Контраст холодного и теплого
Наиболее резкий контраст холодного и теплого образует пара дополнительных цветов красно-оранжевый и сине-зеленый, которые Иттен называет полюсами тепла и холода. Большинство других пар дополнительных цветов тоже резко контрастны по «температуре». Однако в этих случаях мы наблюдаем и эффекты контраста дополни- тельных цветов, который Иттен выделяет как отдельный тип. Большие возможности для создания выразительной цветовой композиции заключаются в том, что теплота или холодность всех цветов, кроме полярных, не абсолютна, а относительна. Так, например, фиолетовый цвет в ряду синих цветов кажется самым теплым, а в ряду красных — самым холодным. Тонкие, нюансные отношения по теплохолодности образуют сочетания оттенков родственных цветовых тонов в пределах малого интервала цветового круга и сочетания более теплых и более холодных оттенков одного цветового тона. Иттен называет контраст холодного и теплого наиболее «звучащим» из всех цветовых контрастов. Это объясняется тем, что контрасты более теплых и более холодных оттенков мы постоянно наблюдаем в окружающей среде при любом освещении. Свет и тени всегда соотносятся в нашем восприятии не только как светлые и темные, но и как более теплые и более холодные тона. Живописцы во все времена в большей или меньшей степени использовали это явление для достижения большей художественной выразительности цветовой композиции. Но только во второй поло- вине XIX века импрессионисты впервые до конца последовательно стали, опираясь на визуальные ощущения от непосредственного наблюдения натуры, моделировать форму и пространство на своих картинах при помощи градаций теплых и холодных тонов. В большой степени именно в этом заключается неповторимое очарование живописи Моне, Ренуара, Сислея и других выдающихся живописцев той эпохи. Чтобы эффект контраста теплого и холодного ощущался в полной мере, различие по светло- те и насыщенности сопоставляемых цветов должно быть умеренным (рис. 9.4).
Дата добавления: 2017-01-19; просмотров: 3535;