Подтип Б — ахроматическая цветовая композиция
Такой тип композиции (рис. 10.6) широко применяется во всех видах графики и
в промышленном дизайне. Отказ от использования активного эмоционального воздействия хроматических цветовых тонов позволяет максимально сосредоточить внимание зрителя на форме. Композиция, построенная только на сочетании черного и белого, является крайней степенью отказа от хроматической живописности для выявления эстетических качеств формы средствами графики. Однако по отношению к хроматическим цветовым тонам и черный, и белый воспринимаются как полноценные
цвета, обладающие определенным характером психофизиологического воздействия.
То же можно сказать и о сером цвете. Например, при использовании серого цвета в объектах дизайна он воспринимается как «спокойный», «сдержанный», «элегантный»
и т.п. При этом серый цвет имеет большое количество градаций по светлоте, что позволяет достигать в ахроматической композиции тонкости живописных тональных отношений. Поэтому ахроматическую композицию с использованием серых тонов
можно рассматривать как подтип монохроматического типа цветовой композиции.
Нужно заметить, что в цветовой композиции любого типа не следует допускать абсолютного равенства используемых цветовых тонов по значимости, интенсивности и площади цветовых пятен, так, чтобы цвета «спорили» между собой. Как правило, один из цветовых тонов должен быть доминирующим. Это создает ощущение цельности и усиливает выразительность композиции.
Эстетическое впечатление, возникающее при восприятии цветовой композиции, создается в большой степени за счет гармоничного сочетания цветов. Правда, в живописи современных авангардных течений в целях усиления экспрессивной выразительности часто используются диссонансные цветовые сочетания, доставляющие особое эстетическое удовольствие сторонникам данных направлений. Но для декоративного искусства и дизайна необходима цветовая гармония в композиционном решении отдельного объекта и всей проектируемой цветовой среды в целом.
Само слово гармонияберет начало от древнегреческого «hormonia», которое первоначально означало прочную связь. Этим словом у греков назывались и скрепы досок кораблей, и особо прочный способ кладки камней. Но уже в Древней Греции понятие «гармония» употреблялось и как категория философии и эстетики, обозначающая единство противоположностей, согласованность, соразмерность, созвучие различных элементов, образующих единое целое.
Дата добавления: 2017-01-19; просмотров: 3390;