетаемых цветов, которая присуща каждому из них при максимальной насыщенности (рис. 9.9). Однако при изменении светлоты и насыщенности цветов меняются и гармоничные пропорциональные отношения их площадей. Вообще, светлота, насыщенность и размеры цветовых пятен в цветовой композиции тесно взаимосвязаны и варианты их соотношений, меняющие общее впечатление, могут быть бесконечно разнообразны. Например, при уменьшении площади цветового пятна относительно контрастного фона оно кажется более насыщенным (рис. 9.10).
При уменьшении площади цветового пятна относительно фона оно кажется более насыщенным и ярким (по Иттену). Можно заметить, что типы контрастов, выделенные Иттеном, являются разноплановыми и разноуровневыми. При этом к названным семи типам можно было бы добавить еще несколько. Так, наряду с контрастом теплого и холодного можно назвать группы цветов, обладающие контрастными ассоциативными качествами, которые зависят не только от «температуры», т.е. от цветового тона. Это, например, контраст легких и тяжелых цветов, в большей степени зависящий от светлоты цветов. Наряду с контрастом площадей можно назвать контраст пространственного положения цветов.
Также можно заметить, что, наблюдая окружающую среду или рассматривая произведение искусства, мы, как правило, видим одновременное проявление нескольких типов названных Иттеном контрастов. Вместе с контрастом цветовых сопоставлений при равной насыщенности цветов мы обязательно увидим различие по светлоте, «температуре», распространению цветов, более или менее заметное проявление симультанного контраста. Контраст по светлоте в пределах одного цветового тона («монохроматический контраст») будет сопровождаться контрастом по насыщенности; контраст дополнительных цветов одновременно будет контрастом теплого и холодного и т.д.
Но Иттен, во-первых, выделяет те семь типов контраста, которые он считает основными, важнейшими для достижения художественной выразительности цветовой композиции. Таким образом, смысл выделения одного типа контраста из нескольких одновременно действующих заключается в определении того типа контраста, на котором основана выразительность данного композиционного решения; во-вторых, более всего очевидно, Иттен считает, что некоторые типы цветовых контрастов связаны с названными и действуют параллельно с ними. В своей книге «Искусство
цвета» он, выделяя семь основных типов, так или иначе говорит и о других типах цветовых контрастов и об их значении в композиции. В целом типология цветовых контрастов Иттена может быть полезной для творческой работы с цветом и анализа художественных произведений.
Многие исследователи выделяют как особый тип контраст хроматических и ахроматических тонов. Действительно, хотя такой контраст является по сути контрастом цветового насыщения, цветовая композиция, построенная на сочетании абсолютно ахроматических тонов (белого, черного и оттенков серого) с хроматическими тонами имеет свою особую художественную выразительность, создает особый эффект эмоционального восприятия.
Ниже показано, с какими оттенками серого наиболее гармонично сочетаются различные спектральные цвета:
К этому следует добавить, что, как отмечал еще Гете, теплые цвета выигрывают
в соседстве с черным цветом, а холодные — с белым (можно вспомнить наше традиционное декоративно-прикладное искусство: лаковая миниатюра, жостовские подносы — преимущество теплых красок на черном фоне, а Гжель — синее на белом).
Сведения по визуальному изменению цветов в зависимости от фона (табл. 9.1) основаны на психофизиологическом воздействии контраста дополнительных цветов и симультанного контраста.
На изменение или усиление цветового тона вследствие действия одновременного цветового контраста, согласно экспериментам Б.М. Теплова влияют следующие условия:
– разница светлоты индуктирующего и реагирующего полей (наибольший
эффект при близких светлотах, притом в случае, когда реагирующее поле светлее);
– насыщенность индуктирующего и реагирующего полей (наибольший эффект при высокой, но не максимальной, и приблизительно равной насыщенности контрастирующих цветов);
– «температура» цветового тона индуктирующего поля (все холодные цвета
дают более сильный контраст, чем теплые);
– соотношение размеров индуктирующего и реагирующего полей (при уменьшении реагирующего поля эффект увеличивается);
– расстояние до точки наблюдения (эффект увеличивается при увеличении рас- стояния, однако, когда цветовые пятна визуально сильно уменьшены из-за большой удаленности, в силу вступают законы оптического смешения цветов).
К этому нужно добавить, что очень яркое освещение уничтожает действие
одновременного цветового контраста или делает его минимальным.
Пограничный контраст наблюдается на границе двух смежных цветовых пятен, причем его эффект наиболее заметен тогда, когда граница располагается по пря- мой линии. Пограничный контраст по светлоте выражается в том, что около границы светлое пятно кажется еще более светлым, а темное, наоборот, более темным. В ровно окрашенном участке поверхности таким образом создается впечатление неровности,
пространственной вибрации и возникает эффект объемности (рис. 9.11).
Если в цветовой композиции на плоскости такой эффект нежелателен, нужно применить тональную растяжку, т.е. с помощью небольшого плавного затемнения светлого пятна и плавного высветления темного пятна у границы подравнять светло- ту смежных пятен. Другой прием устранения пограничного контраста — разделение смежных пятен темной или светлой линией. Контрастное взаимодействие цветов исчезает, если между ними имеется даже очень узкий промежуток.
При хроматическом пограничном контрасте соседние цвета изменяются в том же направлении, что и при одновременном контрасте, то есть желтое пятно, например, около красного будет казаться немного зеленоватым, а красное по оттенку будет казаться ближе к пурпурному цвету. Вообще, одновременный и пограничный контрасты часто выступают вместе. Если мы видим небольшое пятно на каком-либо фоне, пограничный контраст практически отсутствует. Если же реагирующее поле достаточно велико по отношению к индуктирующему, то, в зависимости от того, как фокусируется наш взгляд, мы можем ощутить эффект как одновременного, так и пограничного контраста.
Эффект последовательного цветового контраста исследователи объясняют остаточным раздражением сетчатки глаза после восприятия предыдущего цвета, так как световое ощущение длится некоторое время после того, как предмет уже исчез из поля зрения. Постепенно исчезающий зрительный образ яркого белого пятна на тем- ном фоне или черного пятна на светлом фоне мы видим еще несколько секунд, если зажмуримся или быстро переведем взгляд. Это явление имеет название ахроматическийпоследовательный положительный образ. Однако процесс постепенного угасания зрительного образа характеризуется периодической сменой возбуждения и торможения зрительных ощущений. Поэтому зрительный образ может измениться на противоположный увиденному. Тогда, например, вместо реально увиденного светлого пятна в нашем остаточном зрительном ощущении возникнет темное пятно. Такое явление называется «последовательный отрицательный образ». Хроматический последовательный контраст тоже отличается явлением последовательного отрицательного образа. При этом, если мы некоторое время смотрели на пятно какого-либо насыщенного цвета, а затем перевели взгляд на пустое поле, имеющее нейтральный тон, в нашем восприятии возникает на некоторое время такое же по форме пятно с размытыми краями, по цвету контрастное (но не строго дополнительное) по отношению к увиденному пятну. Если же мы перевели взгляд на поле, имеющее другой насыщенный цвет, возникает эффект, сходный с эффектом симультанного контраста, который был описан выше. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста. Эффект последовательного цветового контраста чаще и более явно ощущается в условиях замкнутого пространства, поэтому его необходимо учитывать при проектировании цветового решения интерьеров, различных выставочных экспозиций и больших по площади композиций на плоскости
(табл. 9.2).
Дата добавления: 2017-01-19; просмотров: 6032;